СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
ВОПРОСЫ
1.1. Предмет психологии личности
1.1.1. Особенности изучения личности в психологии
1.1.2. Многомерность феноменологии личности и предмет
психологии личности
1.2. Методология и методы исследования личности
1.2.1. Методологические принципы психологии личности
1.2.2. Основные проблемы психологии личности
1.2.3. Методы исследования личности
1.2.4. Теоретические методы исследования
1.2.5. Экспериментальные и описательные методы
1.2.6. Типичные диагностические процедуры исследования
личности
2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2.1. Психоаналитический подход к изучению личности
2.1.1. Психоанализ З. Фрейда
2.1.2. Аналитическая психология К. Юнга
2.1.3. Индивидуальная психология А. Адлера
2.1.4. Концепции представителей неофрейдизма: К. Хорни,
Г. Салливен, Э. Фромм
2.2. Поведенческие теории личности
2.3. Теория поля К. Левина
2.4. Теория личностных конструктов Дж. Келли
2.5. Проблема личности в гуманистической психологии
2.5.1. Основные принципы гуманистической психологии
2.5.2. Теория личностных черт Г. Олпорта
2.5.3. Теория самоактуализации А. Маслоу
2.5.4. Теория личности К. Роджерса
2.5.5. Теории личности в экзистенциальной психологии
(В. Франкл)
4
4
7
7
7
9
11
11
17
20
23
23
27
30
30
30
38
42
46
51
55
62
71
71
72
75
78
82
Стр.3
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Культурно-историческая теория развития психики
Л. С. Выготского
3.2. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности
3.3. Проблема личности в отечественных психологических школах
(обзор основных теорий)
3.3.1. Теория личности А.Н. Леонтьева
3.3.2. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский)
3.3.3. Концепция личности В.Н. Мясищева
3.3.4. Личность с позиций учения об установке
(Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили)
3.3.5. Концепция динамической функциональной структуры
личности К.К. Платонова
3.3.6. Динамическая концепция личности Л.И. Анцыферовой
3.3.7. Историко-эволюционный подход в психологии личности
А.Г. Асмолова
4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ
4.1. Мотивационно-потребностная сфера личности
4.2. Сознание и самосознание личности
4.2.1. Сознание как высший уровень психического отражения и
высший уровень саморегуляции
4.2.2. Самосознание как предпосылка, условие и результат
личностного развития
4.2.3. Механизмы самосознания
4.4.4. Самооценка и уровень притязаний личности
4.3. Эмоционально-волевая регуляция личности
4.4. Структура личности: направленность, способности,
темперамент и характер
5.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ
5.1. Понятие личности в аспектах нормы и патологии
5.2. Психологические практики
5.2.1. Человек и его психологические проблемы
5.2.2. Психологическая помощь личности
5.2.3. Понятие и основные принципы оказания психологической
помощи
ЛИТЕРАТУРА
5
85
85
91
95
95
101
104
106
110
112
114
118
118
124
124
127
129
132
133
134
145
145
155
155
157
163
167
Стр.4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Предмет психологии личности
1.1.1. Особенности изучения личности в психологии
Определение предметной области психологии личности связано
с решением ряда существенных вопросов. В современной
психологической литературе выделяются три наиболее важные
особенности познавательной ситуации изучения личности:
богатство феноменологии личности, выражающееся в
разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок,
черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы
соотносим с изучаемой областью знания;
междисциплинарный статус проблемы личности, который
означает, что данное понятие описывает очень широкую область
знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией,
но и философией, историей, социологией и другими науками;
неоднозначность положения, которое занимает личность в
ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно)
как объектом, так и субъектом исследования.
Первая особенность богатство феноменологии личности -
нашла отражение в двух различных точках зрения. Согласно одной из
них все многообразие проявлений личности может быть сведено к
какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента,
стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и
адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в
целом.
В соответствии с другой точкой зрения человек как личность
представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими
сложными системами (природой, обществом). Необходимость в
системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие
информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и
систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются
не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие
8
Стр.7
особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с
другими системными объектами.
Известный немецкий психолог, автор теории поля, Курт Левин
говорил, что исследование личности вне ее окружения, вне контекста
приведет к исключению из анализа важных для понимания сущности
человека свойств, именно поэтому "вместо того, чтобы вычленять из
ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого
невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля,
как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в
целом" и только после этого "различные аспекты и части ситуации
подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу"1.
Итак, рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны
исследовать его в разных планах:
1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую
свои специфические, уникальные черты;
2) как часть макроструктуры (например, общества);
3) как часть микросистем, закономерностям которых оно
подчиняется.
Вторая особенность междисциплинарный статус проблемы
личности - требует определения специфики ее предмета в психологии.
Из всего множества определений, которые даются в психологии
личности, можно выбрать несколько. С точки зрения И.С. Кона,
"понятие личности означает человеческого индивида как члена
общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые
черты"; по мнению К.К. Платонова, личность - это "человек как
носитель сознания"; согласно Б.Г. Ананьеву, "личность - субъект
общественного поведения и коммуникаций"; по К. Ясперсу,
"индивида называют личностью в том случае, когда он обладает
чувством самодовлеющего существования, чувством собственного,
неделимого Я".
Третья особенность неоднозначность положения, которое
занимает личность в ходе исследования проявляется в особой
способности человека к рефлексии, к самосознанию, к самопознанию.
С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие
приемов и способов диагностики личностных свойств, включая
самооценочные техники и методики. С другой стороны, - снижает
валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому
1 Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. - С. 253.
9
Стр.8
манипулировать ими в соответствии с принципом социальной
желательности. С целью повышения достоверности результатов
психологических тестов применяют так называемые "шкалы лжи". Эти
шкалы состоят из вопросов, касающихся незначительных поступков,
которые иногда совершаются большинством людей. Примерами таких
утверждений являются следующие высказывания: "Я никогда не лгу",
"Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания", "Я всегда плачу за
проезд в транспорте". Набравший наибольшее количество баллов по
такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые
ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть
проигнорированы.
Разработка любого опросника основывается на правилах
конструирования тестов, а также на тех теоретических и
методологических положениях, которых обычно придерживается
исследователь. Остановимся на некоторых методологических
принципах психологии личности.
1.1.2. Многомерность феноменологии личности и предмет
психологии личности
Многогранность феноменологии личности – есть отражение
объективно существующих многообразий проявления человека в
истории развития общества и его собственной жизни. В исследованиях
по психологии личности между собой переплетаются различные
проявления человека, например, такие, как:
а) Личность и внешние характеристики человека. Большинство
людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету
кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела
как физического объекта.
б) Личность и прошлый опыт. Прошлый опыт человека – это
его знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные
проявления памяти. Воспоминание помогает человеку, утратившему
ориентацию в мире в поисках собственного «Я».
в) Личность и мотивация; личность, цели и ценности.
Влечения, потребности, установки, стремления и желания человека –
это то, что заставляет личность двигаться и действовать. Ценности,
ради которых человек живет; цели, к которым он стремится,
действительно определяют личность.
10
Стр.9
г) Личность и черты характера. Черты характера человека
могут стать строительным материалом для личности. Список
обозначений черт личности в языке огромен.
д) Личность и социальные роли; личность и поведение. Каждая
из социальных ролей связана с определенной функцией, которую
человек, принимая роль, начинает исполнять в жизни. За социальными
ролями стоит вполне ощутимая реальность.
е) Личность и самосознание. Иногда в психологии личность
определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем
более самосознание человека, осознание им своего «Я» -
существенные проявления личности.
ж) Личность, талант и творчество. В обыденном сознании
феномены личности прочно связывают со способностями и
неординарностью интеллекта, одаренностью и талантом.
Междисциплинарный статус проблемы личности - требует
определения специфики ее предмета в психологии. В целом понятие
личности используется для обозначения особенностей, качеств,
состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и
общением с другими людьми. Понятие человека шире понятия
личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности.
Термин "индивид" применяется в тех случаях, когда человека
рассматривают как одного из многих представителей некоторой
общности (группы, коллектива, вида) без указания на особые качества
и условия деятельности. Понятие "индивидуальность" обозначает
совокупность уникальных, неповторимых особенностей, которые в
своем своеобразном сочетании образуют характер человека,
отличающий его от других людей. Согласно С.Л. Рубинштейну,
"свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным
особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное.
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном
преломлении представлено всеобщее"2.
Предметом психологии личности является человек, взятый в
системе устойчивых социально обусловленных психологических
характеристик, которые формируются и проявляются в
общественных связях и отношениях, определяют его поступки и
действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и
психические процессы.
2 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
11
Стр.10