ISBN 978-5-9275-1287-4 Монография «Становление языковой инфраструктуры европейСТАНОВЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Монография ского университета» посвящена истории возникновения и развития всего комплекса языковых коммуникативных практик как важнейшего системообразующего компонента университетского образования. <...> На этом длительном (около тысячелетия) пути университет прошел несколько этапов: от латинского монолингвизма, свойственного средневековому университету, – через национально-культурную и языковую идентификацию новоевропейского университета – к постиндустриальным концепциям полилингвизма и поликультурности университетского образования, адекватного специфике глобального информационнообразовательного пространства и нынешним тенденциям в экономике, политике, культуре и социальной сфере. <...> Языковая инфраструктура российского университета в Новое и Новейшее время …………………………………………86 ГЛАВА IV. <...> Как отмечает А.И. Аврус, «университет является одним из самых долговечных и плодотворных созданий европейского гения. <...> Значение университетов непрерывно растет, несмотря на неоднократные попытки объявить их устаревшими, прекратить их существование или превратить в обычный тип высших учебных заведений» (Аврус, 2001, с. <...> Более того, именно с университетским образованием в настоящее время общество и государство связывают перспективы духовного возрождения нации, поскольку, как совершенно справедливо констатирует С.Н. Степанова, университетское образование – это «не только общая культура в сочетании с профессионализмом, но и духовная ценность, фундирующая все виды социальных практик» (Степанова, 2010, с. <...> В связи с этим предметом нашего рассмотрения становится языковая инфраструктура университетского образования в 4 Становление языковой инфраструктуры европейского университета ее развитии на протяжении всей истории европейского университета. <...> Наше понимание <...>
Становление_языковой_инфраструктуры_европейского_университета.pdf
УДК 378.4
ББК 74
М 64
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор О.И. Сафроненко;
доктор филологических наук, профессор А.В. Колмогорова
М 64 Становление языковой инфраструктуры европейского университета
: монография / О. Х. Мирошникова; Южный федеральный
университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального
университета, 2014. – 160 с.
ISBN 978-5-9275-1287-4
Мирошникова, О. Х.
Монография «Становление языковой инфраструктуры европейского
университета» посвящена истории возникновения и развития всего
комплекса языковых коммуникативных практик как важнейшего
системообразующего компонента университетского образования. На
этом длительном (около тысячелетия) пути университет прошел несколько
этапов: от латинского монолингвизма, свойственного средневековому
университету, – через национально-культурную и языковую
идентификацию новоевропейского университета – к постиндустриальным
концепциям полилингвизма и поликультурности университетского
образования, адекватного специфике глобального информационнообразовательного
пространства и нынешним тенденциям в экономике,
политике, культуре и социальной сфере.
Книга адресована преподавателям и студентам университетов, а
также всем интересующимся проблемами развития и модернизации
высшей школы, в том числе соискателям, аспирантам и докторантам
педагогических и языковых специальностей.
ISBN 978-5-9275-1287-4
УДК 378.4
ББК 74
© Южный федеральный университет, 2014
© Мирошникова О. Х., 2014
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………4
ГЛАВА I. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
§ 1. Становление средневекового университета
в XII–XVI веках……………………………………………….………...7
§ 2. Языковая инфраструктура в средневековом
университете ……………………………………………………..……21
ГЛАВА II. ЕВРОПЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В НОВОЕ ВРЕМЯ
§ 1. Становление новоевропейского университета ….......37
§ 2. Языковая инфраструктура в новоевропейском
университете………………………………………………………….. 56
ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
§ 1. Формирование университетской системы в России...71
§ 2. Языковая инфраструктура российского университета
в Новое и Новейшее время …………………………………………86
ГЛАВА IV. УНИВЕРСИТЕТ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ
ОБЩЕСТВЕ
§ 1. Социокультурная характеристика современного
университета ………………………………………………………...105
§ 2. Языковая инфраструктура современного
университета……………………………………………………...….115
ПОСЛЕСЛОВИЕ…………………………………………………… 137
ЛИТЕРАТУРА …..…………………………………………………..139
3
Мировой кризис, охвативший систему образования на рубеже
ХХ–ХХI веков, поставил в центр общественного внимания
проблему модернизации высшей школы – как в глобальном,
так и в национальном масштабе. Кардинальная смена
экономической парадигмы человечества в течение последних
десятилетий XX и первых десятилетий ХХI века привела к
столь же существенным трансформациям научных и образовательных
парадигм. Очевидно и то, что тенденции модернизации
не могли не затронуть фундаментальное ядро высшей
школы – университет как носитель академической традиции и
эталонную форму высшего профессионального образования.
Большая часть проблем, связанных с необходимостью
модернизации университетского образования, уходит корнями
в европейскую историю. Как отмечает А.И. Аврус, «университет
является одним из самых долговечных и плодотворных
созданий европейского гения. Он сыграл выдающуюся роль в
развитии европейской цивилизации, в становлении современной
науки во всем мире… Значение университетов непрерывно
растет, несмотря на неоднократные попытки объявить их
устаревшими, прекратить их существование или превратить в
обычный тип высших учебных заведений» (Аврус, 2001, с. 3).
Более того, именно с университетским образованием в
настоящее время общество и государство связывают перспективы
духовного возрождения нации, поскольку, как совершенно
справедливо констатирует С.Н. Степанова, университетское
образование – это «не только общая культура в сочетании
с профессионализмом, но и духовная ценность, фундирующая
все виды социальных практик» (Степанова, 2010, с. 3).
В связи с этим предметом нашего рассмотрения становится
языковая инфраструктура университетского образования в
4
Стр.3