МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
АСПЕКТЫ СЕМИОТИКИ
ПРАКТИКУМ
Направление подготовки 45.04.02 Лингвистика
Магистерская программа «Теоретическая
и прикладная лингвистика»
Магистратура
Ставрополь
2017
Стр.1
УДК 81’22 (075.8)
ББК 81.001.4 я73
М 43
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Ларионова,
канд. филол. наук, доцент Т. Б. Кузнецова
(ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический университет»)
М 43 Междисциплинарные аспекты семиотики: практикум /
авт.-сост.: О. А. Ганжара, Д. Б. Луговой. – Ставрополь:
Изд-во СКФУ, 2017. – 91 с.
Практикум составлен в соответствии с ФГОС ВО и раскрывает содержание
занятий по основным темам курса, включает планы занятий,
методические указания, вопросы и задания, темы рефератов.
Предназначен для магистрантов, обучающихся по направлению
«Лингвистика», магистерская программа «Теоретическая и прикладная
лингвистика».
УДК 81’22 (075.8)
ББК 81.001.4 я73
Авторы-составители:
канд. филол. наук, доцент О. А. Ганжара,
канд. филол. наук, доцент Д. Б. Луговой
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Цели и задачи курса, основные понятия
и термины семиотики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Понятие знака в семиотике. Виды знаков . . . . . . . . . 8
3. Семиотика коммуникативных сред . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Семиотические составляющие дискурса . . . . . . . . . 16
5. Из истории семиотики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
6. Семиотика как самостоятельная научная
дисциплина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
7. Семиотика в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
8. Лингвистическая прагматика П. Грайса . . . . . . . . . . 48
9. Теория речевых актов. Теории дискурса.
Французская школа дискурса. Семиотика визуальности . . 52
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3
ПРАКТИКУМ
Стр.3
Предисловие
Целями освоения дисциплины «Междисциплинарные аспекты
семиотики» являются:
– формирование и развитие специальных компетенций в сфере
семиотики различных типов знаковых систем;
– формирование устойчивых навыков работы с семиотически значимым
текстом с целью многоаспектного семиотического анализа.
Задачи освоения дисциплины:
– ознакомиться с основными семиотическими понятиями;
– способствовать приобщению обучающихся к понятию семиотической
структуры языка;
– развить умение самостоятельно ориентироваться в основных
типах, парадигмах семиотических структур и систем, создавать
и анализировать семиотические комплексы.
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Дисциплина относится к 1 блоку (вариативной части, обязательным
дисциплинам). Ее освоение происходит в 3 семестре.
Связь с предшествующими дисциплинами. Дисциплина изучается
в тесной связи с курсом «Лингвистическая типология».
Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина является
базовой для освоения курса «Теоретико-лингвистические основания
систем автоматизированного анализа текста», «Лингвистика
дискурса».
Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины:
ОПК-7
– способность представлять специфику иноязычной
научной картины мира, основные особенности научного дискурса
в государственном языке Российской Федерации и изучаемых
иностранных языках;
ОПК-22 – владение приемами составления и оформления научной
документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов,
аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок.
Теоретический материал показывает, как семиотические системы
обусловливают организацию и жизнедеятельность общества;
расширяет и углубляет специальные познания в сфере
коммуникации и культуры. Изучение оснований знаковых систем
призвано способствовать совершенствованию навыков приме4
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
АСПЕКТЫ СЕМИОТИКИ
Стр.4
нения полученных знаний в ходе профессиональной деятельности.
Наряду с ознакомлением с наиболее развитыми семиотическими
системами большое внимание в данном курсе уделяется
лингвосемиотике как разделу общей семиотики, который имеет
объектом наиболее развитую и совершенную знаковую систему –
естественный язык. Большое внимание в данном курсе уделяется
семиотике как средству передачи культуры, при этом семиотические
системы понимаются как системы, служащие для фиксации
и систематизации фактов культуры и обеспечивающие существование
культуры. В данном курсе также рассматриваются тезаурус
семиотических систем и его интерпретация, совокупности семиотических
систем и семиотические разряды.
В ходе изучения курса осмысление теоретического материала
и практическое освоение навыков проходит в рамках практических
занятий. Теоретический материал подробно рассматривает
вопросы, вызывающие сложности. В различных формах (дискуссионной,
игровой, проблемно-ситуативной) формируются общекультурные,
инструментальные, профессиональные компетенции,
достигается сверхзадача обучающей стратегии – формирование
квалифицированного специалиста в области лингвистики.
5
ПРАКТИКУМ
Стр.5