МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л.А. Акимова ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ учебное пособие Допущено УМС ОГПУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01, 44.03.05 Педагогическое образование по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии» (Б1. <...> 8 1.2 Охрана жизни и здоровья, формирование здорового и безопасного образа жизни обучающихся в нормативных документах системы образования …………………………………………………………………. <...> 11 1.3 Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся ………. <...> 35 2.2 Гигиенические основы сохранения и укрепления физического здоровья обучающихся ……………………………. <...> 97 2.9 Охрана жизни и здоровья обучающихся в каникулярный период …. <...> ……. 143 2.11 Профилактика школьного травматизма ……………………………… 154 Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 173 ГЛАВА III ЗДОРОВЬЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА 3.1 Основа сохранения здоровья педагога - рациональная организация труда …. <...> 232 3 ВВЕДЕНИЕ Сегодня образование рассматривается как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная наряду с обучением, воспитанием и развитием выполнять функции здоровьесбережения, обеспечения безопасности, социальной защиты, культурного сохранения и воспроизводства, определяя пути развития общества. <...> Охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики в деле воспроизводства жизнеспособного населения. <...> Среди нормативных документов, определяющих направленность Российской системы образования в отношении здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности необходимо отметить: Федеральный Закон «Об образовании <...>
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ_ТЕХНОЛОГИИ.pdf
УДК 372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
А 39
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор, Н.В. Сократов
доктор биологических наук, профессор, В.А. Сафонова
доктор педагогических наук, профессор, Ю.Н. Егорова
Акимова Л.А.
А 39
Акимова Л.А. Здоровьесберегающие технологии: учебное пособие
/ Л.А. Акимова. – Оренбург, 2017. - 247 с.
Пособие раскрывает пути разрешения проблемы сохранения здоровья и обеспечения
безопасности субъектов образовательных отношений. Содержание пособия содержит:
описание требований к охране жизни и здоровья, формированию здорового и безопасного
образа жизни обучающихся в нормативных документах отечественной системы образования;
направлений деятельности и условия эффективности их реализации в аудиторное и
внеаудиторное время. Для организации самостоятельной работы студентов представлены
вопросы и задания для самоподготовки. Книга адресована студентам, обучающимся по
направлениям подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, учителям школ,
преподавателям высших учебных заведений, педагогам дополнительного образования.
УДК 372.016:614
ББК 74.2/68.9:70
А 39
© Л.А. Акимова, 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА I СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ
1.1Здоровье: сущность и содержание понятия…………………………….. 8
1.2 Охрана жизни и здоровья, формирование здорового и безопасного
образа жизни обучающихся в нормативных документах системы
образования ………………………………………………………………….. 11
1.3 Система работы общеобразовательной организации по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся ………....................................................................................... 18
Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 31
ГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Классификация здоровьесберегающих технологий ………………….. 35
2.2 Гигиенические основы сохранения и укрепления физического
здоровья обучающихся ……………………………...……………………… 38
2.3 Психическое здоровье школьников: отклонения и коррекция ……… 54
2.4 Причины социального неблагополучия детства и педагогические
способы его коррекции …………………………………….. ……………… 61
2.5 Пути и способы воспитания нравственного здоровья .………………. 73
2.6 Система требований к здоровьесберегающему уроку………………… 80
2.7 Охрана жизни и здоровья обучающихся во внеурочной
деятельности ………………………………………………………………… 87
2.8 Педагогические средства профилактики употребления
обучающимися психоактивных веществ ………………………………….. 97
2.9 Охрана жизни и здоровья обучающихся в каникулярный период …... 129
2.10 Оказание доврачебной помощи ………………………………..……... 143
2.11 Профилактика школьного травматизма ……………………………… 154
Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 173
ГЛАВА III ЗДОРОВЬЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ
РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА
3.1 Основа сохранения здоровья педагога - рациональная организация
труда ….……………………………………………………………………… 179
3.2 Профилактика профессиональных деформаций педагога …………… 186
3.3 Повышение стрессоустойчивости педагога …………………………… 200
Вопросы и задания для самостоятельной работы ………………………… 209
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 213
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочные средства для проведения аттестации обучающихся по
дисциплине «Здоровьесберегающие технологии» ………………………….. 232
3
Стр.3