Э.В. Леус, А.Г. Соловьев ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Э.В. Леус, А.Г. Соловьев ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск САФУ 2016 1 УДК 159.9(075) ББК 88.47я73 П250 Рецензенты: М.В. Корехова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова; Т.А. Соколова – ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области, главный специалист-эксперт секретариата заместителя губернатора Архангельской области по социальным вопросам Леус, Э. <...> ISBN 978-5-261-01203-0 Представлены общая характеристика пенитенциарной системы (системы исполнения наказаний), специфика условий содержания в исправительных учреждениях, психологическая характеристика личности осужденных, классификации и типологии осужденных, дана характеристика групп и описан характер криминальной субкультуры, раскрыты аспекты подготовки и адаптации осужденных к жизни в новых условиях. <...> Психологическая подготовка и адаптация осужденных к жизни в условиях исправительного учреждения . <...> Психологическая подготовка осужденных к жизни на свободе . <...> Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях Специфика и основные направления деятельности психологической службы в исправительных учреждениях . <...> Составление программ психологического сопровождения как одна из задач психологической службы . <...> 144 145 152 156 163 4 Список сокращений ИУ – исправительное учреждение, ЦВСНП – центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, УК – уголовный кодекс, УИК – уголовно-исполнительный кодекс, СПЭ <...>
Пенитенциарная_психология.pdf
УДК 159.9(075)
ББК 88.47я73
П250
Рецензенты: М.В. Корехова – кандидат психологических наук, доцент
кафедры психологии Института педагогики и психологии
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова;
Т.А. Соколова – ответственный секретарь комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Архангельской области, главный специалист-эксперт
секретариата заместителя губернатора Архангельской области
по социальным вопросам
Леус, Э.В.
П250
Пенитенциарная психология: учебное пособие / Э.В. Леус, А.Г. Соловьев;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск:
САФУ, 2016. – 168 с.
ISBN 978-5-261-01203-0
Представлены общая характеристика пенитенциарной системы (системы
исполнения наказаний), специфика условий содержания в исправительных
учреждениях, психологическая характеристика личности
осужденных, классификации и типологии осужденных, дана характеристика
групп и описан характер криминальной субкультуры, раскрыты
аспекты подготовки и адаптации осужденных к жизни в новых условиях.
Приведены основы деятельности психологической службы исправительных
учреждений и психологического сопровождения лиц в местах
лишения свободы.
Для студентов специальности 190006 «Юридическая психология»,
030301 «Психология служебной деятельности», 030302 «Клиническая
психология», 040101 «Социальная работа».
УДК 159.9 (075)
ББК 88.47я73
ISBN 978-5-261-01203-0
© Леус Э.В., Соловьев А.Г., 2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
имени М. В. Ломоносова, 2016
2
Стр.3
Оглавление
Список сокращений .................................................................................
Введение ....................................................................................................
Глава 1. Основы пенитенциарной психологии ....................................
Глава 2. Структура и специфика учреждений исправительной системы
.........................................................................................................
Глава 3. Социально-психологические особенности личности осужденного
......................................................................................................
Характеристика контингента осужденных ....................................
Характеристика личности осужденных .........................................
Криминальная субкультура ..............................................................
Глава 4. Классификации и типологии осужденных ............................
Глава 5. Средства исправления осужденных .......................................
Уголовное наказание .........................................................................
Режим ..................................................................................................
Общественно полезный труд ............................................................
Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка
.................................................................................................
Воспитательная работа .....................................................................
Общественное воздействие...............................................................
Глава 6. Психологическая подготовка и адаптация осужденных к
жизни в условиях исправительного учреждения ................................
Ресоциализация и адаптация осужденных .....................................
Особенности психических состояний и личностных характеристик
осужденных на этапе, предшествующем освобождению ....
Психологическая подготовка осужденных к жизни на свободе ..
Глава 7. Несовершеннолетние в пенитенциарных учреждениях ......
Возрастные предпосылки преступности несовершеннолетних ..
Несовершеннолетние в местах изоляции .......................................
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных ....................
5
6
10
15
24
24
29
41
54
65
65
68
77
81
86
90
96
97
111
114
121
123
133
138
3
Стр.4
Глава 8. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях
Специфика и основные направления деятельности психологической
службы в исправительных учреждениях ...........................
Понятие психологического сопровождения и особенности его
осуществления в исправительных учреждениях ..........................
Составление программ психологического сопровождения как
одна из задач психологической службы ..........................................
Библиографический список .....................................................................
144
145
152
156
163
4
Стр.5