Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теоретико-методологические основы инновационной системы физкультурно-спортивной работы со студентами: Монография (290,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
АвторыБаринов С. Ю., Орешкин М. М.
Издательство[Б.и.]
Страниц285
ID637956
АннотацияВ настоящее время общепризнано, что существующая система физкультурно-спортивной работы в вузе не позволяет эффективно решать ее задачи адекватные современным требованиям. Поэтому в последние десятилетия специалисты не только России, но и многих других стран ведут поиск новой системы этой работы. В книге на основе теоретического анализа и систематизации инновационных подходов к содержанию, целям, задачам, формам и методам физкультурно-спортивной работы в вузе предпринята попытка изложить и обосновать теоретико-методологические основы данной инновационной системы. Многие излагаемые в книге инновационные проекты, программы, формы и методы физкультурно–спортивной работы со студентами разработаны и внедрены в практику ее авторами. Вместе с тем критически анализируется, систематизируется и оценивается более широкий опыт отечественных и зарубежных специалистов по модернизации физкультурно–спортивной работы с различными группами населения, в том числе со студентами. Поэтому книга представляет интерес не только для педагогов вуза, но и для других специалистов, организующих физкультурно-спортивную работу. Книга предназначена и для тех специалистов, кто ориентирован на проведение научных исследований по педагогическим, социологическим, философским и другим проблемам физкультурно–спортивной работы. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Теоретико-методологические основы инновационной системы физкультурно-спортивной работы со студентами: Монография / С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин; В.И. Столяров .— : [Б.и.], 2016 .— 285 с. — URL: https://rucont.ru/efd/637956 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров, С.Ю. Баринов, М.М. Орешкин ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ Москва 2016 УДК ББК С Столяров В.И., Баринов С.Ю., Орешкин М.М. <...> Воспитание у студентов позитивного отношения к спорту ……… 61 2.3.1. <...> Цели и задачи педагога по формированию и коррекции у студентов общего позитивного отношения к спорту………………… 61 2.3.2. <...> Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции у студентов ценностно-избирательного отношения к спорту………… 64 2.4. <...> Задачи организаторов физкультурно-спортивной деятельности студентов по реализации социокультурного потенциала этой деятельности…………………………………………………. <...> Необходимость и задачи противодействия возможному негативному влиянию спортивного соперничества на личность и социальные отношения студентов………………………………. <...> Формы и методы повышения физкультурно-двигательной активности студентов в свободное время……………………………… 83 3.2. <...> Формы и методы повышения социокультурного значения для студентов физкультурно-двигательной активности ………… 99 3.2.1. <...> Формы и методы совершенствования других компонентов культуры личности на основе физкультурно-двигательной активности студентов…………………………………………………… 111 3.2.3. <...> Формы и методы повышения спортивной активности студентов в свободное время………………………………………………………. <...> ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В данном разделе книги дается краткий анализ тех основных (базисных) понятий – «деятельность», «игра», «культура», «гуманизм», «спорт», «спортивная культура», «физкультура», «физическая культура» которые, как правило <...>
Теоретико-методологические_основы_инновационной_системы_физкультурно-спортивной_работы_со_студентами_Монография.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения)……………………… 6 I. Основные понятия…………………………………………………… 10 1.1. Деятельность и культура……………………………………….….. 10 1.1.1. Деятельность …………………………………………………………… 10 1.1.2. Культура ……………………………………………………… 12 1.2. Гуманизм…………………………………………………………….. 15 1.2.1. Общее понятие гуманизма……………………………………………… 15 1.2.2. Особенности современного гуманизма ………………………….. 18 1.3. Спорт и физкультура………………………………………………… 22 1.3.1. Спорт…………………………………………………………………….. 23 1.3.2. Спортивная культура личности……………………………………….. 25 1.3.3. Физкультура ……………………………………………………………. 31 1.3.4. Культура личностно-ориентированной (физкультурной) двигательной активности………………………………………………. 35 1.3.5. Другие интерпретации понятий «спорт» и «физкультура»…………. 39 1.4. Телесная (соматическая, физическая) культура личности ……….. 42 1.4.1. Понятие и структура телесной (соматической, физической) культуры личности……………………………………………………… 42 1.4.2. Разновидности телесной (соматической, физической) культуры личности………………………………………………………………….. 48 II. Основные направления, цели и задачи физкультурно–спортивной работы со студентами 2.1.. Особенности студенчества как социальной группы………………. 50 2.2. Воспитание позитивного ценностного отношения студентов к физкультуре………………………………………………………… 55 2.2.1. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции общего позитивного отношения студентов к физкультуре………….. 56 2.2.2. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции ценностно-избирательного отношения студентов к физкультуре…………….................................................................... 58 2.3. Воспитание у студентов позитивного отношения к спорту ……… 61 2.3.1. Цели и задачи педагога по формированию и коррекции у студентов общего позитивного отношения к спорту………………… 61 2.3.2. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции у студентов ценностно-избирательного отношения к спорту………… 64 2.4. Физкультура и спорт как средство общегуманистического воспитания, личностного развития студентов……………………… 66 2.4.1. Социокультурный потенциал физкультуры и спорта………………… 66 2.4.2. Задачи организаторов физкультурно-спортивной деятельности студентов по реализации социокультурного потенциала этой деятельности…………………………………………………............. 72 2.4.3. Необходимость и задачи противодействия возможному негативному влиянию спортивного соперничества на личность и социальные отношения студентов……………………………….…… 74 3
Стр.3
III. Инновационные формы и методы физкультурно–спортивной работы со студентами ………………….. 81 3.1. Формы и методы воспитания общего позитивного отношения студентов к физкультурно–двигательной активности……………. 81 3.1.1. Формы и методы формирования физкультурной образованности и информационно–операциональной готовности студентов к занятиям физкультурой……………………………………………………………. 81 3.1.2. Формы и методы повышения физкультурно-двигательной активности студентов в свободное время……………………………… 83 3.2. Формы и методы повышения социокультурного значения для студентов физкультурно-двигательной активности ………… 99 3.2.1. Формы и методы совершенствования телесной (соматической) культуры студентов в процессе занятий физкультурой…………… 100 3.2.2. Формы и методы совершенствования других компонентов культуры личности на основе физкультурно-двигательной активности студентов…………………………………………………… 111 3.2.3. Формы и методы игровой организации физкультурно-двигательной активности студентов…………………………………………………… 115 3.3. Формы и методы воспитания общего позитивного отношения студентов к спортивной деятельности…………………………………… 125 3.3.1. Формы и методы формирования спортивной образованности и информационно–операциональной готовности студентов к занятиям спортом…………………………………………………………………… 126 3.3.2. Формы и методы повышения спортивной активности студентов в свободное время………………………………………………………. 126 3.4. Формы и методы повышения социокультурного значения для студентов занятий спортом…………………………………………….130 3.4.1. Предельно общий подход к решению проблемы……………………… 130 3.4.2. Общегуманистическое, спортивно-гуманистическое и олимпийское образование в системе форм и методов повышения для студентов социокультурного значения спорта………. 135 3.4.3. Организация спортивной деятельности студентов на принципах гуманистической педагогики и психологии…………………………… 155 3.4.4. Формы и методы, основанные на спортивной и олимпийской активности студентов…………………………………………………… 161 3.4.5. Необходимость инновационных принципов организации соперничества в спортивных соревнованиях студентов…………….. 166 3.4.6. Формы и методы инновационного подхода к программе спортивных соревнований студентов……………………………........... 176 3.4.7. Формы и методы инновационного подхода к определению и поощрению победителей спортивных соревнований студентов…… 193 3.4.8. Формы и методы инновационного подхода к составу участников спортивных соревнований студентов…………………… 200 3.4.9. Инновационные методы повышения ориентации участников спортивных соревнований студентов на сотрудничество……………. 202 3.4.10. Формы и методы изменения нескольких принципов организации соперничества на спортивных соревнованиях студентов……………. 205 4
Стр.4
3.4.11. Российская программа целостной модификации традиционных принципов организации спортивного соперничества студентов……. 209 3.4.12. Роль спортивных клубов в повышении социокультурного значения студенческого спорта………………………………………… 238 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 243 БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………… 245 5
Стр.5
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (вместо введения) Данная монография посвящена анализу теоретикометодологических основ новой системы физкультурно-спортивной работы в вузе. Целый ряд причин обусловливает необходимость такой системы и разработки ее теоретико-методологических основ. 1. Одна из наиболее важных социальных проблем современной России – физическое, психическое и духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [Материалы к заседанию…, 2002: 7]. Данная проблема является актуальной и для студентов. Лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме. По данным различных исследований, у 80-85% студентов вузов отмечается нарушение здоровья разной степени [Козина, 2007: 12]. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной [Смирнов, 2002: 7, 8). По данным С.Г. Добротворской, около 54 % студентов страдают вредными привычками: курят 61,4 % юношей и 44,5 % девушек, регулярно употребляют спиртные напитки 76 % студентов и 74,2 % студенток, периодически пользуются различного рода наркотическими препаратами одна треть студенчества, на фоне низкой двигательной активности (до 90 % студентов страдают выраженной гиподинамией) и слабой мотивации к занятиям физической культурой и спортом (до 60 % студентов не занимаются регулярно физическими упражнениями) [Добротворская, 2002]. Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья учащейся молодежи: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления. 6
Стр.6
2. К числу важных средств решения указанной проблемы общепризнано относить физкультурно-спортивную деятельность, в которой заключены огромные возможности для позитивного воздействия на весь комплекс физических и духовных способностей студентов, их социальные отношения. С этим связаны две важных социальных задачи: вовлечь в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом как можно больше студентов и оптимально использовать эти занятия для решения комплекса социокультурных и педагогических задач. Однако в настоящее время фактически общепризнано, что существующая система физкультурно-спортивной работы в вузе, опирающая на соответствующие теоретико-методологические концепции, не позволяет эффективно решать эти задачи. Несмотря на многолетние предпринимаемые усилия организаторов физкультурно–спортивной работы не удается добиться существенного повышения физкультурно–спортивной активности студентов в свободное время. Еще более значительные трудности связаны с решением задачи использования занятий физкультурой и спортом в качестве средства решения комплекса социокультурных и педагогических задач. Существующая система физкультурно-спортивной работы не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурно-спортивной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический, культурный потенциал этой деятельности [Бальсевич, Лубышева, 1995; Баринов, 2009а, б, 2010; Баринова, 1994; Варюшина, 2005; Виленский, 1991; Виленский Карповский, 1984; Виленский, Черняев, 1997; Вучева, 1998; Королева, 2004; Гришина, Проходовская, 2006; Козина, 2007; Лотоненко, Стеблецов, 1997; Манжелей, 2005а, 2010; Новиков, 1988; Столяров, 2010а, 2011л, 2013д, н, о, п, 2014д, 2015з; Столяров, Баринов, 2009б, в, 2011; Столяров, Баринов, Варюшина, 2007; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Логинов, Баринов, 2003; Столяров, Фирсин, 2011; Стопникова, 1992; Шилько, 2003а, б, 2004, 2005; Hardman, 1995, 1997, 2001; Naul, 2003; Physical Education..., 2003; Richter, 2007; Stolyarov, 2009; и др.]. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-спортивная активность значительной части студентов заметно снижается от курса к курсу, и к концу окончания ВУЗа все параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов [Козина, 2007]. Данная ситуация требует поиска новой системы физкультурноспортивной работы в вузе, естественно, при сохранении всего того положительного, что имеется в традиционных подходах к этой работе. 3. К числу важных причин, делающих актуальным даннй вопрос, относятся новые социально-политические и экономические условия нашей страны. Демократизация современного общества, усиление гуманитарной направленности высшего профессионального образования и вхождение 7
Стр.7
российской высшей школы в международное образовательное пространство потребовали осмыслить цели, задачи, содержание, организационные принципы, формы, средства и методы высшего образования в новых исторических условиях, пути преодоления все более ясно обозначившихся кризисных явлений в этой сфере. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы усматривается в гуманизации образования. Речь идет о том, чтобы центральной задачей в деле образования и воспитания студенческой молодежи сделать ее приобщение к общекультурным гуманистическим ценностям – нравственным, эстетическим, интеллектуальным и т.д. обеспечить переход от авторитарно-репродуктивной модели образования к рефлексивногуманистической, главной целью которой является формирование и развитие в человеке потребности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, самореализации, самообразованию в продолжении всей своей жизни [Афанасьев, 2000; Ильинский, 1995, 2004; Никандров, 1996, 1998; …,1995; Стратегия воспитания, 2004]. На первом плане стоит проблема не только нового содержания, но также новых форм и методов работы с молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером педагогической деятельности, субъектом развития собственной индивидуальности – разносторонне и гармонично развитой. Импульсом, побуждающим молодежь к сотрудничеству в решении этой задачи, может быть лишь такая программа, такие средства, которые она признает и одобряет, которые вызывают у нее интерес. К числу таких средств, бесспорно, относится физкультурноспортивная деятельность. Однако для того, чтобы эта деятельность содействовала гуманистическому воспитанию студенческой молодежи требуется соответствующая система ее организации. Таковы основные причины, побуждающие к поиску новой системы физкультурно-спортивной работы в вузе, отвечающей требованиям современного высшего образования и физкультурно-спортивного движения России. Для эффективного решения этой сложной практической задачи в первую очередь необходима разработка теоретико-методологических основ этой инновационной системы: теоретический анализ и систематизация инновационных подходов к содержанию, целям, задачам, формам и методам физкультурно-спортивной работы в вузе. Эта проблематика на протяжении многих лет является предметом научно-исследовательской деятельности авторов данной монографии [например, см.: Баринов, 2009а, б, 2010; Лебедев, Филиппова, Столяров, 1997; Орешкин, 2010; Столяров, 1998з, 2010а, 2011л, 2013д, е, н, о, п, 2014г, д, 2015а, ж, з; Столяров, Баринов, 2009б, в, 2011; Столяров, Баринов, Варюшина, 2007; Столяров, Баринов, Орешкин, 2013; Столяров, Логинов, Баринов, 2003]. 8
Стр.8
Вместе с тем в этой книге ставится задача не только более полно, глубоко охарактеризовать собственное понимание указанных аспектов физкультурно-спортивной работы в вузе, но также охарактеризовать, систематизировать и оценить многогранную и плодотворную деятельность других отечественных и зарубежных специалистов, направленную на теоретическое переосмысление содержания, целей, задач физкультурно– спортивной работы студентов и некоторых других социальнодемографических групп населения, разработки и внедрения в практику инновационных форм и методов, призванных содействовать повышению их физкультурно–спортивной активности и социокультурного значения этой активности. При этом учитывается, критически анализируется и систематизируется та информация по данной проблеме, которая содержится в аналитических обзорах, посвященных различным аспектам физкультурноспортивной работы, в том числе физическому, спортивному и олимпийскому воспитанию, а также движению спорт для всех [Гуськов, Кофман, 1995; Данилова, 2010; Доци, 2011; Дутчак, 2009; Инновационные процессы…, 2009; Инновационные технологии…, 2012; Калманович, Никонова, 2009; Лях, Майер, 2010; Майнберг, 1995; Нестеров, Забурдаев, 2006; Поспех, 2001; Поспех, Войнар, 2002; Эндрюс, 1993; Balz, 1992; Hardman, 2001; Naul, 2003; Physical Education..., 2003; Richter, 2006, 2007; Stibbe, 1998; и др.], а также в материалах конференций [например, см. Инновационные преобразования…, 2010; Инновационные технологии…, 2011; Практика…, 2002; и др.]. Этим объясняются многочисленные ссылки в тексте книги на публикации отечественных и зарубежных авторов, посвященных инновационным подходам к содержанию, целям, задачам, формам и методам физкультурно-спортивной работы. При определении теоретико-методологических основ новой системы физкультурно-спортивной работы в вузе авторы стремились также учитывать специфику студенчества как особой социальной группы – гендерные и возрастные особенности, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, интересы, потребности, ценностные ориентации и другие личностные качества студентов. Следует обратить внимание читателей на то, что при анализе спортивной работы со студентами имеется в виду эта работа в рамках так называемого «массового спорта», «спорта для всех» [характеристику этой разновидности спорта см.: Доци, 2011; Дутчак, 2009; Литвиненко, 2005, 2006а; Мотукеев, 2011а; О состоянии…, 2013; Спорт для всех…, 2000; Столяров, 2013е, 2015а, е, ж; Council of Europe…, 1975; Dacosta, Miragaya, 2002; Eichberg, 2010; Palm, 1991; Promoting Sport for All…, 2010; Sport for all…, 2001; Stolyarov, 1977d; TAFISA…, 2001]. Поэтому не ставится задача охарактеризовать инновационные подходы к содержанию, формам и методам студенческого спорта как резерва спорта высших достижений. Решение этой задачи требует специального дополнительного исследования. 9
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.