ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ.ОБРАЗОВАНИЕ
Л. Н. РУЛИЕНЕ
ТЬЮТОР
ЭЛЕКТРОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л. Н. Рулиене
ТЬЮТОР
ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия
для обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.480.26я73
Р 858
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
С. А. Юн-Хай, канд. пед. наук, доц.,
Бурятский государственный университет
М. В. Намханова, д-р экон. наук, доц., проф.,
Севастопольский экономико-гуманитарный институт
(филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет»
Рулиене Л. Н.
Р 858 Тьютор электронного обучения: учебно-методическое
пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2017. — 74 с. ISBN 978-5-9793-1113-5
Учебно-методическое пособие содержит обобщающую информацию
о профессионально-педагогической деятельности, направленной на решение
организационно-педагогических, научно-педагогических, научнометодических
проблем электронного обучения.
В пособии раскрывается специфика деятельности тьютора электронного
обучения, охарактеризованы теоретические и прикладные основы
организации и сопровождения электронного обучения.
Книга будет полезна педагогам, психологам, начинающим и практикующим
тьюторам, специалистам в области электронного и смешанного
обучения.
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.480.26я73
ISBN 978-5-9793-1113-5
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие..................................................................... 5
1. Характеристика образовательного процесса современного
университета..................................................... 8
2. Инновационные процессы в образовании.............. 20
3. Информационные технологии в профессиональной
деятельности.................................................................... 22
4. Нормативно-правовые основы электронного обучения.................................................................................
27
5. Научно-методическое обеспечение электронного
обучения.......................................................................... 33
6. Тьюторство как новая образовательная практика... 38
7. Психология виртуального общения......................... 40
8. Философские основы электронного обучения...... 43
9. Педагогика электронного обучения.......................... 44
10. Качество электронного обучения.......................... 46
11. Экспертиза и аудит электронных курсов.............. 48
12. Организация и поддержка сетевой проектной
деятельности в образовании........................................ 49
13. Сопровождение электронного обучения взрослых 52
14. Разработка и администрирование портала электронного
обучения......................................................... 54
15. Дистанционные образовательные технологии
в инклюзивном образовании.......................................... 56
Стр.5
16. Технологии электронного и смешанного обучения
в естественно-научном образовании....................... 57
17. Технологии электронного и смешанного обучения
в гуманитарном образовании................................... 57
18. Массовые открытые онлайн-курсы как средство
самообразования....................................................... 58
19. Технологии медиаобразования. Разработка и сопровождение
видеокурсов........................................ 60
20. Электронный университет. Электронная школа... 61
21. Менеджмент и маркетинг электронного обучения. 62
22. Интернет-сервисы и инструменты ИКТ для эффективного
обучения................................................ 63
23. Технологии и модели электронного обучения...... 65
24. Модели дистанционного обучения и дистанционные
образовательные технологии............................ 66
Библиографический список..................................... 67
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебном пособии раскрыты вопросы, которые будут решать
исследователи — организаторы и педагоги электронного обучения:
исследование образовательного процесса в контексте информатизации,
совершенствование образовательной практики в условиях
электронной информационно-образовательной деятельности, разработка
проблем в области электронного обучения, участие в проектировании
образовательных моделей, программ и проектов в области
электронного обучения и их реализация в системе общего и дополнительного
образования, среднего и высшего профессионального
образования, психолого-педагогическая экспертиза электронного
обучения.
Пособие адресовано обучающимся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки «Организация
и сопровождение электронного обучения»), имеет цель —
развитие у студентов личностных качеств, а также формирование
общекультурных — универсальных (общенаучных, социальноличностных,
инструментальных) и профессиональных — компетенций
в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению
подготовки (уровень магистратуры).
Учебное пособие раскрывает теоретические и практические вопросы
подготовки магистра, обладающего профессиональной компетентностью
для решения организационно-педагогических, научно-педагогических,
научно-методических проблем электронного
обучения.
Изучение дисциплин магистерской программы направлено на
формирование компетенций:
а) общекультурных (ОК): способность к абстрактному мышлению,
анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать
свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готовность
действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и
этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); способность
к самостоятельному освоению и использованию новых методов
исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности
(ОК-3); способность формировать ресурсно-информа5
Стр.7
ционные базы для осуществления практической деятельности в различных
сферах (ОК-4); способность самостоятельно приобретать и
использовать, в том числе с помощью информационных технологий,
новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой
профессиональной деятельности (ОК-5);
б) общепрофессиональных (ОПК): готовность осуществлять
профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах
на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной
деятельности (ОПК-1); готовность использовать знание
современных проблем науки и образования при решении профессиональных
задач (ОПК-2); готовность взаимодействовать с участниками
образовательного процесса и социальными партнерами, руководить
коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные
и культурные различия (ОПК-3); способность
осуществлять профессиональное и личностное самообразование,
проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную
карьеру (ОПК-4);
в) профессиональных (ПК), соответствующих видам профессиональной
деятельности (педагогической, научно-исследовательской,
проектной), на которые ориентирована программа магистратуры:
способность применять современные методики и технологии
организации образовательной деятельности, диагностика и оценивание
качества образовательного процесса по различным образовательным
программам (ПК-1); способность формировать образовательную
среду и использовать профессиональные знания и умения в
реализации задач инновационной образовательной политики (ПК2);
способность руководить исследовательской работой обучающихся
(ПК-3); готовность к разработке и реализации методик, технологий
и приемов обучения, к анализу результатов их использования
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(ПК-4); способность анализировать результаты научных исследований,
применять их при решении конкретных научноисследовательских
задач в сфере науки и образования, самостоятельно
осуществлять научное исследование (ПК-5); готовность использовать
индивидуальные креативные способности для самостоятельного
решения исследовательских задач (ПК-6); способность
проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях
инклюзии (ПК-7); готовность к осуществлению педагогического
проектирования образовательных программ и индивидуаль6
Стр.8
ных образовательных маршрутов (ПК-8); способность проектировать
формы и методы контроля качества образования, различные
виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием
информационных технологий и с учетом отечественного и
зарубежного опыта (ПК-9); готовность проектировать содержание
учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения
(ПК-10).
Магистратура призвана готовить исследователей — организаторов
и тьюторов электронного обучения, способных:
• исследовать образовательный процесс в контексте информатизации,
совершенствовать образовательную практику в условиях
электронной информационно-образовательной, обобщать и развивать
отечественный и зарубежный опыт организации электронного
обучения;
• осуществлять научную разработку проблем в области электронного
обучения (как самостоятельно, так и в составе сетевого
педагогического сообщества) и организовывать научноисследовательское
сопровождение образовательных практик в рамках
общероссийского проекта «Открытая школа»;
• эффективно участвовать в проектировании образовательных
моделей, программ и проектов в области электронного обучения,
сопровождать их реализацию в системе общего и дополнительного
образования, среднего и высшего профессионального образования;
• осуществлять психолого-педагогическую экспертизу электронного
обучения.
7
Стр.9