Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495610)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Гендерная психология общения (125,00 руб.)

0   0
Первый авторВоронцов Д. В.
АвторыЮжный федеральный ун-т
ИздательствоРостов н/Д.: Изд-во ЮФУ
Страниц208
ID637074
АннотацияВ монографии представлены социально-психологические аспекты гендера как самостоятельной системы социальных отношений, в центре которых находится пол и сексуальность человека. Общение рассматривается как социально-психологический механизм создания и поддержания статусно-ролевых (поведенческих) различий представителей разных гендерных групп, образованных по критериям биологического пола или сексуальных предпочтений. В книге описаны базовые социально-психологические характеристики гендерной системы отношений личности (схемы социального восприятия, поведенческие роли, нормы, идентичность), связанные с включенностью индивида в гендерные группы. Дана развернутая характеристика гендерным концепциям, получившим развитие в современной психологии, проанализированы методологические основания гендерных аспектов личности, формируемых в процессе общения. Приведены разнообразные эмпирические данные, демонстрирующие экспрессию гендерной идентичности и процесс конструирования гендерных характеристик личности в общении.
Кому рекомендованоАдресована студентам и преподавателям психологии, социологии, социальной антропологии, а также педагогам, представителям «помогающих» профессий, работникам, деятельность которых связана с использованием общения в качестве инструмента своей работы, всем, кто хочет лучше понять сущность процессов и явлений, возникающих в межличностном общении людей, и тем, кто интересуется сексуальностью человека и хотел бы узнать характер ее проявления в межличностном общении.
ISBN978-5-9275-0449-7
УДК159.922.1:316.3/.4
ББК60.561.5+88.37
Воронцов, Д.В. Гендерная психология общения : [монография] / Южный федеральный ун-т, Д.В. Воронцов .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2008 .— 208 с. — Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-9275-0449-7

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге описаны базовые социально-психологические характеристики гендерной системы отношений личности (схемы социального восприятия, поведенческие роли, нормы, идентичность), связанные с включенностью индивида в гендерные группы. <...> Приведены разнообразные эмпирические данные, демонстрирующие экспрессию гендерной идентичности и процесс конструирования гендерных характеристик личности в общении. <...> 76 разДел 3 ЭКСПРЕССИя ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИчНОСТИ ЛИчНОСТИ В ОБщЕНИИ . <...> Теоретические основания анализа гендерной экспрессии личности в общении . <...> Экспрессия гендерной идентичности в профессиональной области . <...> 145 3 разДел 4 КОНСТРуИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИчНОСТИ ЛИчНОСТИ В ОБщЕНИИ . <...> Конструирование гендерной идентичности в виртуальном общении . <...> Конструирование гендерной идентичности в общении, опосредованном средствами массовой коммуникации: гендерный образ в рекламе . <...> 207 4 ВВеДение В отечественной психологии представление о гендере личности до настоящего времени разработано слабо, отмечается противоречивость трактовок, смешение дисциплинарных границ в определении содержания и сферы применимости слова «гендер», его отличие от привычного термина «пол». <...> Да и в современном научном языке в целом имеется значительное многообразие трактовок термина «гендер», что связано с предметными различиями научных интересов ученых. <...> Если взять за основу понимание гендера как системы отношений личности в сфере сексуальности, то перед нами откроется возможность действительного социально-психологического анализа процесса общения с точки зрения влияния на него гендерного фактора. <...> Представленная в тексте критика позиции наивного биологического детерминизма в социально-психологической трактовке термина «гендер» открывает возможность анализа связи гендерных характеристик общения с известными социально-психологическими детерминантами поведения и личностных особенностей мужчин и женщин: социальным <...>
Гендерная_психология_общения.pdf
уДК 159.922.1:316.3/.4 ББК 60.561.5+88.37 В 75 Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета рецензенты: заведующая кафедрой социальной психологии ЮФу, доктор психологических наук, профессор Лабунская В. А., заведующая кафедрой психологии развития ЮФу, доктор психологических наук, профессор Скрипкина Т. П. Монография подготовлена и издана в рамках национального проекта «Образование» по «Программе развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Южный федеральный университет” на 2007–2010 гг.» В 75 Воронцов Д. В. Гендерная психология общения / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д: Издво ЮФу, 2008. – 208 с. ISBN 978-5-9275-0449-7 В монографии представлены социально-психологические аспекты гендера как самостоятельной системы социальных отношений, в центре которых находится пол и сексуальность человека. Общение рассматриваетя как социально-психологический механизм создания и поддержания статусно-ролевых (поведенческих) различий представителей разных гендерных групп, образованных по критериям биологического пола или сексуальных предпочтений. В книге описаны базовые социально-психологические характеристики гендерной системы отношений личности (схемы социального восприятия, поведенческие роли, нормы, идентичность), связанные с включенностью индивида в гендерные группы. Дана развернутая характеристика гендерным концепциям, получившим развитие в современной психологии, проанализированы методологические основания гендерных аспектов личности, формируемых в процессе общения. Приведены разнообразные эмпирические данные, демонстрирующие экспрессию гендерной идентичности и процесс конструирования гендерных характеристик личности в общении. Адресована студентам и преподавателям психологии, социологии, социальной антропологии, а также педагогам, представителям «помогающих» профессий, работникам, деятельность которых связана с использованием общения в качестве инструмента своей работы, всем, кто хочет лучше понять сущность процессов и явлений, возникающих в межличностном общении людей, и тем, кто интересуется сексуальностью человека и хотел бы узнать характер ее проявления в межличностном общении. ISBN 978-5-9275-0449-7 УДК 159.922.1:316.3/.4 ббК 60.561.5+88.37 © Воронцов Д. В., 2008 © Южный федеральный университет, 2008 © Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2008
Стр.2
оглавление ВВЕДЕНИЕ .................................................................................... 5 разДел 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИхОЛОГИчЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ГЕНДЕРА ............ 9 1.1. Культурно-символическая концепция психики как теоретико-методологическая основа социально-психологического анализа гендерных аспектов личности ............................................. 9 1.2. Пол или гендер? ............................................................... 17 1.3. Личность и гендерные группы ........................................... 27 1.4. Гендерная идентичность личности ..................................... 35 1.5. Социально-психологическая характеристика понятий маскулинности и фемининности ........................... 42 1.6. Гендерная социализация ................................................... 52 Литература к разделу .............................................................. 55 разДел 2 МЕТОДОЛОГИя ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА ОБщЕНИя ...................... 58 2.1. Классическая методология гендерного исследования ............ 58 2.2. Неклассическая методология гендерного исследования ........ 66 2.3. Количественные и качественные методы исследования общения в гендерной перспективе ................. 73 Литература к разделу .............................................................. 76 разДел 3 ЭКСПРЕССИя ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИчНОСТИ ЛИчНОСТИ В ОБщЕНИИ ................................................................................ 78 3.1. Теоретические основания анализа гендерной экспрессии личности в общении ........................................ 78 3.2. Эмпирические характеристики гендерной экспрессии посредством вербальных знаков общения .......... 93 3.3. Экспрессивные характеристики гендерной идентичности, затрудняющие процесс общения ................. 101 3.4. Экспрессия гендерной идентичности в профессиональной области ............................................ 117 3.5. Экспрессия сексуальной идентичности в общении .............. 128 Литература к разделу ............................................................ 145 3
Стр.3
разДел 4 КОНСТРуИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИчНОСТИ ЛИчНОСТИ В ОБщЕНИИ ............................................................ 149 4.1. Конструирование гендерной идентичности в виртуальном общении .................................................. 149 4.2. Конструирование гендерной идентичности в общении, опосредованном средствами массовой коммуникации: гендерный образ в рекламе .............................................. 157 Литература к разделу ............................................................ 179 разДел 5 ПСИхОДИАГНОСТИКА ГЕНДЕРНых ОСОБЕННОСТЕЙ ОБщЕНИя ........................................................ 181 5.1. Опросник ориентации личности на гендерные роли (С. Бем) ............................................. 181 5.2. Гендерная биография как метод изучения процесса формирования гендерной идентичности ............... 184 5.3. Исследование содержания гендерной идентичности личности ................................................... 189 5.3.1. Опросник М. Куна «Кто я» в модификации Л. Н. Ожиговой (2003) .......................................... 189 5.3.2. Опросник «я – женщина/мужчина» ....................... 191 5.3.3. Исследование гендерных схем личности методом семантического дифференциала (по О. Л. Кустовой) ............................................... 192 5.3.4. Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы (Н. К. Радина) ................................. 202 Литература к разделу ............................................................ 207 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически