Методологическая основа коррекции дизартрии у детей . <...> Тематически материал пособия представлен в модульной структуре (4 модуля): теоретические основы изучения дизартрии; обследование детей с дизартрией; система комплексной помощи при дизартрии и методические рекомендации для изучения материала модулей. <...> Каждый модуль построен по единому плану и содержит: учебнометодическое и информационное обеспечение модуля (компетенции, формируемые изучением модуля в формате «знать/понимать», «уметь/ применять» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ ВО 1 уровня бакалавриата, список литературных источников, перечень основных понятий); тематический теоретический обзор; практические задания для самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля и контрольные вопросы по модулю. <...> Задачи дисциплины: познакомить с современным состоянием теории и практики данного курса с учетом знаний, полученных при изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин: этиопатогенезом, классификацией и симптоматикой дизартрии, методиками обследования и коррекционного воздействия, направлениями и средствами профилактики дизартрии; научить практическому использованию методов медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции дизартрии у детей. <...> Условные обозначения и сокращения ДЦП – детский церебральный паралич; ЗПР – задержка психического развития; КИМ – контрольно-измерительные материалы; МКБ – международная классификация болезней; ММД – минимальная мозговая дисфункция; МО – министерство образования; НОД – непосредственно образовательная деятельность; ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; ОНР – общее недоразвитие речи; ООП – основная образовательная программа; ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия; РФ – Российская Федерация; СМИ – средства массовой информации; ТНР – тяжелое нарушение речи; ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт; ФНР – фонетическое <...>
Дизартрия_от_теории_к_практике.pdf
УДК 616.89–08.434.3(075)
ББК 74.37я73
Г753
Печатается по решению учебно-методического совета
Северного (Арктического) федерального университета
имени М. В. Ломоносова
доктор педагогических наук Л. Б. Баряева;
доктор медицинских наук Е. А. Бочарова
Рецензенты:
Г753
Градова, Г. Н.
Дизартрия: От теории к практике: учебное пособие / Г. Н. Градова,
Т. В. Волокитина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т имени М. В. Ломоносова.
– Архангельск: САФУ, 2016. – 104 с.
ISBN 978-5-261-01196-5
Издание предназначено для изучения одного из разделов логопедии
– «Дизартрия» и знакомит студентов с теоретическими основами
проблемы, вопросами обследования, устранения и профилактики дизартрии.
Пособие имеет модульную структуру и состоит из 4 модулей.
Каждый модуль построен по единому плану: учебно-методическое
и информационное обеспечение; тематический теоретический обзор;
задания для самостоятельной работы; контрольные вопросы. Кроме
того, учебное пособие содержит тематический глоссарий и приложение.
Адресовано студентам бакалавриата и магистратуры (направление
«Специальное (дефектологическое) образование»), изучающим курс логопедии,
а также слушателям программ профессиональной переподготовки
по направлению «Логопедия», преподавателям и учителям-логопедам.
УДК 616.89–8.434.3(075)
ББК 74.37я73
ISBN 978-5-261-01196-5
© Градова Г. Н.,
Волокитина Т. В., 2016
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
2
Стр.4
ОГлАВлЕНИЕ
Предисловие .........................................................................................5
Введение ................................................................................................7
Модуль 1. Теоретические основы изучения дизартрии ............9
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
модуля ..........................................................................................9
2. Определение понятия «дизартрия» .................................... 11
3 Клинико-физиологические аспекты дизартрии ................. 12
4. Классификация дизартрии .................................................. 15
5. Синдромологическая оценка симптоматики дизартрии ..20
Модуль 2. Обследование детей с дизартрией ............................... 27
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
модуля ........................................................................................ 27
2. Методологическая основа обследования при дизартрии ... 29
3. Технология логопедического обследования
при дизартрии ........................................................................... 32
4. Дифференциальная диагностика дизартрии ..................... 34
Модуль 3. Система комплексной помощи при дизартрии ..... 41
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
модуля ........................................................................................ 41
2. Методологическая основа коррекции дизартрии у детей .... 45
3. Основные направления коррекции дизартрии у детей ....48
4. Организация логопедической помощи детям
с дизартрией .............................................................................. 56
5. Профилактика дизартрии .................................................... 58
Модуль 4. Методические рекомендации для изучения модулей ...67
1. Учебно-методическое и информационное обеспечение
модуля ........................................................................................ 67
3
Стр.5
2. Методические рекомендации к модулю 1 ......................... 68
3. Методические рекомендации к модулю 2 ......................... 75
4. Методические рекомендации к модулю 3 ......................... 75
Глоссарий ............................................................................................ 77
Ответы к кроссвордам .....................................................................84
Приложения ....................................................................................... 85
4
Стр.6