Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 491021)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» : Статья (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
Страниц14
ID637896
АннотацияСпортивная наука не только относительно новая, но также интенсивно развивающаяся научная дисциплина: расширяется ее объектная область, проблематика и методология исследования, процессы формирования частных дисциплин дополняются попытками создания интегративных научных теорий, вводятся все новые и новые понятия и т.д. Возникающие при этом сложные исследовательские задачи требуют постановки и решения комплекса теоретико-методологических проблем на основе принципов и положений современной логики и методологии научного познания. Однако эти проблемы, без анализа которых невозможно дальнейшее эффективное развитие спортивной науки, относятся к числу наименее разработанных ее проблем. Столяров В.И. Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред. А.А. Передельского. – М.: РГУФКСМиТ , 2017. – С. 36-49. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» : Статья / В.И. Столяров .— 2017 .— 14 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред. <...> АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «СПОРТИВНОЙ НАУКИ» Столяров В.И., д.ф.н., проф. <...> Спортивная наука не только относительно новая, но также интенсивно развивающаяся научная дисциплина: расширяется ее объектная область, проблематика и методология исследования, процессы формирования частных дисциплин дополняются попытками создания интегративных научных теорий, вводятся все новые и новые понятия и т.д. <...> Возникающие при этом сложные исследовательские задачи требуют постановки и решения комплекса теоретико-методологических проблем на основе принципов и положений современной логики и методологии научного познания. <...> Однако эти проблемы, без анализа которых невозможно дальнейшее эффективное развитие спортивной науки, относятся к числу наименее разработанных ее проблем [12– 15, 46, 53–56]. <...> Цель статьи – привлечь внимание исследователей к теоретикометодологическим проблемам спортивной науки и дать краткий аналитический обзор разработки автором общих проблем логики и методологии научного познания, диалектического метода (в период работы в Институте философии АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также теоретико-методологических проблем спортивной науки (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее время). <...> Теоретико-методологические проблемы определения объектной области спортивной науки. <...> Определение объектной области науки не только сложная, но и очень важная процедура. <...> При этом важно, чтобы были соблюдены логико-методологические требования (эффективности, обоснованности и др.) к вводимым понятиям. <...> В противном случае затрудняется четкая характеристика объектной области науки, а потому ее эффективное развитие. <...> Как правило <...>
Актуальные_теоретико-методологические_проблемы_развития_«спортивной_науки»__Статья.pdf
Столяров В.И. Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред. А.А. Передельского. – М.: РГУФКСМиТ , 2017. – С. 36-49. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «СПОРТИВНОЙ НАУКИ» Столяров В.И., д.ф.н., проф. Введение. Спортивная наука не только относительно новая, но также интенсивно развивающаяся научная дисциплина: расширяется ее объектная область, проблематика и методология исследования, процессы формирования частных дисциплин дополняются попытками создания интегративных научных теорий, вводятся все новые и новые понятия и т.д. Возникающие при этом сложные исследовательские задачи требуют постановки и решения комплекса теоретико-методологических проблем на основе принципов и положений современной логики и методологии научного познания. Однако эти проблемы, без анализа которых невозможно дальнейшее эффективное развитие спортивной науки, относятся к числу наименее разработанных ее проблем [12– 15, 46, 53–56]. Цель статьи – привлечь внимание исследователей к теоретикометодологическим проблемам спортивной науки и дать краткий аналитический обзор разработки автором общих проблем логики и методологии научного познания, диалектического метода (в период работы в Институте философии АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также теоретико-методологических проблем спортивной науки (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее время). Теоретико-методологические проблемы определения объектной области спортивной науки. Определение объектной области науки не только сложная, но и очень важная процедура. Ее значимость определяется тем, что вся система знаний науки относится к изучаемым объектам и только применительно к этим объектам ее знания могут оцениваться как истинные или ложные. Чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, исследователи должны ввести понятия, которые характеризуют эти объекты и позволяют отграничить их от других объектов. При этом важно, чтобы были соблюдены логико-методологические требования (эффективности, обоснованности и др.) к вводимым понятиям. В противном случае затрудняется четкая характеристика объектной области науки, а потому ее эффективное развитие.
Стр.1
Именно такая ситуация характерна для спортивной науки. Ее объектная область формируется в основном стихийно. Понятия, используемые для характеристики изучаемых объектов, часто являются аморфными, неопределенными, многозначными и тем самым не удовлетворяют логикометодологическому требованию эффективности определения, так как не позволяют четко выделять изучаемые объекты, отграничивать их от других объектов. Как правило, отсутствует и логико-методологическое обоснование вводимых понятий [39, 36, 53]. Такая ситуация негативно отражается на трактовке объектной области спортивной науки. До сих пор отсутствует общепринятая характеристика даже основных понятий данной науки. Как правило, не проводится системный анализ изучаемых объектов и тех понятий, которые требуются для их характеристики. Это приводит к разногласиям в трактовке данной объектной области. Иногда в нее включается один объект: только спорт или только физическая культура (спорт рассматривается как элемент последней), иногда – два объекта – физическая культура и спорт, а иногда к ним добавляют другие объекты – физическое воспитание, физическую рекреацию, олимпийское движение и др. Это отражается и на названиях науки: «спортивная наука/спортология/теория спорта», «физкультурология/теория физической культуры» и др. В публикациях автора данной статьи предпринята попытка теоретикометодологического системного анализа объектной области спортивной науки и тех понятий, которые требуются для ее характеристики [13–14, 23, 48–50, 53]. Особое внимание при этом обращается на логико-методологическое обоснование понятий. Для этой цели используются не только традиционные логические средства определения понятий и операция «экспликации понятий», позволяющая преодолевать трудности, связанные с неопределенностью и многосмысленностью языковых выражений [4], но также авторская логикометодологическая технология введения, оценки и унификации понятий. Она предусматривает соблюдение трех логико-методологических принципов: – учет эффективности определений; – разграничение содержательных и терминологических проблем понятийного аппарата; – введение и анализ не одного понятия, а системы понятий, которые позволяют наиболее полно выделить, охарактеризовать и дифференцировать различные объекты изучаемой области [13–15, 22, 26–27, 30–33, 46, 48, 53–56]. Анализ на основе этих принципов системы понятий, характеризующих объектную область спортивной науки, позволил автору выделить основные объекты данной области. Первый объект – спорт. Центральный его элемент – особая разновидность соревнований, которую называют «спортивным соревнованием». 2
Стр.2