Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая психология: познавательные процессы (220,00 руб.)

0   0
АвторыКуликова Татьяна Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц115
ID636892
АннотацияУчебное пособие посвящено психическим познавательным процессам. Рассматриваются особенности познавательных процессов, их классификация, закономерности их развития. Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В каждом разделе содержатся вопросы для самоконтроля и практические задания
ISBN978-587-954-542-7
УДК159.9
ББК88.5
Общая психология: познавательные процессы / Т.И. Куликова .— : [Б.и.], 2017 .— 115 с. : ил. — ISBN 978-587-954-542-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/636892 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОГО Общая психология: познавательные процессы учебное пособие Тула - 2017 2 УДК 159.9 ББК 88.5 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Е.В. Декина (ТГПУ им. <...> Л.Н. Толстого, г. Тула) кандидат психологических наук, доцент Л.В. Орлова (ГСГУ, г. Коломна) О74 Общая психология: познавательные процессы: Учебное пособие. <...> В завершении каждого раздела пособия студентам предложены вопросы для самоконтроля, практические задания. <...> Свойства, характеристики и закономерности ощущений Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ II. <...> Физиологические механизмы, теории и модели внимания Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ IV. <...> Формы воображения Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ VI. <...> Связь мышления с речью Контрольные вопросы Практические задания ЛИТЕРАТУРА 80 83 84 88 90 91 94 94 98 103 105 106 111 5 ПРЕДИСЛОВИЕ Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия. <...> Общие сведения об ощущениях Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений. <...> Ощущение – психический познавательный процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств. <...> Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающим в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. <...> Ощущение – это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. <...> Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. <...> Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых <...>
Общая_психология_познавательные_процессы.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ РАЗДЕЛ I. ОЩУЩЕНИЯ Тема 1.1. Общие сведения об ощущениях Тема 1.2. Классификация ощущений Тема 1.3. Свойства, характеристики и закономерности ощущений Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ II. ВОСПРИЯТИЕ Тема 2.1. Сущность, свойства и закономерности восприятия Тема 2.2. Виды восприятия Тема 2.3. Нарушения восприятия Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ III. ВНИМАНИЕ Тема 3.1. Определение, функции и виды внимания Тема 3.2. Особенности и свойства внимания Тема 3.3. Физиологические механизмы, теории и модели внимания Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ IV. ПАМЯТЬ Тема 4.1. Сущность и виды памяти Тема 4.2. Процессы памяти Тема 4.3. Законы, явления и эффекты процессов памяти Контрольные вопросы Практические задания 4 5 6 6 9 13 17 17 25 25 30 33 36 37 44 44 49 52 55 56 61 61 67 73 75 76 80
Стр.3
РАЗДЕЛ V. ВООБРАЖЕНИЕ Тема 5.1. Сущность воображения и его соотношение с другими познавательными процессами Тема 5.2. Общая характеристика процесса воображения Тема 5.3. Виды и функции воображения Тема 5.4. Формы воображения Контрольные вопросы Практические задания РАЗДЕЛ VI. МЫШЛЕНИЕ Тема 6.1. Общая характеристика мышления Тема 6.2. Виды мышления Тема 6.3. Связь мышления с речью Контрольные вопросы Практические задания ЛИТЕРАТУРА 80 83 84 88 90 91 94 94 98 103 105 106 111 5
Стр.4
РАЗДЕЛ I. ОЩУЩЕНИЯ Тема 1.1. Общие сведения об ощущениях Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начинается у человека с ощущений. Ощущения позволяют ему ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и размеры предметов, определять вкус продукта и т.д. Ощущение – психический познавательный процесс отражения элементарных свойств действительности которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущение является элементарным сенсорным познавательным процессом, отражающим в форме впечатлений свойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение – это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных. Если органы чувств по каким-либо причинам перестают функционировать, то связь сознания с соответствующими видами раздражителей прекращается и субъект лишается возможности получать впечатления об их существовании. Так, известный врач Боткин описал состояние больной женщины, у которой все органы чувств не функционировали, за исключением одного глаза и небольшого участка кожи руки, сохранившего чувствительность. Находилась в бодрствующем состоянии эта больная до тех пор пока был открыт глаз, посредством которого она получала информацию о внешнем мире. Как только он закрывался, больная впадала в дремотное состояние и засыпала. Просыпалась она в том случае, когда открывался глаз при действии яркого света или когда кто-то прикасался к поверхности участка кожи, сохранившего чувствительность. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои 7
Стр.6
характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще подругому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Все проекционные зоны связаны посредством ассоциативных волокон с речевыми центрами, на базе которых функционирует сознание человека, благодаря чему ощущения становятся элементами сознания или, иначе говоря, чувственной тканью разума человека. В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему человека. Начало ощущению дает физический процесс раздражения, который возникает при воздействии сигналов внешней или внутренней среды на органы чувств человека: зрение, обоняние и др. Ощущения обеспечиваются работой мозга. Мозг связан с органами чувств, реагирующими на «свои» раздражители. Чтобы мозг мог воспринимать эти раздражения, они должны подаваться ему в определенной форме, а именно в форме электрических сигналов. Энергия раздражителей различной природы (свет, запах и др.) должна быть преобразована в электрическую энергию. Задача перевода сигналов различной модальности в электрическую форму решается рецепторами. 8
Стр.7
Рецептор - это специфический нейрон, осуществляющий прием физических сигналов внешней среды и сигналов внутреннего состояния человека. Работа рецептора специализирована. Каждый рецептор работает со «своими» сигналами: зрительный реагирует на световые раздражители, слуховой - на звуковые и т.д. Но это не простое реагирование. Мозг требует информацию не только о наличии раздражителя, но и о его характеристиках (например, по шкалам интенсивный - слабый, большой - малый, сладкий - горький и др.). Следовательно, рецептор должен уметь характеристики, чтобы передавать сведения о них в мозг. кодировать эти Рис. 1. Функциональная схема анализатора Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. 9
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ