Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Математические методы в психологии : учебное пособие (190,00 руб.)

0   0
АвторыЛукъянов А. С.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц112
ID642431
АннотацияУчебное пособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Психология» и содержит материал для теоретической подготовки студентов.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 – Психология
УДК159.92.51-77
ББК88.4: 22.17
Математические методы в психологии : учебное пособие / А. С. Лукъянов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 112 с. — URL: https://rucont.ru/efd/642431 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Математические_методы_в_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.111
Математические_методы_в_психологии.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 37.03.01 – Психология Квалификация выпускника – Бакалавр Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 159.92.51-77 (075.8) ББК 88.4: 22.17 я73 М 34 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Составитель канд. психол. наук, доцент А. С. Лукьянов М 34 Математические методы в психологии: учебное пособие / сост. А. С. Лукьянов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 112 с. Учебное пособие представляет курс лекций, составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению «Психология» и содержит материал для теоретической подготовки студентов. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 – Психология. УДК 159.92.51-77 (075.8) ББК 88.4: 22.17 я73 Рецензенты: д-р психол. наук, профессор О. В. Соловьёва, канд. психол. наук, доцент И. Н. Назаров (ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт») © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ «Зрелость науки определяется тем, в какой мере она использует математику. Сама же математика не является наукой в эмпирическом смысле, но представляет собой формальную логическую, символическую систему, своего рода игру знаков и правил». Так С. С. Стивенс начинает свой фундаментальный труд «Экспериментальная психология», оказавший значительное влияние на становление психологии как за рубежом, так и в России. В настоящее время математические процедуры обязательно входят в такие разделы психологии, как психометрика, экспериментальная психология, психодиагностика, дифференциальная психология и др. Современная психогенетика, например, широко и активно использует такой раздел высшей математики, как структурное моделирование. С другой стороны, в психологии многие фундаментальные теории были созданы без использования математического аппарата – культурно-историческая концепция, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология и пр. Надо отметить, что отличие теорий и концепций, использующих и опирающихся на математический аппарат и не делающих этого, состоит в том, что первые призваны скорее описывать исследуемую предметную область, а вторые способны измерять предмет исследования. Наиболее «естественным» путём, которым математика проникает в психологию, является математическая статистика. Современная статистика является разделом математики; при этом многие статистические процедуры достаточно просты и легко выполнимы. Математическая статистика в целом в руках психолога может и должна быть мощным инструментом, позволяющим не только успешно лавировать в море экспериментальных данных, но и способствовать становлению его объективного мышления. Данный курс лекций содержит материал для теоретической и практической подготовки студентов, отражающий современное представление о математических методах в психологии, связанное с формированием необходимых будущему психологов знаний, умений, навыков и соответствующих профессиональных компетенций. Целью освоения дисциплины «Математические методы в психологии» является формирование набора общекультурных и про3
Стр.3
фессиональных компетенций бакалавра. К задачам освоения курса относятся: ознакомление студентов с основными математическими методами, используемыми в психологии, формирование позитивной мотивации использования математических методов как в фундаментальных, так и в прикладных исследованиях, выработка навыков использования математических методов для решения профессиональных задач. Дисциплина относится к дисциплинам базовой части (шифр Б1.Б.33). Освоение дисциплины происходит в 3-м семестре. Для этого освоения необходимы знания и умения, приобретённые в результате изучения дисциплин: «Общая психология», «Введение в профессию», «Методы математической статистики», «Математика», «Практикум по общей психологии». К дисциплинам, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее, относятся: «Методологические основы психологии», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Психодиагностика», «Практикум по психодиагностике», «Плановая научно-исследовательская работа студентов». Процесс изучения данной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2); - способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6); - способность к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-8). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - измерительные шкалы, используемые в психологии, и особенности получаемых экспериментальных данных; - параметрические и непараметрические критерии, используемые в психологии для обработки результатов исследований; - методы анализа номинативных данных; - основные методы корреляционного анализа; - основные методы и математические идеи дисперсионного анализа; - непараметрические аналоги параметрических критериев; 4
Стр.4
уметь: - вычислять числовые характеристики данных для выборочной совокупности; - проверять согласие эмпирического распределения с теоретическим; - применять параметрические и непараметрические критерии для обработки экспериментальных данных; - анализировать номинативные данные; - исследовать корреляционную связь между изучаемыми признаками; - применять дисперсионный анализ; владеть: - приёмами решения профессиональных задач с использованием математических методов; - способностью выявлять и математико-статистически доказывать специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам; - способностью отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов; - способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области математической психологии; - способностью преподавать психологические дисциплины, использующие методы математической статистики для исследовательских целей, в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного образования; - проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты психологического исследования, организовывать соответствующие профессиональные коммуникации и взаимодействие будущих психологов. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 37.03.01 – Психология. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ……………………………………………………… 1. Введение в математическую статистику для психологов …... 2. Измерение в психологии. Шкалы измерений. Распределение признака ……………………………………………………………….. 3. Статистические гипотезы. Статистические критерии. Экспериментальная выборка …………………………………………. 4. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции ……… 5. Непараметрическая статистика. Выявление различий в уровне исследуемого признака …………………………………….. 6. Непараметрическая статистика. Оценка достоверности сдвига в значениях исследуемого признака …………………………. 7. Выявление различий в распределении признака (критерии χ2 и λ) ………………………………………………………. 8. Многофункциональные статистические критерии ………….. 9. Многомерные методы и модели: общее представление …….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКИ ……………………………………………………….... ГЛОССАРИЙ ……………………………………………………... 3 6 16 36 45 54 65 77 85 92 103 105 106 111
Стр.111

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.