Рудакова ДИДАктИчЕскИЕ мЕтоДы: стРуктуРНо-смыслоВой АНАлИз учебник для студентов психологических и педагогических специальностей ростов-на-дону издательство южного федерального университета 2008 УДК 37.0(075.8) ББК 74.202я73 А 13 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета Рецензенты: доктор психологических наук Макарова Е. А., доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т. <...> ISBN 978-5-9275-0418-0 Проведен структурно-семантический анализ дидактической категории «метод обучения»: раскрыты основные источники формирования их современного понимания; смыслоцентризм представлен как система современной дидактики. <...> Также проанализирована онтология методов обучения и их классификаций в контексте приоритетов смысловой дидактики. <...> Предложено рассматривать дидактический метод как способ инициации смыслообразования учащихся в учебном процессе. <...> Издательство Южного федерального университета, 2008 оглАВлЕНИЕ глава 1. основные источники формирования современного понимания дидактических методов . <...> Методы обучения и образовательные технологии в их взаимной соотнесенности . <...> Метод как инициация мыследеятельности в практике учебного процесса . глава 3. онтология методов обучения и их классификаций в контексте приоритетов смысловой дидактики . <...> Дидактический метод как способ инициации смыслообразования учащихся в учебном процессе . <...> Однако для понимания обучения как системы необходимо характеризовать, как было уже ранее сказано, не основные компоненты, а способы их взаимоотношений, в качестве которых можно выделить смысл и смыслообразование. <...> Сущность смысла и механизмы смыслообразования многогранны по своей природе и проявлениям настолько, что выявить соответствующие им субстратные и динамические особенности возможно лишь при условии рассмотрения этих феноменов в разных плоскостях научного знания. <...> Действия по поддержанию внутренне сложного мира (фактически <...>
Дидактические_методы_структурно-смысловой_анализ.pdf
УДК 37.0(075.8)
ББК 74.202я73
А 13
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
Рецензенты:
доктор психологических наук Макарова Е. А.,
доктор педагогических наук, профессор Фоменко В. Т.
Учебник подготовлен и издан в рамках национального проекта
«Образование» по «Программе развития федерального государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Южный федеральный университет" на 2007–2010 гг.»
А 13
Абакумова И. В.
Дидактические методы: структурно-смысловой анализ: учебник /
И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. – Ростов н/Д: Издво
ЮФУ, 2008. – 224 с.
ISBN 978-5-9275-0418-0
Проведен структурно-семантический анализ дидактической категории
«метод обучения»: раскрыты основные источники формирования их современного
понимания; смыслоцентризм представлен как система современной
дидактики. Также проанализирована онтология методов обучения и их
классификаций в контексте приоритетов смысловой дидактики. Предложено
рассматривать дидактический метод как способ инициации смыслообразования
учащихся в учебном процессе.
Рекомендован для преподавателей высших учебных заведений, а также
для студентов психологических и педагогических специальностей.
ISBN 978-5-9275-0418-0
УДК 37.0(075.8)
ББК 74.202я73
© Абакумова И. В., 2008
© Ермаков П. Н., 2008
© Рудакова И. А., 2008
© Южный федеральный университет, 2008
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2008
Стр.2
оглАВлЕНИЕ
глава 1. основные источники формирования
современного понимания дидактических методов .............
1.1. современная методология психолого-педагогических теорий
и проблема самоорганизации систем. переосмысление
методов обучения в контексте новой системной методологии.
Метод как значащая связь и системообразующий фактор
системы обучения .......................................................................................
1.2. Хронология становления смыслоцентризма
в психолого-педагогических исследованиях.
от деятельности к самоинициации ........................................................
1.3. Хронология становления категории «метод» в теории обучения.
от действия к мысли .................................................................................
глава 2. смыслоцентризм как метасистема
современной дидактики ................................................................
2.1. Методы обучения и образовательные технологии
в их взаимной соотнесенности ................................................................
2.2. критический анализ различных интерпретаций методов
обучения в теории обучения и смыслоцентрированный подход
к их пониманию ...........................................................................................
2.3. состояние методов обучения в современной отечественной
педагогике и в контексте социальных изменений ...............................
2.4. Метод как инициация мыследеятельности в практике
учебного процесса .....................................................................................
глава 3. онтология методов обучения и их классификаций
в контексте приоритетов смысловой дидактики .................
4
4
28
43
56
56
71
85
96
111
3.1. классификации методов обучения в современной дидактике,
анализ их структурно-смысловых оснований ....................................... 111
3.2. концептуальные модели методов обучения
в аспекте современных подходов ........................................................... 123
3.3. закономерности функционирования дидактических методов
в практике учебного процесса ................................................................. 133
глава 4. Дидактический метод как способ инициации
смыслообразования учащихся в учебном процессе .......... 155
4.1. смысловые центрации и проблема классификации
дидактических методов ............................................................................. 155
4.2. коммуникативные методы в обучении.
диалог как метод смыслоинициации учащихся ................................... 169
4.3. разработка системы операционализации технологического
обеспечения диалоговых методов ......................................................... 182
литература ......................................................................................................... 191
Приложения ....................................................................................................... 204
глоссарий ........................................................................................................... 213
3
Стр.3