ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 631.372:629.4.027.412 DOI: 10.17238/issn2071-2243.2017.3.94 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРНО-ТРАНСПОРТНОГО АГРЕГАТА ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ Андрей Викторович Ворохобин Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I Проблема повышения эффективности использования тракторно-транспортных агрегатов (ТТА) остается актуальной, т.к. транспортные затраты являются четвертой по величине составляющей себестоимости продукции производства. <...> Эксплуатационные показатели работы ТТА резко снижаются при движении по дорогам с низкой несущей способностью в связи с тем, что серийные конструкции тягово-сцепных устройств современных сельскохозяйственных тракторов в основном выполняют только функцию тяги и не имеют возможности изменять сцепные свойства трактора. <...> В статье приведены результаты экспериментальной оценки (стендовые и дорожные испытания) эксплуатационных свойств ТТА при использовании тягово-сцепного устройства плавающего типа, особенностью которого является возможность регулировать тягово-сцепные свойства в процессе работы ТТА (конструкция тягово-сцепного устройства плавающего типа и результаты теоретических исследований были описаны автором ранее). <...> Стендовыми испытаниями установлено, что при увеличении угла наклона дышла прицепа нагрузка на передних колесах прицепа снижается с 32 до 28 кН, а на задних колесах трактора увеличивается с 32 до 40 кН. <...> При этом суммарный эксплуатационный вес трактора возрастает с 52 до 57 кН. <...> Дорожные испытания показали, что буксование ведущих колес трактора снизилось на песке с 32,4 до 17,8% и на грунтовой дороге после дождя – с 26,6 до 16,4%; производительность на грунтовой дороге после дождя и на песке увеличилась соответственно на 16 и 23%, а удельный расход топлива снизился соответственно на 18 и 25%. <...> На почвенном фоне с высоким коэффициентом сцепления (сухая грунтовая дорога) регулирование <...>