ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Джумайло О.А., Котелевская В.В., Приходько В.С., Черненко И.А. <...> ЭСТЕТИЗАЦИЯ ЛИЧНОГО ОПЫТА В РОМАНЕ XVIII – XX вв. <...> Ларионова Д42 Эстетизация личного опыта в романе XVIII – XX вв. : монография / О.А. Джумайло, В.В. Котелевская, В.С. Приходько, И.А. Черненко) ; Южный федеральный университет. <...> Структура книги отображает вехи, проделанные жанром от эпохи Просвещения (И.В. Гете, К.Ф. Мориц) до романтизма (Т. де Квинси) и модернизма в широком понимании (В. <...> Эстетизация личного опыта в творчестве И.В. Гете . <...> Личная память и пространственная эмблематика у Т. де Квинси и В. <...> Отчужденность и откровение: парадоксальность взаимодействия с «Другим» в «Сердце тьмы» Джозефа Конрада . <...> Будучи хрестоматийным воплощением таланта объективности, немецкий классик прочитан автором именно в этом ракурсе: фактологические и психологические изыскания ведутся на материале, казалось бы, наименее провокатив4 От авторов ных текстов или сюжетных коллизий (стилизации античных лирических форм, романы о Вильгельме Мейстере, «Избирательное сродство» и т.д.) <...> . Неожиданным является внимание к приемам эвфемизации «стыдливого» содержания как «жанровой эстетизации» лирики в античных формах или к присущему романтическому мироощущению мотиву безумия, однако это – «безумие по-гетевски», изображенное, так сказать, во всех отягчающих его нюансах «несчастного сознания» (Гегель). <...> Другая, пребывающая в тени великого современника Гете, фигура Просвещения – эстетик, теоретик психологии и романист К.Ф. Мориц – находится в центре внимания В.В. Котелевской. <...> В поэтике «психологического романа» «Антон Райзер», прежде не исследовавшегося сколько-нибудь подробно отечественными литературоведами, автор находит сюжетные и проблемнотематические константы эстетизации субъекта модерна (история карьеры художника, осмысление природы артистической личности и работы <...>
Эстетизация_личного_опыта_в_европейском_романе_XVIII_-_XX_вв..pdf
УДК 821(4).09
ББК 83.3(4)
Д42
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой иностранных
литератур и языков Ярославского государственного педагогического
университета им. К.Д. Ушинского Т.Г. Кучина;
доктор филологических наук, профессор, зав. лабораторией
филологии ИСЭГИ ЮНЦ РАН М.Ч. Ларионова
Д42 Эстетизация личного опыта в романе XVIII – XX вв. : монография /
О.А. Джумайло, В.В. Котелевская, В.С. Приходько, И.А. Черненко) ;
Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство
Южного федерального университета, 2014. – 208 с. : ил.
ISBN 978-5-9275-1351-2
В монографии исследуется феномен художественной репрезентации
личного опыта автора, понимаемого как сложный симбиоз «биографического»
и «воображаемого». На материале европейского романа XVIII–
XX веков рассматриваются проблемы памяти, экзистенциального самообретения
«Я», здоровья и безумия, обыденного и поэтического миросозерцаний.
Структура книги отображает вехи, проделанные жанром от эпохи
Просвещения (И.В. Гете, К.Ф. Мориц) до романтизма (Т. де Квинси) и модернизма
в широком понимании (В. Вульф, Дж. Конрад, Т. Бернхард). Топография
«Я» предстает во всей полноте эстетических воплощений – от
внутренних ландшафтов до архитектурных метафор, от исповедального
солипсизма до карнавала нарративных масок.
Книга предназначена для филологов, культурологов и всех тех, кто интересуется
вопросами истории европейской литературы.
ISBN 978-5-9275-1351-2
УДК 821(4).09
ББК 83.3(4)
© Южный федеральный университет, 2014
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ ........................................................................................4
И.В.Черненко И.А. Эстетизация личного опыта в творчестве
К Гете .........................................................................................................7
отелевская В.В. Трактовка субъекта и искусства в романной
поэтике К.Ф. Морица и Т. Бернхарда: исток и закат модерна ........57
Джумайло О.А. Личная память и пространственная эмблемаКность
взаимодействия с «Другим» в «Сердце тьмы» Джозефа
тика у Т. де Квинси и В. Вульф .............................................................110
Приходько В.С. Отчужденность и откровение: парадоксальонрада
......................................................................................................162
Стр.3