Рецензенты:
И. А. Маврина, доктор педагогических наук, профессор
кафедры социальной педагогики и социальной работы (ОмГПУ);
А. С. Гречко, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории,
методики и истории физической культуры и спорта (СибГУФК).
Костихина, Н. М.
Педагогика физической культуры : учебник / Н. М. Костихина,
О. Ю. Гаврикова. - Изд. 2-е. - Омск : изд-во СибГУФК, 2015.
- 296 с.
ISBN 978-5-91930-041-0
Учебник разработан в соответствии с учебной программой по
дисциплине «Педагогика физической культуры» Федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования к уровню подготовки выпускников по направлению
49.03.01 - «Физическая культура».
Учтены современные тенденции в развитии психологопедагогических
наук, достижения инновационных технологий в
обучении и воспитании. Основной акцент делается на формирование
профессионального мышления и деятельности специалиста в
сфере физической культуры.
Учебник также может быть рекомендован студентам педколледжей
физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов
физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам,
спортсменам, а также слушателям факультетов и институтов повышения
квалификации в области физической культуры и спорта.
ISBN 978-5-91930-041-0
___ © ФГБОУ ВПО СибГУФК, 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Раздел I. Общие основы педагогики
физической культуры
Тема 1. Педагогические процессы
в сфере физической культуры
1. Педагогика физической культуры
2. Объект и предмет научного изучения
педагогики физической культуры
3. Система педагогических наук
4. Связь педагогики с другими науками
Тема 2. Методы научно-педагогических исследований
1. Педагогическая действительность и ее изучение
2. Методы педагогического исследования
Раздел II. Общие закономерности р азви ти я личности
Тема 3. Личность как предмет воспитания.
Роль физической культуры в развитии личности
1. Понятия: «личность», «развитие»,
«формирование», «личностный рост»
2. Основные факторы развития личности
3. Физическая культура и общие закономерности развития
человека
4.Физическая культура и спорт в развитии человека
как личности и индивидуальности
Тема 4. Психолого-педагогические концепции
становления и развития личности
1. Понятия: «возраст», «возрастная периодизация»
2. Модель Шарлотты Бюлер «5 стадий жизни»
3. Модель Эрика Эриксона «8 стадий жизни»
4. Педагогическая возрастная периодизация
38
38
43
46
47
55
55
59
62
68
3
10
10
12
17
19
20
20
23
7
Стр.3
Раздел III. Управление педагогическим процессом
в сфере физической культуры
Тема 5. Воспитание как педагогическое явление
1. Понятия: «воспитание», «воспитанность»,
«воспитуемость»
2. Понятие о закономерностях воспитания
3. Принципы воспитания
4. Психологическая сущность воспитания
Тема 6. Средства воспитания в педагогической деятельности
1. Концепция деятельностного подхода в воспитании
2. Средства педагогического процесса:
общение, игра, учение, труд
3. Особенности деятельности в области
физической культуры
Тема 7. Становление и развитие личности в сфере физической
культуры и спорта
1. Основные факторы развития личности
в спортивной деятельности
2. Овладение спортивной деятельностью и психологическая
структура спортивной деятельности
3. Основные модельные характеристики
спортивной деятельности
4. Кризисы спортивной деятельности
5. Понятие и особенности спортивной карьеры
Тема 8. Воспитание и обучение в сфере физической культуры
1. Спорт и физическая культура как педагогическая система.
Цели воспитания и обучения в сфере физической культуры
2. Воспитание и обучение в спортивной деятельности как
способы помощи тренера спортсмену в овладении
спортивной деятельностью и формировании личности.
Базовые модели психолого-педагогической помощи спортсмену
3. Технологии воспитания в сфере физической культуры
и спорта
4. Культура общения и взаимодействия тренера
и спортсмена, тренера и спортивного коллектива
4
86
86
90
94
96
100
100
102
114
117
117
120
125
128
131
135
135
139
143
144
Стр.4
Тема 9. Методы воспитания
150
1. Понятия: «методы», «приемы», «средства»,
«формы воспитания»
2. Классификация методов воспитания
3. Методы формирования взглядов, суждений, убеждений,
идеалов воспитанников
4. Методы организации деятельности воспитанников
и формирования опыта их общественного поведения
5. Методы ре1улирования, корригирования, стимулирования
поведения и деятельности воспитанников
Тема 10. Организация самовоспитания учащихся
1. Понятие о самовоспитании
и его социальная детерминация
2. Основные факторы, побуждающие личность
к самовоспитанию, и их использование
в процессе стимулирования учащихся к работе над собой
3. Организация и методы процесса самовоспитания
учащихся и его важнейшие методы
4. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Раздел IV. В оспитательная деятельность
преподавателя физической культуры
Тема 11. Коллектив и его влияние
на личность школьника (спортсмена)
1. Социально-психологическая характеристика группы.
Коллектив и его признаки
2. Стадии развития коллектива
3. Особенности спортивного коллектива, сборной команды,
функции спортивного коллектива
4. Создание и сплочение коллектива
5. Педагогическое руководство коллективом
6. Формирование межличностных отношений:
руководители и лидеры
7. Профилактика и коррекция межличностных конфликтов
182
182
185
189
193
199
203
209
5
150
154
156
159
164
171
171
173
175
179
Стр.5
Тема 12. Роль семьи в социальном формировании личности
212
1. Семья как фактор социализации личности.
Функции семьи. Динамика семьи
2. Содержание и методы семейного воспитания
3. Личность родителей
4. Виды неправильного воспитания в семье
5. Работа с родителями
Тема 13. Психолого-педагогическая помощь спортсмену
на различных этапах спортивной карьеры
1. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе начальной спортивной специализации
2. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта
3. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе кульминации спортивной карьеры
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения
на заключительном этапе спортивной карьеры
и после ее окончания
5. Общие эффекты психолого-педагогического
сопровождения спортивной карьеры
Тема 14. Организация воспитательной работы
в условиях спортивной школы
1. Цель, задачи воспитательной работы тренера;
функции, выполняемые тренером в ходе реализации
воспитательной деятельности
2. Комплексное воспитание спортсмена
в условиях спортивной школы
3. Взаимодействие с родителями
Литература
Глоссарий
212
217
222
225
231
233
233
238
244
249
252
254
254
257
266
271
275
6
Стр.6
Тема 12. Роль семьи в социальном формировании личности
212
1. Семья как фактор социализации личности.
Функции семьи. Динамика семьи
2. Содержание и методы семейного воспитания
3. Личность родителей
4. Виды неправильного воспитания в семье
5. Работа с родителями
Тема 13. Психолого-педагогическая помощь спортсмену
на различных этапах спортивной карьеры
1. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе начальной спортивной специализации
2. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта
3. Особенности психолого-педагогической помощи
на этапе кульминации спортивной карьеры
4. Особенности психолого-педагогического сопровождения
на заключительном этапе спортивной карьеры
и после ее окончания
5. Общие эффекты психолого-педагогического
сопровождения спортивной карьеры
Тема 14. Организация воспитательной работы
в условиях спортивной школы
1. Цель, задачи воспитательной работы тренера;
функции, выполняемые тренером в ходе реализации
воспитательной деятельности
2. Комплексное воспитание спортсмена
в условиях спортивной школы
3. Взаимодействие с родителями
Литература
Глоссарий
212
217
222
225
231
233
233
238
244
249
252
254
254
257
266
271
275
6
Стр.7