Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теория и методика велосипедного спорта. Раздел 7. «Основы тренировки велосипедиста-гонщика» (190,00 руб.)

0   0
АвторыКовылин М. М., Захаров А. А., Максимова В. М., Мартынов Г. М., Недоцук Ю. И., Казаков А. Ю., Семенов С. В.
ИздательствоМ.: РГУФКСМиТ
Страниц198
ID640148
АннотацияВелосипедный спорт – один из наиболее бурно развивающихся в мире видов спорта, самый популярный и массовый летний олимпийский вид в нашей стране. Необходимость введения курса «Теория и методика велосипедного спорта» обусловлена благоприятными естественными природно-климатическими условиями для занятий велосипедным спортом, простотой в овладении движениями велосипедиста, отсутствием необходимости в специальных дорогостоящих спортивных сооружениях предназначенных для занятий велосипедным спортом, экономической доступностью велосипедного инвентаря. Эти факторы в сочетании с наивысшим по сравнению с другими физкультурными средствами двигательной активности оздоровительным эффектом позволили велосипеду стать национальным средством укрепления здоровья россиян, включая инвалидов, практически на протяжении всей жизни – от 3-4 лет до 80-90-летнего возраста. Учебный материал «Курс лекций» по теории и методике велосипедного спорта построен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла специальных дисциплин на основе учебного плана по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Целью курса лекций является организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта». Задачами курса лекций является раскрытие содержания учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта», обеспечение студентов наиболее актуальной информацией по учебной дисциплине «Теория и методика велосипедного спорта», а также управление познавательной деятельностью студентов.
Кем рекомендованоЭкспертно-методическим советом РГУФКСМиТ
УДК796.61
ББК75.721.7
Теория и методика велосипедного спорта. Раздел 7. «Основы тренировки велосипедиста-гонщика» : курс лекций по теории и методике велосипедного спорта для студентов РГУФКСМиТ, обучающихся по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт» / М.М. Ковылин, А.А. Захаров, В.М. Максимова, Г.М. Мартынов, Ю.И. Недоцук, А.Ю. Казаков, С.В. Семенов .— Москва : РГУФКСМиТ, 2011 .— 198 с. — URL: https://rucont.ru/efd/640148 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_методика_велосипедного_спорта__Курс_лекций_по_теории_и_методике_велосипедного_спорта_для_студентов_РГУФКСМиТ,_обучающихся_по_специальности_032101.65_«Физическая_культура_и_спорт»._Раздел_7._«Основы_тренировки_велосипедиста-гонщика».pdf
Утверждено на заседании кафедры теории и методики велосипедного спорта «19» мая 2011 года протокол №23/10-11 Рекомендовано к изданию экспертно-методическим советом РГУФКСМиТ «28» июня 2011 года протокол №5 Краткая аннотация Велосипедный спорт – один из наиболее бурно развивающихся в мире видов спорта, самый популярный и массовый летний олимпийский вид в нашей стране. Необходимость введения курса «Теория и методика велосипедного спорта» обусловлена благоприятными естественными природно-климатическими условиями для занятий велосипедным спортом, простотой в овладении движениями велосипедиста, отсутствием необходимости в специальных дорогостоящих спортивных сооружениях предназначенных для занятий велосипедным спортом, экономической доступностью велосипедного инвентаря. Эти факторы в сочетании с наивысшим по сравнению с другими физкультурными средствами двигательной активности оздоровительным эффектом позволили велосипеду стать национальным средством укрепления здоровья россиян, включая инвалидов, практически на протяжении всей жизни − от 3-4 лет до 80-90летнего возраста. Учебный материал «Курс лекций» по теории и методике велосипедного спорта построен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования цикла специальных дисциплин на основе учебного плана по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», специализации «Теория и методика избранного вида спорта». Целью курса лекций является организация самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта». Задачами курса лекций является раскрытие содержания учебной дисциплины «Теория и методика велосипедного спорта», обеспечение студентов наиболее актуальной информацией по учебной дисциплине «Теория и методика велосипедного спорта», а также управление познавательной деятельностью студентов. 2
Стр.2
Курс лекций «Теория и методика велосипедного спорта» (раздел 7) составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, одобрено Экспертно-методическим советом РГУФКСМиТ, рекомендовано для студентов РГУФКСМиТ по специальности 032101.65 «Физическая культура и спорт», РГУФКСМиТ. – М., 2011. – с.198. Авторы: Ковылин М.М., Заслуженный тренер России, тренер Высшей категории, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ. Захаров А.А. Заслуженный работник физической культуры РФ, профессор, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой РГУФКСМиТ. Максимова В.М. Заслуженный мастер спорта, профессор кафедры теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ, кандидат педагогических наук. Мартынов Г.М., Заслуженный преподаватель РГУФКСМиТ, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, тренер Высшей категории, Национальный комиссар Федерации велосипедного спорта России, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ. Недоцук Ю.И., преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ. Казаков А.Ю., преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ. Семенов С.В., преподаватель кафедры теории и методики велосипедного спорта РГУФКСМиТ. Рецензент: Попов О.И., доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Рецензент: Цыганков Э.С., доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Рецензент: Боген М.М., доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Рецензент: Байковский Ю.В., кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 3
Стр.3
Оглавление Введение…………………………………………………………………………..8 Раздел 7. Основы тренировки велосипедиста-гонщика……………………9 Лекция 1 Основные закономерности построения спортивной тренировки………………………………………………………………………..9 1.1. Первостепенная роль спортивной тренировки. …………………...9 1.2. Зависимость спортивных результатов от целевой установки и мотивации спортсмена на полную реализацию своих индивидуальных возможностей, соответствие индивидуальных способностей специфике спортивной деятельности велосипедиста-гонщика. ………………………….12 1.3. Понятие о срочной и долговременной адаптации. ………………21 1.4. Основные принципы спортивной тренировки. …………………..22 1.5. Единство постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам. ………………………………………………………………………..25 1.6. Единство тренировочной и соревновательной деятельности. ….26 Контрольные вопросы…………………………………………………29 Лекция 2. Единство педагогических и биологических основ содержания тренировки………………………………………………………………………30 2.1. Спортивная тренировка как педагогический процесс, воздействующий на духовно-нравственное состояние личности спортсмена, его функциональные и психологические особенности. ………………………31 2.2. Принципы педагогики, теории и методики физического воспитания, принципы построения спортивной тренировки, отправные положения в подготовке квалифицированных велосипедистов-гонщиков. ...34 2.3. Роль фундаментальных положений общей и спортивной педагогики и психологии в упорядочении содержания спортивной тренировки для обеспечения ее воздействия на велосипедиста-гонщика как на развивающуюся творческую личность. …………………………………….37 2.4. Биологический аспект тренировки в структурно-функциональном совершенствовании организма велосипедиста-гонщика. …………………….44 2.5. Органическая взаимосвязь педагогических, психологических и биологических аспектов тренировки. ………………………………………….48 Контрольные вопросы…………………………………………………50 Лекция 3. Функционально-двигательное обоснование классификации средств тренировки…………………………………………………………….50 3.1. Определяющие признаки систематизации упражнений, используемых в спортивной подготовке велосипедиста-гонщика. ………….50 4
Стр.4
3.2. Классификация средств по степени сходства, близости структуры двигательных действий и функционирования организма с основной соревновательной деятельностью. ……………………………………………..52 3.3. Классификационное распределение упражнений на три группы: основные, специально-подготовительные и общеподготовительные. ………54 Контрольные вопросы…………………………………………………59 Лекция 4. Характеристика методов тренировки, направленность их воздействия на организм………………………………………………………59 4.1.Характер воздействия на организм того или иного упражнения зависит, прежде всего, от сочетания нагрузки и отдыха в процессе его выполнения. ……………………………………………………………………..59 4.2. Различные варианты чередования нагрузки и отдыха, составляющие одну из структурных основ тех или иных методов выполнения конкретного упражнения. ………………………………………………………61 4.3. Специфика сочетания нагрузки и отдыха в равномерном, переменном, повторном, интервальном, контрольном, соревновательном методах тренировках. …………………………………………………………...63 4.4.Содержание игровых и круговых тренировок. …………………...68 Контрольные вопросы…………………………………………………74 Лекция 5. Тренировочная нагрузка и характеризующие ее показатели……………………………………………………………………….74 5.1. Физическая нагрузка как количественная и качественная мера используемых велосипедистом упражнений (средств). ……………………...75 5.2. Показатели, характеризующие «внешнюю» и «внутреннюю» стороны нагрузки. ……………………………………………………………….78 5.3. Адекватная оценка нагрузки по сопоставлению обеих ее сторон ………………………………………………………………………..80 5.4. Компоненты нагрузки и их влияние на формирование реакций адаптации. ……………………………………………………………………….82 5.5. Специфичность реакций адаптации организма спортсмена на нагрузки. …………………………………………………………………………93 5.6. Воздействие нагрузок на организм спортсменов различной квалификации и подготовленности. …………………………………………...98 5.7. Реакции организма спортсмена на соревновательные нагрузки.. ………………………………………………………………………104 Контрольные вопросы ………………………………………………106 Лекция 6. Разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный, кумулятивный………………………………………………107 6.1.Разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный, кумулятивный (накопительный), их определение и характеристика. ……...108 5
Стр.5
6.2. Срочный тренировочный эффект как текущая реакция организма на выполняемую нагрузку и его состояние в течение 30-60 мин восстановления после окончания нагрузки. …………………………………108 6.3. Отставленный тренировочный эффект – это состояние организма после нескольких тренировочных занятий. ………………………………….112 6.4. Кумулятивный тренировочный эффект – это оценка состояния организма после более продолжительного, относительно законченного блока занятий в рамках средних (мезо) и больших (макро) тренировочных циклов. …………………………………………………………………………………...113 6.5. Биохимические предпосылки основных принципов спортивной тренировки. …………………………………………………………………….115 6.6. Эффект повторной работы, выполняемой в период недовосстановления от предыдущей. ………………………………………...123 6.7. Эффект повторной работы, выполняемой в период суперкомпенсации, вызванной предыдущей работой. ……………………...124 Контрольные вопросы……………………………………………….127 Лекция 7. Понятие об оперативном, текущем и этапном видах контроля………………………………………………………………………..128 7.1. Типы состояний велосипедиста-гонщика и соответствующие виды их контроля: оперативный, текущий, этапный. ……………………….129 7.2. Оценка относительно устойчивых этапных состояний, приобретаемых в процессе долговременной адаптации в связи с проявлением кумулятивного тренировочного эффекта, – задача этапного контроля. …...135 7.3. Текущие состояния как проявления отставленного тренировочного эффекта по результатам текущего контроля. ……………..134 7.4. Оперативный контроль для оценки оперативных состояний, наступающих в связи с проявлением срочного тренировочного эффекта. …………………………………………………………………………………...139 7.5. Педагогические, медико-биологические, психологические методы оперативного, текущего и этапного видов контроля. ……………...151 7.6. Соответствие возрастным, квалификационным особенностям занимающихся, направленности тренировочного процесса и требования к показателям, используемых в контроле. ……………………………………..154 7.7. Спортивно-педагогические методы оценки аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. …………………………………….157 Контрольные вопросы………………………………………………..158 Лекция 8. Структура годичного тренировочного цикла в велосипедном спорте…………………………………………………………………………...159 8.1. Общая структура годичного тренировочного цикла. …………..160 8.2. Три основных подхода к планированию соревновательной деятельности велосипедного спорта с учетом его сезонности. …………….166 6
Стр.6
8.3. Рациональное построение годичной подготовки ведущих спортсменов к ответственным соревнованиям с учетом многочисленных коммерческих стартов. ………………………………………………………...170 8.4. Тренировка в подготовительном периоде. ……………………...178 8.5. Тренировка в соревновательном периоде. ……………………...180 8.6. Особенности построения этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям. ……………………………………………………...182 8.7. Тренировка в переходном периоде. ……………………………..184 Контрольные вопросы ……………………………………………...185 Рекомендуемая литература…………………………………………………187 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ