Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 512342)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Междисциплинарные аспекты семиотики : практикум (160,00 руб.)

0   0
АвторыГанжара О. А., Луговой Д. Б.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц91
ID642432
АннотацияПрактикум составлен в соответствии с ФГОС ВО и раскрывает содержание занятий по основным темам курса, включает планы занятий, методические указания, вопросы и задания, темы рефератов.
Кому рекомендованоПредназначен для магистрантов, обучающихся по направлению «Лингвистика», магистерская программа «Теоретическая и прикладная лингвистика»
УДК81’22
ББК81.001.4
Междисциплинарные аспекты семиотики : практикум [Электронный ресурс] / О. А. Ганжара, Д. Б. Луговой .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 91 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/642432

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Междисциплинарные_аспекты_семиотики.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМИОТИКИ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 45.04.02 Лингвистика Магистерская программа «Теоретическая и прикладная лингвистика» Магистратура Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 81’22 (075.8) ББК 81.001.4 я73 М 43 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Е. Н. Ларионова, канд. филол. наук, доцент Т. Б. Кузнецова (ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический университет») М 43 Междисциплинарные аспекты семиотики: практикум / авт.-сост.: О. А. Ганжара, Д. Б. Луговой. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 91 с. Практикум составлен в соответствии с ФГОС ВО и раскрывает содержание занятий по основным темам курса, включает планы занятий, методические указания, вопросы и задания, темы рефератов. Предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению «Лингвистика», магистерская программа «Теоретическая и прикладная лингвистика». УДК 81’22 (075.8) ББК 81.001.4 я73 Авторы-составители: канд. филол. наук, доцент О. А. Ганжара, канд. филол. наук, доцент Д. Б. Луговой © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1. Цели и задачи курса, основные понятия и термины семиотики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 2. Понятие знака в семиотике. Виды знаков . . . . . . . . . 8 3. Семиотика коммуникативных сред . . . . . . . . . . . . . . 10 4. Семиотические составляющие дискурса . . . . . . . . . 16 5. Из истории семиотики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 6. Семиотика как самостоятельная научная дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 7. Семиотика в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 8. Лингвистическая прагматика П. Грайса . . . . . . . . . . 48 9. Теория речевых актов. Теории дискурса. Французская школа дискурса. Семиотика визуальности . . 52 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 3 ПРАКТИКУМ
Стр.3
Предисловие Целями освоения дисциплины «Междисциплинарные аспекты семиотики» являются: – формирование и развитие специальных компетенций в сфере семиотики различных типов знаковых систем; – формирование устойчивых навыков работы с семиотически значимым текстом с целью многоаспектного семиотического анализа. Задачи освоения дисциплины: – ознакомиться с основными семиотическими понятиями; – способствовать приобщению обучающихся к понятию семиотической структуры языка; – развить умение самостоятельно ориентироваться в основных типах, парадигмах семиотических структур и систем, создавать и анализировать семиотические комплексы. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина относится к 1 блоку (вариативной части, обязательным дисциплинам). Ее освоение происходит в 3 семестре. Связь с предшествующими дисциплинами. Дисциплина изучается в тесной связи с курсом «Лингвистическая типология». Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина является базовой для освоения курса «Теоретико-лингвистические основания систем автоматизированного анализа текста», «Лингвистика дискурса». Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины: ОПК-7 – способность представлять специфику иноязычной научной картины мира, основные особенности научного дискурса в государственном языке Российской Федерации и изучаемых иностранных языках; ОПК-22 – владение приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок. Теоретический материал показывает, как семиотические системы обусловливают организацию и жизнедеятельность общества; расширяет и углубляет специальные познания в сфере коммуникации и культуры. Изучение оснований знаковых систем призвано способствовать совершенствованию навыков приме4 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ АСПЕКТЫ СЕМИОТИКИ
Стр.4
нения полученных знаний в ходе профессиональной деятельности. Наряду с ознакомлением с наиболее развитыми семиотическими системами большое внимание в данном курсе уделяется лингвосемиотике как разделу общей семиотики, который имеет объектом наиболее развитую и совершенную знаковую систему – естественный язык. Большое внимание в данном курсе уделяется семиотике как средству передачи культуры, при этом семиотические системы понимаются как системы, служащие для фиксации и систематизации фактов культуры и обеспечивающие существование культуры. В данном курсе также рассматриваются тезаурус семиотических систем и его интерпретация, совокупности семиотических систем и семиотические разряды. В ходе изучения курса осмысление теоретического материала и практическое освоение навыков проходит в рамках практических занятий. Теоретический материал подробно рассматривает вопросы, вызывающие сложности. В различных формах (дискуссионной, игровой, проблемно-ситуативной) формируются общекультурные, инструментальные, профессиональные компетенции, достигается сверхзадача обучающей стратегии – формирование квалифицированного специалиста в области лингвистики. 5 ПРАКТИКУМ
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически