Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Политический процесс: власть и общество современной России в поиске диалога: учебное пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторМокшин Василий Кириллович
Издательство[Б.и.]
Страниц271
ID639741
АннотацияАнализируются вопросы политического процесса, власти и традиции ее взаимодействия с обществом в современной России. С использованием директивного, коммуникационного и нового неклассического подходов рассмотрены отличительные признаки функционирования механизмов властных структур во взаимодействии субъектов политического процесса в постсоветский период. Выявляются источники активизации субъектов политического процесса в Архангельской области. Пособие может стать основой для выбора тем научной работы аспирантов, студентов гуманитарных специальностей.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, а также преподавателей вузов
ISBN978-5-88086-820-9
Мокшин, В.К. Политический процесс: власть и общество современной России в поиске диалога: учебное пособие / В.К. Мокшин .— : [Б.и.], 2008 .— 271 с. — ISBN 978-5-88086-820-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/639741 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Политический_процесс_власть_и_общество_современной_России_в_поиске_диалога_учебное_пособие.pdf
УДК 321.001(470) ББК 66.3(2), 1+60.524.225 М 749 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор Архангельского государственного технического университета И.В. Лукашонок; доктор исторических наук, профессор Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Ю.Ф. Лукин; кандидат педагогических наук, доцент кафедры политологии и социологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова С.Г. Новгородцева Печатается по решению редакционно-издательского П оморского университета М 749 Мокшин, В.К. совета Политический процесс: власть и общество современной России в поиске диалога: учебное пособие / В.К. Мокшин; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2008. ISBN 978-5-88086-820-9 Анализируются вопросы политического процесса, власти и традиции ее взаимодействия с обществом в современной России. С использованием директивного, коммуникационного и нового неклассического подходов рассмотрены отличительные признаки функционирования механизмов властных структур во взаимодействии субъектов политического процесса в постсоветский период. Выявляются источники активизации субъектов политического процесса в Архангельской области. Пособие может стать основой для выбора тем научной работы аспирантов, студентов гуманитарных специальностей. Для студентов, аспирантов, а также преподавателей вузов. УДК 321.001(470) ББК 66.3(2),1+60.524.225 ISBN 978-5-88086-820-9 © Мокшин В.К., 2008 О Поморский университет, 2008
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 1.1. Понятие политического процесса, его сущность и содержание 1.2. Историческое время событий в политическом процессе Глава 2. Власть и общество в политическом процессе России 2.1. Взаимодействие власти и общества в политическом процессе 2.2. Историческое время формализации взаимодействия власти и общества 2.3. Политическое доверие как условие и фактор демократизации политического процесса 2.4. Политическая власть как субъект политического процесса 3.1. Особенности политического процесса советского типа и трансформация общества 3.2. Воздействие традиций советского политического процесса на модернизацию общества 3.3. Российский политический процесс в постсоветский период 4.1. Политический процесс в условиях укрепления властной вертикали в России 4.2. Конституционные основы деятельности органов власти в политическом процессе современной России 5 Глава 1. Политический процесс и его отражение в политической науке 14 31 40 57 76 82 Глава 3. Советский политический процесс в условиях модернизации советского общества 94 106 114 Глава 4. Разделение властей как механизм выражения интересов социальных субъектов политического процесса 124 135
Стр.3
4.3. Становление субъектов политического процесса при федерализации российского общества 5.1. Специфика диалога власти и человека в российском социуме 5.2. Социокультурные аспекты ментальное™ субъектов российского политического процесса 5.5. Объективная потребность активизации среднего класса и интеллигенции в политическом процессе 6.2. Выборы как индикатор отражения политического поведения человека 6.3. Противоречивость становления российского гражданского общества в современных условиях Заключение 145 Глава 5. Проблемы взаимодействия власти и человека в политическом процессе переходного общества 165 180 196 209 222 233 250 263 5.3. Диалог между гражданским обществом и властью в России.... 184 5.4. Роль бюрократии в политическом процессе Глава 6. Политический процесс на Европейском Севере России 6.1. Политический процесс в фокусе современной политологии
Стр.4
Предисловие Политическая сфера — одна из основных в становлении социальных общностей гражданского общества. Под гражданским обществом нами понимается совокупность негосударственных структур и отношений, которые существуют в стране наряду с государством и вне его, которые складываются в экономике и на производстве, в культуре и самоуправлении, в религиозной общине и семье, в частной и общественной жизни. Разумеется, эти отношения и структуры немыслимы без взаимодействия с государством, объединяющим людей посредством включения их в число граждан. У гражданского общества возникают свои взаимодействия с государственной властью и свои требования к ней. Это соответствие ее политики воле народа, строгое соблюдение законов, прозрачность и доступность в работе государственного механизма, защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому гражданское общество, функционирующее за рамками государственных институтов, выступает как участник управления страной, как механизм контроля за деятельностью государственной власти. Для выполнения такой задачи гражданское общество должно иметь свою достаточно разветвленную структуру. Ядром социальной структуры являются политические партии, профессиональные союзы, разного рода общественные организации, добровольные общества, научные, культурные, спортивные ассоциации, объединения предпринимателей, самоуправляющиеся территориальные общины, множество других форм самодеятельности и активности людей. Все эти социальные общности отражаются понятием политической организации, или социально-политической системы общества, участвующие в политическом процессе. Первооснову политической системы общества, и в том числе и государства, составляют интересы господствующего класса, обрекающего общество на раскол и постоянное противостояние между
Стр.5
бедностью и богатством. Поэтому в структуре гражданского общества существуют не только организации, обслуживающие правящий класс, исповедующие и внедряющие его идеологические установки, но и организации, выступающие за удовлетворение интересов неимущих социальных общностей. Таким образом, политическая система гражданского общества представляет собой диалектическое единство двух противостоящих частей — организаций и структур господствующего класса, с одной стороны, и организаций сопротивления - с другой. И чем глубже дифференциация в обществе между социальными общностями, тем глубже раскол в обществе. Причем государственная власть выступает на стороне экономически господствующего класса, защищая его интересы и подавляя, нейтрализуя интересы другой части общества. Эта позиция власти вытекает из произошедших изменений в обществе, в основе которых лежат перемены производственных отношений, которые трансформируют прежние общественные отношения и социально-экономические устои. Следствием этих перемен в общественном сознании возникли глубокие расхождения в теоретических взглядах и политических позициях отдельных людей и социальных общностей. У каждой группы свои взгляды на собственность и власть, на положение человека в обществе, поскольку они занимают разное место и в капиталистических производственных отношениях. Присвоение прибавочного продукта - это новое жизненное кредо имущего класса, а потому он стремится организовать политическую систему таким образом, чтобы она выражала только его интересы. С этой целью владельцы вещественной собственности ищут себе поддержку в оппозиционных партиях. Поэтому перед наукой возникает проблема теоретического объяснения этого феномена. С позиции спецкурса, причины этого феномена рассматриваются в специфике политического переходного процесса в российском обществе, в котором взаимодействие власти и общества не приобрело прочной институциональной основы, обеспечивающей реализацию интересов социальных групп на формальной основе. В среде новой социальной общности капиталистов и буржуа как участников политического процесса в современной России высокий уровень конкуренции корпоративных интересов, капиталов, претензий на власть как эффективный способ обогащения и удовлетворения узкокорпоративных интересов и тщеславных личных амбиций. Во многом эти ниши уже заняты, власть и рынки поде
Стр.6
лены, прибыль распределена. В нынешних условиях отдельному предпринимателю практически невозможно обеспечить себе новые позиции в борьбе за власть и преодоление неписаных законов; поэтому новые буржуа стремятся войти в оппозиционные партии и добиться удовлетворения своих интересов. Особую роль в политическом процессе выполняет политическая власть, которая определяет содержание, направление развития взаимодействия всех других структурных элементов политической системы. Проблема политической власти является ключевой для целого ряда научных дисциплин, изучающих политическую жизнь общества. В социально-пракгическом аспекте ее актуальность связана с проблемой взаимодействия власти и субъектов политического процесса, а также состоянием и качеством этих отношений как в истории России, так и в современных условиях. Политическая власть (как и любая другая) означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять ими. Она характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом, оказывать определяющее воздействие на поведение народных масс с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижение поставленных целей и программ большие массы людей, регулировать отношения между отдельными группами. В пособии представлены политические аспекты взаимодействия власти и общества в системе управления современной Россией. Осуществление этого взаимодействия как социального феномена в координатах субъект-объектных и субъект-субъектных политических отношений требует учитывать масштабность и сложность политического процесса, а также политического поведения субъектов по модернизации политических институтов современной России. Изучение политического процесса позволяет выявить зависимость политических событий от политического поведения субъектов и направленности их мыслей и действий. Среди наиболее значимых типов политического поведения выделяются в политологии следующие: - реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты; - периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях;
Стр.7
- деятельность в политических организациях, движениях, партиях; - выполнение политических функций: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка, привлечение к осуществлению контроля общественности за их деятельностью; - посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; - прямое действие - непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота; - воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений. Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес. В его основе лежит та или иная проблема, понимание острой необходимости ее решения. Но для того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено - психологический импульс, т.е. готовность к действию, желание принять участие и добиваться успеха. В основе политического поведения могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется облик, характер политического поведения: оно может выглядеть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, или быть продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы, или рассматриваться исполнителями как свершение заданной миссии по «освобождению», «завоеванию», «восстановлению». Обеспечение условий для участия граждан в принятии решений невозможно без достижения общественного согласия. На фоне сравнительно высокого вербального интереса к политике явным диссонансом выглядит уровень непосредственной вовлеченности населения в реальный политический процесс. Реальное состояние политического участия населения характеризуется противоречием между высоким уровнем эмоциональной включенности и очень низким уровнем инструментальной активности, не считая периодов участия граждан в выборных кампаниях. Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок, которые можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт
Стр.8
показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижение определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры. В России за последние годы традиционными формами политического участия граждан стали: политический протест, выражающийся в забастовках и пикетах; участие граждан в работе политических и общественных партий и организаций; участие населения в выборах в органы власти. Уход от политической жизни, отсутствие культуры демократического политического участия, падение уровня жизни - все это отрицательно сказывается на общественной безопасности. Одним из факторов распространения атмосферы недоверия является отсутствие полноценного диачога, взаимодействия между политической элитой и широкими слоями общественности. Характер политического поведения зависит не только от интереса и той мотивации, которая возникает на его основе, но и от таких его внешних регуляторов, как: - роль - это формальная рамка поведения, которую принимает для себя участник политического действия или ему отводимая обстоятельствами или другими участниками; - статус — совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике; - принадлежность к группе социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида отношений; участие в организации - группе, созданной для осуществления ролей в политике. В политическом поведении, как и в любом коллективном действии, люди могут выступать в качестве: - лидеров, возглавляющих политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующих его сплочению и достижению намеченных целей; - активистов - посредников между лидерами и последователями, организующих участников движения, снабжающих лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносящих существенные коррективы в стратегию и тактику манипулирования поведением масс; - последователей - их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях. Они поддерживают цели,
Стр.9
выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, и стимулируют их участие в политической деятельности; - лидеров мнения — не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают «поля» эмоционального и социального напряжения вокруг проблем, делая их объектом всеобщего внимания. К ним обращаются за советом, но не за директивой для действия. Учитывая сложность модификаций политического поведения, в литературе используется термин политическая иммобилъностъ. Этим термином обозначают такие разнородные состояния деятельности людей, как их исключение из политических отношений. Исключение обусловливается низким уровнем общественного развития; политической апатией, являющейся формой неприятия политической системы, отказом от каких-либо форм сотрудничества с нею; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам; аномия - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. В большинстве политических процессов люди участвуют, будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой толпу на улице, участников собрания или митинга, демонстрацию, аудиторию той или иной передачи, зрителей политической передачи. Находясь в подобном состоянии, они приобретают специфические черты массы: - статичность - люди, собранные в массу не представляют собой целостного образования, отличного от составляющих его элементов; - стохастичность, вероятность - здесь случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, состав неустойчив; - ситуативность — ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята; - разнородность состава, его межгрупповая природа; - аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры; - анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.
Стр.10
Эти черты, прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности, в которых подавляется рациональность, резко преобладают чувства над разумом, утрачивается личная ответственность. При оценке и прогнозировании характера потенциального поведения массы необходимо принимать во внимание наличие двух основных типов: - публика формируется на основе интеллектуального взаимодействия, - ее составляют, например, читатели одной газеты, слушатели передачи, люди, увлеченные одним занятием, видом досуга; тип связи, складывающийся здесь постоянен, более или менее устойчив; - толпа, возникающая вследствие непосредственного физического взаимодействия поддерживающих между собой контакт людей, участвующих в митинге, ожидании поезда и т.д. У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит из представителей различных социальных групп. Повод ее образования достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или менее устойчивой, рациональной основе, которой, как правило, является или общая информация, или общий интерес. Для публики опорой формирования служат рациональность, предсказуемость поведения. Ярко выраженные черты толпы: скученность на ограниченном пространстве, относительная длительность совместного пребывания в одном месте при отсутствии контроля и возможностью стремительного заражения через взаимную передачу чувств между собранными индивидами. Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что фактически блокирует способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот, открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное воздействие. Классик французской политической и социальной психологии Г. Ле Бон подчеркивал, что толпой нельзя руководить посредством правил, основанных на чисто теоретической справедливости, а надо отыскивать то, что может произвести на нее впечатление и увлечь ее. В спецкурсе уделяется внимание такому субъекту политического процесса, как власть. Этот субъект является главным рычагом и средством функционирования политической системы. Характеристика и особенности политического процесса в современной России напрямую связаны с завоеванием, удержанием и реализацией
Стр.11
политической власти. Эти аспекты в той или иной степени являются предметом анализа спецкурса. Постановка главной цели определяет в пособии решение следующих задач. Во-первых, обосновываются теоретико-методологические аспекты политического процесса и роли политической власти в постсоветской России. Во-вторых, выявляются социальная сущность и содержание политического процесса советского типа, анализ его основных элементов, социальных функций, определяются основные факторы ее делегитимации, вычленяются существенные особенности и компоненты политических отношений. В-третьих, проводится анализ социальных и социально-политических особенностей властных институтов управления региональной политической системой в конкретном социокультурном контексте. В-четвертых, анализ субъектов политических процессов проводится через выявление интересов социальных групп и общественного мнения, что позволяет осмыслить логику принятия и реализацию решений политической власти. В-пятых, изучается политика как система регуляции механизмов политической власти и разрабатывается модель ее формирования на региональном уровне. Реализация поставленных задач будет осуществляться с учетом специфики природы самого политического процесса в России, который представляет собой сочетание различных логик, одна из которых означает отношение к интересам, другая - к ценностям, третья - к причинам (предшествующим состояниям), четвертая - к ожиданиям желаемого будущего и т.п.' Наибольший интерес здесь представляет организация государственной власти, разделение полномочий между собственно региональными властями и представителями центрального управления на местах, организация местного самоуправления. В современной России в результате распада советского общества и перехода к диким рыночным отношениям и передела собственности и распределения ресурсов среди олигархических групп продолжается нерациональное экстенсивное развитие сырьевых отраслей. Эта традиция увеличивающегося экспорта углеводородного сырья вызывает в России спад производства, потерю конкурентоспособности, утечку мозгов, отток капиталов за рубеж. Потребность в государственном регулировании ныне выступает краеугольным камнем в процессе оздоровления экономики страны, а также обретения Россией частично утерянного политического лидерства. России будет трудно идти по пути реформ и приобрете1 в XX веке. М.,1998. С. 323. Панарин А.С. Реванш истории: российская историческая инициатива
Стр.12
ния авторитета великой державы при сохранении нынешнего положения, когда человеку противостоит огромная коррумпированная бюрократическая система власти, подминающая под себя и рынок, и все общественные отношения. Поэтому анализ политического процесса и участие в нем власти и общества в обеспечении диалога является для пособия важной задачей. В Российской Федерации на основе новой Конституции сложилась политическая система, которая действует, несмотря на трудности и проблемы переходного периода. На федеральном уровне через утверждение разделения властей и создание центральных государственных институтов трансформация формально завершена, но на региональном уровне этого не произошло. Пока еще не создана стабильная партийная система, представляющая различные интересы и осуществляющая тем самым посредничество между обществом и властью. Политический процесс на федеральном уровне покоится на зыбком фундаменте несогласованности интересов общества и власти, что подвергает все выстроенное здание постоянному риску. Комплексный подход, используемый в спецкурсе, позволяет рассматривать региональный политический процесс как сложный, многоэтапный, с выделением периодов, каждый из которых характеризуется проявлением общих тенденций и определенной расстановкой сил в элите России. Благодаря этому подходу анализ политических явлений проводится в динамике, в контексте той конкретно-исторической обстановки, в которой они возникли и развиваются. При этом обращается внимание на деятельность политических партий, общественно-политических организаций и движений, стремящихся выражать, обосновывать и защищать интересы социальных групп, расширять свое влияние в массах на каждом этапе политического процесса.
Стр.13

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ