Описаны методика и техника сбора и сушки растений, правила этикетажа, приемы изготовления гербария. уделено внимание вопросам охраны растений. <...> 14 Модуль 2 Ботанические экскурсии и ведение дневника практики . <...> В организационнометодическом плане она состоит из трех частей: 1) в период после окончания летней сессии студентов очно-заочного отделения и в период летней сессии студентов заочного отделения проводятся ознакомительные занятия, на которых студенты получают общие инструкции и задания на период прохождения практики, знакомятся с методикой проведения ботанических экскурсий, ведения дневника практики, методиками сбора, гербаризации, морфологического описания и определения растений; 2) в летний период осуществляется самостоятельное выполнение учебной практики, подготовка необходимых отчетных материалов; 3) в период установочной сессии пятого семестра студентов заочного отделения или же в начале третьего семестра студентов очнозаочного отделения проводятся зачетные занятия с подведением итогов практики. <...> Он должен включать: – дневник летней учебной полевой практики с описанием 5– 7 тематических ботанических экскурсий; – альбом с морфологическими описаниями и зарисовками представителей 10 ведущих семейств растений местной флоры; – аннотированный систематический список видов растений, определенных, загербаризированных и встреченных (узнанных) в период прохождения практики; – гербарий, включающий 50–75 гербарных листов сосудистых растений и 5–10 пакетов мхов. <...> Оборудование для прохождения практики включает в себя: – экскурсионное снаряжение; – оборудование для сушки растений и изготовления гербария; – оборудование для анализа и определения растений; – материалы для оформления отчетных документов по практике. <...> Для ведения записей в полевых условиях нужен полевой дневник – блокнот или записная книжка в твердом переплете, а также простой карандаш, желательно цанговый, который <...>
Летняя_учебная_практика_по_ботанике_высшие_растения.pdf
уДК 58:378(075.8)
ББК 28.592+74.58я73
Ф 32
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
кандидат биологических наук., доцент Паршин В. Г.,
кандидат сельскохозяйственных наук Ильин Л. П.
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
“Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.»
Ф 32
Федяева В. В.
Летняя учебная практика по ботанике: высшие растения. Практическое
руководство: учеб. пособие / В. В. Федяева. – Ростов н/Д:
Изд-во ЮФу, 2009. – 144 с.
ISBN 978-5-9275-0675-0
В учебном пособии сформулированы основные задачи и содержание
практики, требуемое организационно-методическое и техническое обеспечение
для ее самостоятельного прохождения. Рассмотрена методика проведения
тематических ботанических экскурсий и ведения дневника практики.
Описаны методика и техника сбора и сушки растений, правила этикетажа,
приемы изготовления гербария. уделено внимание вопросам охраны растений.
Даются методы анализа морфологической структуры растений, краткие
сведения об их классификации и номенклатуре, структуре определителей
и порядке определения растений. Рассмотрены правила и требования к
оформлению результатов прохождения практики, указаны типичные погрешности
и ошибки. Приведен список основных определителей и учебных
пособий по полевой практике. В приложении дана краткая характеристика
растительного покрова Ростовской области.
учебное пособие предназначено для обеспечения самостоятельной работы
в период учебной полевой практики по высшим растениям студентов
очно-заочного и заочного отделений по специальностям 020201 Биология и
020803 Биоэкология.
ISBN 978-5-9275-0675-0
УДК 58:378(075.8)
ББК 28.592+74.58я73
© Федяева В. В., 2009
© Южный федеральный университет, 2009
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2009
Стр.2
ОгЛАВЛЕНИЕ
Введение .............................................................................. 5
Модуль 1
Общие методические требования к практике ........................... 6
1.1. Задачи и содержание практики ............................... 6
1.2. Оборудование для прохождения практики ................ 8
1.3. Задания для самоконтроля .................................... 14
Модуль 2
Ботанические экскурсии и ведение дневника практики .......... 15
2.1. Организация экскурсий ......................................... 16
2.2. Тематика ботанических экскурсий ......................... 19
2.3. Ведение дневника практики .................................. 20
2.4. Задания для самоконтроля .................................... 24
Модуль 3
Сбор растений для гербария ................................................ 25
3.1. Техника сбора растений для гербария ..................... 26
3.2. Закладка растений в папки, полевой этикетаж ........ 32
3.3. Охрана растений при сборе .................................... 37
3.4. Задания для самоконтроля .................................... 38
Модуль 4
Сушка растений и изготовление гербария ............................. 40
4.1. Сушка растений для гербария ….…………………………….. 40
4.2. Техника изготовления гербария …........................... 45
4.3. Подготовка гербария к сдаче ................................. 55
4.4. Задания для самоконтроля .................................... 57
Модуль 5
Определение и морфологическое описание растений .............. 59
5.1. Морфологическое изучение и описание растений ..... 59
5.2. Краткие сведения о классификации
и номенклатуре растений ...................................... 65
5.3. Определение растений ........................................... 73
5.4. Задания для самоконтроля .................................... 79
3
Стр.3
Модуль 6
Составление систематического списка
растений и его анализ ......................................................... 81
6.1. Сводный систематический список ........................... 81
6.2. Анализ итогов практики ....................................... 83
6.3. Задания для самоконтроля .................................... 85
Литература ......................................................................... 87
Приложение ....................................................................... 90
Приложение 1. Ответы к заданиям для самоконтроля ………..…. 91
Приложение 2. Краткая характеристика растительного
покрова Ростовской области …………………………………..…………….… 92
4
Стр.4