М.В. Ласкова, Ю.В. Попова ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РЕКЛАМНОЙ КАРТИНЕ МИРА Монография Ростов-на-Дону 2013 1 УДК 811 ББК 81.0 Л 26 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Лазарев В.А.; доктор филологических наук, профессор Кудряшов И.А. <...> Лингвокультурные особенности языковой игры в рекламной картине мира: монография / М.В. Ласкова, Ю.В. Попова. <...> Несмотря на то что реклама – один из самых популяризированных объектов изучения в лингвистике, все еще преобладают дескриптивные и структурно-смысловые исследования, а работы, касающиеся лингвокультурологических параметров языковой игры в рекламе, носят в большинстве своем частный характер. <...> ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ И ГЕНДЕРНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ . <...> Выразительные возможности языковой игры в английской и немецкой рекламе . <...> Гендерный феномен языковой игры в английском и немецком рекламном дискурсе . <...> Способы создания языковой игры в рекламном дискурсе . <...> Функционально-семантические, лингвокультурологические и гендерные особенности вербализованного концепта «красота» в языковой игре рекламного дискурса . <...> Некоторые исследователи разработали основные классификации рекламных текстов: Е.А. Земская (1996), Е.Б. Курганова (2004), Б.Ю. Норман (2006). <...> Подробно описываются лингвокультурологические параметры рекламы различных видов (Л.С. Винарская (1995), М.М. Донская (2007), В.В. Полубиченко (2010), Е.А. Терпугова (2000)), используемые ею лингвистические средства (А.В. Волостных (2005), С.А. Корочкова (2004)). <...> Актуальна попытка непротиворечиво параметрировать и творчески интерпретировать (интентифицировать или ре-идентифицировать) процесс адекватного транскодирования языковой игры в контексте времени и ситуации. <...> Объектом данного исследования послужила языковая игра в английском, немецком и русском рекламном дискурсе. <...> Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – уточнить основные способы создания языковой <...>
Лингвокультурные_особенности_языковой_игры_в_рекламной_картине_мира.pdf
УДК 811
ББК 81.0
Л 26
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Лазарев В.А.;
доктор филологических наук, профессор Кудряшов И.А.
Л 26
Ласкова М.В., Попова Ю.В.
Лингвокультурные особенности языковой игры в рекламной
картине мира: монография / М.В. Ласкова, Ю.В. Попова. – Ростов
н/Д: ИПО ЮФУ, 2013. – 128 с.
ISBN 978-5-8480-0951-4Монография посвящена анализу лингвокультурологических и гендерных
аспектов такого явления, как языковая игра в рамках рекламного дискурса английского,
немецкого и русского языков. Проанализированы сущностные характеристики
рекламной картины мира, изучены различные виды языковой игры, отражающие
национально-культурные особенности в рекламном дискурсе. Несмотря на то
что реклама – один из самых популяризированных объектов изучения в лингвистике,
все еще преобладают дескриптивные и структурно-смысловые исследования, а
работы, касающиеся лингвокультурологических параметров языковой игры в рекламе,
носят в большинстве своем частный характер. Ставится и решается вопрос
о лексико-семантических особенностях и выразительных возможностях языковой
игры, воплощающихся в рекламном дискурсе.
Адресуется лингвистам широкого профиля – специалистам по лингвокультурологии,
межкультурной коммуникации, этнолингвистике, гендерологии и прагмалингвистике.
ISBN
978-5-8480-0951-4
2
УДК 811
ББК 81.0
© Ласкова М.В., 2013
© Попова Ю.В., 2013
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ .............8
1.1. Языковая игра как лингвистическое явление ...........................8
1.2. Основные классификации языковой игры ..............................18
Глава 2. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В РЕКЛАМНОМ ДИСКУРСЕ
В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ
И ГЕНДЕРНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ...................................................34
2.1. Выразительные возможности языковой игры
в английской и немецкой рекламе ..........................................34
2.2. Гендерный феномен языковой игры
в английском и немецком рекламном дискурсе ..................43
2.3. Способы создания языковой игры
в рекламном дискурсе ...............................................................62
2.3.1. Неологизированное словоупотребление
в современной рекламе ..................................................62
2.3.2. Лексическая и семантическая
сочетаемость слов ............................................................66
2.3.3. Языковые игры с полисемичными единицами .............70
2.3.4. Каламбур как вид языковой игры ...................................73
2.3.5. Морфологические трансформации
в языковой игре ...................................................................75
2.3.6. Графические особенности
в рекламе как один из способов языковой игры ........77
2.3.7. Фоноигра в рекламном тексте ........................................81
2.4. Функционально-семантические,
лингвокультурологические и гендерные особенности
вербализованного концепта «красота»
в языковой игре рекламного дискурса ...................................83
2.5. Языковая игра в рекламном дискурсе
в аспекте межкультурной коммуникации ................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................107
ЛИТЕРАТУРА ...................................................................................................110
3
Стр.3