Дан анализ различных классификационных направлений – географо-генетиче ского, факторно-генетического, профильно-генетического, эволюционно-генетического. <...> Цель данного учебного пособия – помочь студенту в освоении этих знаний, в выработке у него способности критически мыслить и анализировать идеи ученых и школ, на что направлено и решение таких задач, как корреляция различных классификационных построений. <...> Классификация почв: понятия и термины Роль и значение классификационных построений Классификацией почв называют систему таксономических единиц, в которой почвы объединяются в группы (таксоны) по их важнейшим свойствам, происхождению и особенностям плодородия. <...> Конечно, почва заимствует от материнской породы главную часть своей массы, 6 но все же далеко не все ее особенности обусловлены характером почвообразующей породы, и мы знаем, что на одной породе могут образоваться совершенно различные типы почв, если другие факторы неодинаковы. <...> . Чем точнее установлены таксономические единицы, чем большим количеством основных признаков они обладают, чем естественнее отношения между ними, тем совершеннее сама классификация. <...> Дадим определение: Тип почвы – это большая группа почв, развивающихся в однотипно сопряженных биологических, климатических, гидрологических условиях и характеризующихся ярким проявлением основного процесса почвообразования при возможном сочетании с другими процессами. <...> Исходя из этого определения, например, черноземы – это группа почв, характеризующихся: 1) однотипностью поступления органических веществ и процессов их трансформации; 2) сходным комплексом процессов разложения и неосинтеза минеральных и органоминеральных веществ; 3) аналогичным характером миграции и аккумуляции веществ. <...> Именно в такой трактовке тип почвы принят опорной таксономической единицей не только в отечественном почвоведении, но и в большинстве зарубежных классификационных разработок <...>
Классификация_почв.pdf
УДК 631.4(075.8)
ББК 40.33ÿ73
Б 39
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
доктор биологических наук, профессор Л. О. Карпачевский,
доктор биологических наук, профессор В. С. Крыщенко
Рецензенты:
Учебное пособие подготовлено и издано в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
“Þæíûé федеральный университет” на 2007–2010 ãã.»
Б 39
Безуглова О. С.
Классификация почв: Учебное пособие / О. С. Безуглова.
– Ростов í/Ä: Èçä- во ÞÔÓ, 2009. – 128 ñ.
ISBN 978-5-9275-0673-6
В учебном пособии рассмотрена история развития классификаций
в почвоведении, освещена роль российских и зарубежных ученых в
развитии этого направления исследований. Дан анализ различных
классификационных направлений – географо-генетиче ского, факторно-генетического,
профильно-генетического, эволюционно-генетического.
Уделено внимание зарубежным классификациям и решению
этого вопроса международным сообществом. Подробно рассмотрена
действующая классификация (1977) и новая классификация почв
России (2004).
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
и направлению высшего профессионального образования 020701
и 020700 «Ïî÷âîâåäåíèå», а также «Àãðîõèìèÿ» и «Ýêîëîãèÿ».
ISBN 978-5-9275-0673-6
УДК 631.4(075.8)
ББК 40.33ÿ73
© Безуглова Î. Ñ., 2009
© Южный федеральный университет, 2009
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2009
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................3
Модуль 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЧВ: РОЛЬ
И ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ НАУКИ
О ÏÎ×ÂÀÕ, ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ .......................5
Тема 1. Классификация ïî÷â: понятия и термины ...........................5
Роль и значение классификационных построений ...............................5
Понятие о базовых и прикладных классификациях ............................9
Тема 2. История развития классификационных
исследований в почвоведении ........................................... 12
Агрогеологические классификации .................................................. 12
Первые эколого-генетические классификации .................................. 17
Тема 3. Классификационные направления:
исторический àñïåêò......................................................... 22
Классификационные направления ................................................... 23
Литература .................................................................................. 32
Тесты для самоконтроля .............................................................. 32
Проектные задания ...................................................................... 35
Модуль 2. РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
ПОЧВОВЕДЕНИИ ......................................................... 37
Тема 1. Развитие классификационных направлений
в отечественном почвоведении
на современном этапе ....................................................... 37
126
Стр.126
Классификация почв СССР (1977) ................................................... 37
Классификационные исследования в СССР
во второй половине ХХ столетия ..................................................... 44
Тема 2. Проблемы классификации
преобразованных почв ...................................................... 59
Тема 3. Современное состояние классификации
почв в России ................................................................... 66
Субстантивно-генетическая классификация почв .............................. 66
Диагностические горизонты ............................................................ 70
Антропогенно-преобразованные почвы
в классификации почв России ......................................................... 74
Литература ................................................................................. 76
Тесты для самоконтроля .............................................................. 77
Проектные задания ...................................................................... 81
Модуль 3. РАЗВИТИЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В МИРОВОМ
ПОЧВОВЕДЕНИИ ......................................................... 82
Тема 1. Зарубежные классификационные школы .......................... 82
Западноевропейские школы классификации почв ............................. 82
Классификация почв США ............................................................. 89
Канадская классификация почв ...................................................... 98
Классификация почв в Австралии ................................................. 100
Тема 2. Международная классификация почв ............................. 102
Литература ................................................................................ 120
Тесты для самоконтроля ............................................................ 120
Проектные задания .................................................................... 123
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ ......................................... 125
127
Стр.127