ФЕ ДЕ РАЛЬ НОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное уч ре ж де ние выс ше го про фес сио наль но го об ра зо ва ния «ЮЖ НЫЙ ФЕ ДЕ РАЛЬ НЫЙ УНИ ВЕР СИ ТЕТ» Факультет психологии О. К. ТРУ ФА НО ВА ОС НО ВЫ ПСИ ХО СО МА ТИ ЧЕ СКОЙ ПСИ ХО ЛО ГИИ Учеб ное по со бие Рос тов-на-До ну Издательство Южного федерального университета 2008 УДК159.9(075.8) ББК88.4я73 Т80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: докторпсихологическихнаук,профессорСкрипкина Т. <...> П., кандидатрпсихологическихнаук,доцентДикая Л.А. Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» на 2007—2010 гг. <...> Пси хо ло ги че ские ха рак те ри сти ки со ма ти че ско го за бо ле ва ния 1.1. <...> Пси хо ло ги че ские ха рак те ри сти ки со стоя ния со ма ти че ско го здо ро вья Медицинскиеопределенияздоровьятакилииначеподчеркиваютрольпсихологическихфактороввоценкесостояниясоматическогоздоровья. <...> Приполномздоровьетелополностьюподчиняется субъектуиосознаетсялишьнауровне его границ,и только болезньделает тело самостоятельнымобъектом,требующимособоговнимания,понимания,отношенияиформированияновогоконструктасамосознания–внутреннейкартиныболезни. <...> Пси хо ло ги че ские ха рак те ри сти ки со ма ти че ско го за бо ле ва ния Историческийвзгляднапонимание здоровьяиболезнивысвечиваетмифологическиепредставлениялюдей. <...> Ди на ми ка фор ми ро ва ния от но ше ния лич но сти к со ма ти че ско му за бо ле ва нию Впроцессесоматическогозаболеваниямогутбытьвыделенытриэтапаформированияличностнойреакциинасоматическоезаболевание: –сенсологический; –оценочный; –сформированногоотношениякболезни. <...> Подвнут рен ней кар ти ной болез ниученыйпонимал«всето,чтоиспытывает,переживаетбольной <...>
Основы_психосоматической_психологии.pdf
УДК159.9(075.8)
ББК88.4я73
Т80
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
докторпсихологическихнаук,профессорСкрипкина Т.П.,
кандидатрпсихологическихнаук,доцентДикая Л.А.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет» на 2007—2010 гг.»
Т80 Основыпсихосоматическойпсихологии:учеб.пособие/О.К.Труфанова.–Ростовн/Д:ИздвоЮФУ,2008.–128с.
ISBN9785927504220
ТруфановаО.К.
Учебное
пособие освещает раздел «Психосоматические отношения» курса«Клиническаяпсихология».Представленодвааспектапсихосоматическихотношений:
влияние соматических заболеваний на психические процессы иличностьвцелом,атакжевлияниепсихикинавозникновение,течениеиисход
соматических заболеваний.Даны психологические характеристики основныхпонятийпсихосоматики,этаповсоматическогозаболевания.Рассмотрены
соматогенные нарушения психической деятельности, теории имоделипроисхождения
психосоматических расстройств, описана психологическаяхарактеристика
больных с разными соматическими заболеваниями, освещенывозрастныеособенностисоматическибольныхиособенностивзаимоотношенийврач–больной.
Пособиепредназначенодлястудентоввузов,обучающихсяпоспециальностям«Психология»,«Практическаяпсихология»,атакжедляпрактикующихклиническихпсихологовипсихотерапевтов.
ISBN978-5-9275-0422-0
УДК159.9(075.8)
ББК88.4я73
©ТруфановаО.К.,2008
©Южныйфедеральныйуниверситет,2008
©Оформление.Макет.ИздательствоЮжногофедеральногоуниверситета,2008
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .............................................. 5
Глава1. Психологическиехарактеристикисоматическогозаболевания..........................................
7
1.1. Психологическиехарактеристикисостояниясоматическогоздоровья............................
7
1.2. Психологическиехарактеристикасоматическогозаболевания.....................................
10
1.3. Динамикаформированияотношенияличностиксоматическомузаболеванию......................
13
1.4. Задачидлясамостоятельнойработы ................ 27
Г лава2. Психологическаяхарактеристикаэтаповсоматическогозаболевания...........................30
2.1.
Начальнаястадиясоматическогозаболевания ........ 30
2.2. Разгарболезни .................................. 30
2.3. Исходболезни ................................... 32
Г лава3. Соматогенныенарушенияпсихическойдеятельности ... 42
3.1. Астеническийсиндром............................ 42
3.2. Психоорганический(энцефалопатический)синдром.... 46
3.3. Синдромхроническойусталости.................... 47
Г лава4. Теорииимоделипроисхожденияпсихосоматическихрасстройств.....................................
50
4.1. Психоаналитическаяконцепцияпсихосоматическихзаболеваний.....................................
50
4.2. Психосоматическиенарушениякакрезультаталекситимии....................................
52
4.3. Биоэнергетическийподходкобъяснениюпсихосоматическихнарушений.....................
53
4.4. Трансперсональнаяконцепцияпсихосоматическихзаболеваний.....................................
55
4.5. Концепциястресса............................... 56
3
Стр.3
Г лава5. Психологиябольныхсразличнымисоматическимизаболеваниями..................................
61
5.1. Психологиябольныхкожнымизаболеваниями........ 61
5.2. Психологиябольныхсхирургическойпатологией...... 64
5.3. Психологияонкологическихбольных ............... 66
5.4. Психологиябольныхсгинекологическимизаболеваниями
.................................. 69
5.5. Психологияинфекционныхбольных................ 75
5.6. Психологиябольныхссердечнососудистымизаболеваниями
.................................. 77
5.7. Психологиябольныхсзаболеваниямиоргановдыхания.................................
85
5.8. Психологиябольныхсзаболеваниямиоргановжелудочнокишечноготракта
............... 89
5.9. Психологиябольныхсэндокринныминарушениями... 96
5.10. Психологиябольныхревматоиднымартритом ........ 98
5.11. Психологиябольныхпочечнымиипеченочнымизаболеваниями....................
100
5.12. Ларвированная(соматизированная)депрессия ....... 101
5.13. Психологическиеаспектыреабилитациибольных .... 103
Г лава6. Возрастныеособенностисоматическихбольных..... 105
6.1. Психологическиеособенностибольныхдетей........ 105
6.2. Психологиябольныхпожилогоистарческоговозраста...........................
116
Глава7.Психологиявзаимоотношенийврач–больной....... 120
7.1. Моделипостроениявзаимоотношенийврач–больной... 120
7.2. Коммуникативнаякомпетентностьврача............ 122
Списокрекомендуемойлитературы ........................ 126
4
Стр.4