Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Генезис национального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (290,00 руб.)

0   0
АвторыДолженко Юлия Юрьевна, Шаймарданов Рафис Хасанович
Издательство[б. и.]
Страниц238
ID640602
АннотацияМонография посвящена анализу исторического развития национального образования народов ханты и манси, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (II - XXI вв.). В работе рассмотрено сущность понятия "национальное образование", представлена периодизация развития национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, дана характеристика исторических этапов развития национального образования, современные проблемы и перспективы национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Монография предназначена для студентов и аспирантов, исследователей и практиков, интересующихся вопросами истории развития национального образования (ханты и манси) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Генезис национального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Ю. Ю. Долженко, Р. Х. Шаймарданов .— : [б. и.], 2012 .— 238 с. — URL: https://rucont.ru/efd/640602 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Генезис_национального_образования_Ханты-Мансийского_автономного_округа_-_Югры.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Генезис_национального_образования_Ханты-Мансийского_автономного_округа_-_Югры.pdf
Ю.Ю. Долженко Р.Х. Шаймарданов *** ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Стр.1
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ю.Ю. Долженко Р.Х. Шаймарданов ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ Монография Сургут 2012
Стр.2
УДК 37, 376.74 ББК 74.03(2) Д64 Рецензенты: Прокопенко Виктор Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследований в сфере этнического образования ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии ГОУ ВПО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». Д64 Долженко Ю.Ю., Шаймарданов Р.Х. Генезис национального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: монография. Каргаполье: ОГУП “Шадринский дом печати” Каргопольский филиал, 2012. - 240 с. Монография посвящена анализу исторического развития национального образования народов ханты и манси, проживающих на территории ХантыМансийского автономного округа – Югры (II – XXI вв.). В работе рассмотрено сущность понятия «национальное образование», представлена периодизация развития национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, дана характеристика исторических этапов развития национального образования, современные проблемы и перспективы национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Монография предназначена для студентов и аспирантов, исследователей и практиков, интересующихся вопросами истории развития национального образования (ханты и манси) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. УДК 37, 376.74 ББК 74.03(2) © Долженко Ю.Ю., Шаймарданов Р.Х., 2012
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..4 ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА §1.1. Теоретико-методологические основы функционирования национального образования в Российской Федерации .......................12 §1.2. Современное состояние организации национального образования в Российской Федерации и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре........................................................................................................39 §1.3. Периодизация национального образования на территории ХантыМансийского автономного округа – Югры с учетом изменений государственной политики в области образования...........................69 ГЛАВА II. ГЕНЕЗИС НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ (II – XXI вв.) ……………………………………………………………….………………90 §2.1. Зарождение национального образования на территории ХантыМансийского автономного округа – Югры (II в.-1917 г.) ..................91 §2.2. Особенности развития национального образования в Советский период на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (20-е – 90-е гг. XX в.)............................................................................129 §2.3. Современный этап развития национального образования на территории ХМАО – Югры (начало 90-х гг. ХХ в. – ХХI в.)............157 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...185 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………….195 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..216
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Мы все живем в большом государстве – Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что РФ занимает первое место по площади и 8-е место по численности населения в мире. Согласно переписи 2010 г. (официальные данные Росстата [145, с. 1-2]), нашу страну населяют 180 этносов и этнических групп: в 2002 г. – 182 народа, в 1989 г. – 128 народов [128, с. 14], имеющих свою неповторимую культуру, и в совокупности составляющих многовековую единую историю российского государства. На протяжении многих веков менялись общегосударственные интересы и интересы всех населяющих страну народов. В новых исторических, социальноэкономических и политических условиях согласования, вышеназванных интересов, появилась необходимость налаживания всестороннего сотрудничества в различных сферах, в том числе и в образовательной области, развития национального (этнонационального, этнокультурного) образования, возрождения и развития национальных языков и культур, обеспечения единства и целостности образовательного пространства поликультурной России. Сложившаяся в национальном образовании ситуация диктует необходимость диалога общечеловеческой и национальной культур, интенсивного качественного обновления образовательного процесса, поиска каждым национальным учебным заведением собственной модели дальнейшего эффективного развития. Национальная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять влиянию чуждых народу псевдокультурных тенденций. Она призвана не только формировать у учащихся первичную систему гуманитарных, ~ 4 ~
Стр.5
естественнонаучных и математических знаний, но и воспитывать их во всем богатстве позитивных отношений и проявлений по принципу: от национального к общечеловеческому. Наличие национально идентифицирующих себя личностей является важным условием благополучия страны в целом, а национальное чувство выступает, по словам И.Н. Иванченко, «первородной живородящей силой». Самовыражение любой нации не возможно без сохранения коренных, национальных источников (народных традиций, национальных ценностей, обычаев, обрядов, фольклора, искусства, ремесел и т.д.), «питающих жизненные силы гражданина и государства, без национального воспитания и образования» [83, с. 77]. Поиск приемлемых и цивилизованных путей национального согласия является центральным для современного российского общества, а для такого социального института, как система образования Российской Федерации, - прежде всего. В системе образования «как в фокусе сходятся процессы экономической модернизации общества, политической интеграции и культурного развития. Способствуя сохранению культуры народа и ее творческому развитию в условиях современной цивилизации, она призвана гарантировать соответствующий мировым стандартам уровень знаний и навыков, осуществлять трансляцию культур народов республики, регионов, стран» [33, с. 1]. Действительно, для успешной реализации направлений современной российской образовательной системы необходимо в первую очередь повысить качество образовательных услуг в регионах России, что, естественно, требует учета всех сторон данных субъектов федерации (экономической, политической, правовой и т.п.). Совершенствование региональной системы образования как одного из главных государственно-общественных институтов, а также его компонентов, С.Л. Зубарева предлагает рассматривать ~ 5 ~
Стр.6
в качестве одной из важных предпосылок социальноэкономического и духовного единства общества. Региональное образование, по ее словам, «в условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности социума ответственно за подготовку подрастающего поколения к надэтнической реальности, а также гармоническое формирование собственно этнического и общероссийского самосознания индивида, обеспечение его гражданской самоидентификации и полноценной самореализации независимо от языковой и культурной принадлежности» [80, с. 3]. Для российского образования это означает необходимость развития системы национального (этнонационального, этнокультурного) образования на всех его ступенях. Сегодня такие поиски рациональных путей национального согласия в Российской Федерации отражены во многих национальных документах и проектах как государственного, так и регионального уровней (Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.) [130], Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) [75], Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.) [28], Федеральный закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (1996 г.) [207], Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа».[167], Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (2005 г.) [76], Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 года «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»). Последнее постановление сейчас является актуальным, особенно в условиях многонациональности округа. ~ 6 ~
Стр.7
Данное постановление, вступившее в силу 1 января 2011 года, ставит своей целью «создание в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека» [144]. Ожидаемыми непосредственными результатами реализации Программы (2011-2013 гг.) являются, например, увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 35%. Тем не менее, вышеперечисленные нормативные документы не помогают защитить национальные языки от вымирания. Напрашивается вывод, что ведется неправильная государственная политика в области образования и межнациональных отношений. За 21 года РФ потеряла 41 народ, то есть перестали жить носители этих языков или они растворились среди других, потеряв свой родной язык. Факт печальный, ведь в год, примерно, в РФ исчезают 2 языка, когда во всем земном шаре в год исчезает от 8 до 10 языков. Это тревожный симптом. Становиться непреодолимой проблемой учет образовательных, культурных интересов всех наций и народов, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной национальной культуры и национального самосознания. Идут ускоренные интеграционные процессы во многих сферах жизнедеятельности народов, проживающих в РФ. Они связаны с вхождением, как в Европейскую, так и мировым системам. Российская Федерация ускоренными темпами теряет свое национальное лицо, в том числе и национальную систему образования, а тем самым свою уникальность и самобытность. ~ 7 ~
Стр.8
Интеграция, глобализация, да и внутренняя национальная политика в области образования стали главными препятствиями в сохранении родных языков и национальных культур. К сожалению, в настоящее время языки многих народов России не выполняют функцию языка обучения в школе (это основное условие сохранения и развития литературного языка), их изучают только в качестве учебного предмета (такой подход не способствует развитию сбалансированного двуязычия у учащихся, сужает функции языка). Основной статьей, регулирующей вопросы языка в ФЗ «Об образовании», является статья 6 «Язык (языки) обучения». Это означает, что изменения в структуре ГОС не ущемляют этнокультурные права граждан в системе общего образования, они регулируются другой статьей ФЗ «Об образовании» и имеют дополнительную гарантию через ФЗ «О языках народов РФ». Система образования призвана содействовать реализации международных обязательств РФ по сохранению и развитию языкового и культурного разнообразия и историко-культурного наследия народов, проживающих на ее территории. Кроме того, в РФ согласно Постановлению Правительства от 24.03.2000 г. за №255 официально признаны 45 коренных малочисленных народов, из них 40 народов относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Языки коренных малочисленных народов занесены в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Наш регион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, занимающий 9-е место по площади (из 83 субъектов Российской Федерации), является многонациональным. По данным переписи населения 2002 г. на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры проживают представители более 130 этносов. Наиболее многочисленными являются русские (около 66%), украинцы (около 9%), татары (около 8%), ~ 8 ~
Стр.9
башкиры (около 3%), азербайджанцы (около 2%), белорусы (около 1,5%), ханты (около 1,2%), чуваши (около 1,1%), манси (около 1%) [211, с. 2]. Как видим, администрации ХМАО – Югры необходимо уделять большое внимание системе именно национального (этнонационального, этнокультурного) образования для повышения уровня культуры и национального самосознания населения Югры разных возрастных категорий, что, в последствие, привнесет большую лепту в повышения общего уровня культуры российского социума. Национальное самосознание (гражданская идентичность) – это разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национального самосознания (гражданской идентичности) составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [166, с. 192]. Национальное самосознание – есть кристаллизация социального опыта, в том числе опыта национальных отношений и памяти народа, который становится одним из компонентов самосознания личности [223, с. 184]. Сегодня можно наблюдать в современной России так называемый «парадокс этничности» (Р.Х. Шаймарданов), столь характерный для всего мира, когда по мере интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания. Немаловажное значение, определяющий данный «парадокс», принадлежит образованию, школе и семье. Именно там «формируется личность, закладываются основы усвоения национальной культуры, языка, нравственных, эстетических ценностей, народный дух, ментальность, национальное самосознание» [221, с. 217]. Национальное образование в ХМАО – Югре, как и по всей России, переживает ряд проблем. ~ 9 ~
Стр.10
Первая, (является общей для национального образования), это нехватка профессиональных педагогических кадров, имеющих теоретические знания о своем этносе, о культуре других этносов, и практические – знание обычаев, обрядов, традиций, следование им, участие в различной этнопедагогической деятельности; знание родного языка, национального языка учащихся (при преподавании в национальной школе). Эти этнопедагогические знания и умения в последующей педагогической деятельности будут способствовать успешному формированию этнической культуры у школьников. Вторая, напрямую связана с особенностями уклада жизни коренных малочисленных народов. Здесь следует выделить в первую очередь такие проблемы, как обеспечение государством полноценного образования на родном языке (национального образования), ведущих кочевой, полукочевой образ жизни, поддержка и развитие государством народных промыслов, традиционных систем ведения хозяйства как основы жизнедеятельности и культуры коренных малочисленных народов. Третья, в нежелании местной администрации содействовать национально-культурным автономиям в предоставления полноценного национального образования данного этноса. Это выражается в подготовке необходимых документов, выделении помещения и оборудования для ведения образовательной деятельности. Чаще всего национально-культурная автономия располагается в образовательных школах в вечернее время после учебных занятий или арендует другие помещения. Четвертая проблема. Это проблема о функционировании национальной школы как основной из возможных вариантов реализации национального образования в Российской Федерации с учетом всех федеральных и региональных законов и программ. «На практике с национальной школой обычно свя~ 10 ~
Стр.11
зывают отражение в содержании и формах школьного обучения и воспитания особенной определенной национальной культуры» [223, с. 182]. Национальная школа – это та школа, которая является очагом национальной культуры, способная вести цивилизованный диалог культур, приобщает учащихся не только к внешним формам, но и духовным основам национальных культур (Р.Х. Шаймарданов). Сегодня, когда решаются вопросы о том, каким быть российскому образованию в целом и российской школе, взгляды ученых-педагогов и практиков все более обращаются к истокам – национальной педагогике (этнопедагогике). Окунувшись в работы педагогов и ученых прошлых лет можно найти истоки возникновения национального образования, его развитие, всплески интереса к нему и причины их «угасания», проследить изменение ценностей населения, их причины и последствия; остановить свой взгляд на настоящем и «предугадать» последствия сегодняшних действий правительства. Ведь будущее зависит от современности, которое стоит на фундаменте прошлого. Исторические события оказывают влияние на формирование национального сознания подрастающего поколения, которое в последствии, само становится объектом уже других исторических событий и явлений. С развитием человеческого познания увеличивается количество информации и ускоряются темпы ее накопления. Чем больше объем накапливаемой информации, тем выше темпы развития науки. Так педагогический опыт народа является неиссякаемым источником для научно-педагогических исследований, а педагогический опыт народов, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ – Югра особенно. ~ 11 ~
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ