УДК 330.101
ББК 65.01я73
Б27
Рецензенты:
доктор экономических наук, доцент В. А. Поляков
(Тульский филиал Финуниверситета);
кандидат экономических наук, доцент Т. Н. Аверина
(Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого)
Б27
Басовский, Л. Е.
Экономическая теория: Учеб. пособие / Л. Е. Басовский,
Н. Н. Левкина.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого,
2017.– 184 с.
ISBN 978-5-9500384-3-3
В учебном пособии в кратком изложении в простой и доступной форме
с использованием соответствующего иллюстративного материала рассмотрены
основные положения современной экономической теории.
Особое внимание уделено функционированию рынков, политике государства
в этой среде, потреблению и производству, несовершенной конкуренции,
теории рынков факторов производства, экономике общественного
сектора, макроэкономическим показателям, реальной экономике в краткосрочном
и долгосрочном периодах и теории открытой экономики.
Пособие будет полезно студентам высших учебных заведений, обучающимся
по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент.
УДК 330.101
ББК 65.01я73
ISBN 978-5-9500384-3-3
© Л. Е. Басовский, Н. Н. Левкина, 2017
© ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................5
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ............................................6
1.1. Предмет, метод и функции экономической теории................................................6
1.2. Потребности общества, их виды. Экономические блага и их классификация.
Экономический выбор. Границы производственных возможностей ....................8
1.3. Экономические системы, их типы и модели.........................................................12
1.4. Товарное производство. Товар и его свойства в различных
экономических школах. Возникновение, сущность и функции денег ................14
1.5. Капитал: сущность и виды.....................................................................................19
1.6. Место собственности в экономической системе ..................................................22
1.7. Рынок, его структура, функции, условия формирования и развития...................24
Глава 2. ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА.....................................................28
2.1. Спрос. Закон спроса. Факторы, определяющие изменение
спроса и его величины. Исключения из закона спроса........................................28
2.2. Предложение. Закон предложения.
Факторы, определяющие изменение предложения и его величины....................31
2.3. Эластичность спроса и предложения ....................................................................32
2.4. Рыночное равновесие. Понятие дефицита и избытка ...........................................36
Глава 3. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ....................................................................38
3.1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Закон убывающей
предельной полезности. Правило максимизации полезности .............................38
3.2. Выбор потребителя. Анализ кривых безразличия.
Потребительский бюджет и бюджетная линия. Оптимум потребителя..............40
Глава 4. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ...............................................45
4.1. Экономическая природа фирмы. Теории фирмы..................................................45
4.2. Производственная функция и равновесие производителя ...................................46
4.3. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.........................................................49
4.4. Издержки фирмы в долгосрочном периоде.
Положительный и отрицательный эффекты размера фирмы.
Минимальный эффективный размер фирмы........................................................54
Глава 5. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР..................................................................58
5.1. Конкуренция: виды, методы и последствия. Типы рыночных структур .............58
5.2. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.
Равновесие конкурентной фирмы
в краткосрочном и долгосрочном периоде ...........................................................60
5.3. Монополия и ее виды. Показатели монопольной власти.
Антимонопольное законодательство: цели и принципы......................................65
5.4. Монополистическая конкуренция, ее виды и признаки .......................................70
5.5. Олигополия и ее место в современной рыночной экономике..............................73
3
Стр.3
Глава 6. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ......................................................76
6.1. Спрос фирмы на ресурсы и его производный характер.
Равновесие фирмы на рынке ресурсов..................................................................76
6.2. Рынок труда и его особенности .............................................................................79
6.3. Рынок капитала и рынок земли .............................................................................81
Глава 7. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА .......................................................................................85
7.1. Положительные и отрицательные стороны рынка.
Общее равновесие и экономическая эффективность ...........................................85
7.2. Общественные блага и их особенности ................................................................88
7.3. Проблема внешних эффектов и ее решение..........................................................90
Глава 8. ЭКОНОМИКА ИНФОРМАЦИИ,
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА..............................................................................98
8.1. Неопределенность как характерная черта рыночной экономики.........................98
8.2. Риск и его виды. Способы снижения риска ..........................................................99
8.3. Механизм уменьшения асимметричности информации.....................................102
Глава 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ .....................................................................................104
9.1. Валовой внутренний продукт ..............................................................................104
9.2. Стоимость жизни..................................................................................................107
9.3. Производство и экономический рост ..................................................................109
Глава 10. РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ .............114
10.1. Финансовая система, сбережения и инвестиции...............................................114
10.2. Основные финансовые инструменты ................................................................121
10.3. Безработица ........................................................................................................125
Глава 11. ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ .............................130
11.1. Денежно-кредитная система ..............................................................................130
11.2. Инфляция............................................................................................................133
Глава 12. ТЕОРИЯ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ......................................................141
12.1. Открытая экономика ..........................................................................................141
12.2. Макроэкономический анализ открытой экономики .........................................146
Глава 13. КОЛЕБАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ..............................................................................159
13.1. Совокупный спрос и совокупное предложение ................................................159
13.2. Влияние денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики
на совокупный спрос .........................................................................................166
13.3. Инфляция и безработица в краткосрочном периоде.........................................172
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................183
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современному студенту, обучающемуся по любому направлению
подготовки, необходимо изучение экономической науки по целому ряду
причин. Экономика – экономическая теория помогает понять окружающую
действительность, принимать верные жизненные решения, добиваться успеха
в бизнесе, оценивать экономическую политику.
Множество жизненных, в том числе каждодневных, ситуаций потребуют
знаний, которые можно получить, изучив основы экономической науки.
Особое значение экономическая теория имеет для будущих менеджеров.
В
соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования по направлению подготовки 38.03.02
Менеджмент (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от
12.01.2016 г. № 7) объектами профессиональной деятельности выпускников,
освоивших программу бакалавриата, являются:
– процессы реализации управленческих решений в организациях
различных организационно-правовых форм;
– процессы реализации управленческих решений в органах государственного
и муниципального управления.
Основы экономических знаний применительно к перечисленным
объектам формируются в процессе изучения дисциплины «Экономическая
теория».
В результате освоения дисциплины «Экономическая теория» у студентов
должна быть сформирована следующая компетенция: способность
использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
(ОК-3).
В предлагаемом вашему вниманию учебном пособии положения
экономической науки изложены кратко, просто и понятно, без использования
сложных математических методов. В книге вы найдете современные
положения экономической науки, признанные научной общественностью,
показавшие свою продуктивность в жизни, в бизнесе, в политике XXI века.
5
Стр.5
Глава 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
1.1. Предмет, метод и функции экономической теории
Как известно, слово «экономика» происходит от двух греческих
слов: «ойкос» – дом и «номос» – закон, правило. Следовательно, экономика
– это правила, законы ведения домашнего хозяйства.
Экономическая теория входит в систему экономических наук, изучает
отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства,
распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях ограниченных
ресурсов, проблемы эффективного использования ресурсов
с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.
Предмет экономической теории – система экономических отношений
по эффективному распределению ресурсов с целью получения максимального
количества полезной продукции для удовлетворения потребностей
людей. Отсюда объектом изучения экономической теории является
товарное производство и развитая рыночная экономика.
Под экономикой вообще и под рыночной экономикой в частности
понимается хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение
потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных
благ.
В зависимости от масштабов экономика делится на микроэкономику
и макроэкономику.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических,
или хозяйствующих, субъектов (потребителей, фирм, наемных работников,
предпринимателей, предприятий). Она отвечает на вопрос: почему принимаются
те или иные экономические решения на низшем уровне.
Макроэкономика изучает экономические процессы на уровне общества
(производство национального дохода, инфляция, безработица, государственный
бюджет и т. д.). Она отвечает на вопрос: что должно делать
государство, чтобы нация процветала.
Таким образом, микроэкономика – раздел экономической теории,
исследующий закономерности функционирования отдельных рыночных
субъектов. Макроэкономика – раздел экономической теории, исследующий
экономику как целостную систему, определяющий цели экономической
политики и инструменты для ее реализации.
К основным функциям экономической теории относятся:
1) познавательная – изучение и объяснение процессов и явлений экономической
жизни общества;
2) методологическая – разработка методологии познания и научноисследовательского
аппарата для других экономических наук;
6
Стр.6
3) практическая – разработка принципов и методов рационального
хозяйствования;
4) мировоззренческая – формирование научного представления об
экономике;
5) прогнозно-прагматическая – разработка научных прогнозов и перспектив
общественного развития.
Методы экономической теории включают:
– диалектический метод, предполагающий исследование экономических
явлений в процессе их становления и развития, выяснение внутренних
противоречий изучаемых явлений;
– метод научной абстракции – абстрагирование от несущественных
моментов при изучении экономических явлений и процессов;
– эмпирический метод – заключается в сборе и описании фактов
и событий;
– статистический метод связан с количественным анализом собранной
информации;
– причинно-следственный метод предполагает выявление причинноследственных
связей между отдельными изучаемыми экономическими
явлениями;
– анализ – разложение целого на части и исследование каждой части
в отдельности;
– синтез предусматривает объединение исследованных в процесса
анализа отдельных частей изучаемого объекта в единое взаимосвязанное
целое;
– индукция предполагает, что исследование проводится от фактов
к теории;
– дедукция, напротив, связана с выдвижением гипотез с последующим
сбором информации с целью их подтверждения.
В методологии экономической теории выделяют:
1) позитивный подход, предполагающий исследование фактического
состояния экономики;
2) нормативный подход базируется на оценочных суждениях о том,
какой должна быть экономика и экономическая политика;
3) системно-функциональный подход предусматривает изучение
экономических явлений как целостной системы функционально и количественно
взаимосвязанных между собой элементов;
4) экономико-математическое моделирование позволяет определить
причины изменений изучаемого объекта, закономерности процесса изменения,
его последствия на основе формализации экономических процессов
и явлений;
5) единство исторического и логического – исторические факты
следует располагать в логической последовательности, логику исследо7
Стр.7
вания необходимо постоянно контролировать с помощью исторического
сопоставления.
Таким образом, экономическая наука обладает не только специфическим
предметом, но и особым набором методов исследования.
1.2. Потребности общества, их виды. Экономические блага
и их классификация. Экономический выбор.
Границы производственных возможностей
Потребность – это нужда людей в чем-либо, принимающая форму
конкретной необходимости в определенных благах. Виды потребностей
представлены на рис. 1.1.
Потребности
По субъектам:
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
- общественные
По времени:
- устойчивые
- ситуативные
По объектам:
- материальные
- духовные
- этические
- эстетические
По функциональной
роли:
- естественные
- обусловленные культурой
По
виду деятельности:
-
экономические
- неэкономические
По сферам деятельности:
-
познания
- общения
- отдыха
- потребности труда
Рис. 1.1. Виды потребностей
Традиционной в экономике стала классификация человеческих потребностей
А. Маслоу (рис. 1.2).
Как видно из рис. 1.2, А. Маслоу расположил все потребности в восходящем
порядке от «низших» материальных до «высших» духовных.
До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют
потребности высшего порядка.
К физиологическим потребностям относятся потребности человека
в пище, воде, воздухе, сне, одежде, жилье, воспроизведении рода и т. п.
Потребности в безопасности включают потребности в защите от преступников,
внешних врагов, нищеты, помощи при болезнях и др.
8
Стр.8
Рис. 1.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Социальные потребности людей связаны с общением, дружбой, любовью.
Потребность в уважении включает потребность в признании, уважении
со стороны других людей, в приобретении определенного общественного
положения, а также потребность в самоуважении.
Потребность в самореализации подразумевает потребность в совершенствовании
всех возможностей и способностей человека.
Степень удовлетворения потребностей определяется уровнем развития
двух сфер: к первой относится материальное производство, в котором
создаются материальные ценности и оказываются материальные услуги, ко
второй – нематериальное, в котором создаются духовные, нравственные
ценности и оказываются соответствующие услуги. Обе сферы находятся
в постоянном взаимодействии, которое в современных условиях значительно
усилилось.
По мере развития общества видоизменяются и потребности его членов:
одни потребности сменяются другими, возникают новые, возрастает
доля социальных и интеллектуальных потребностей. Закон развития общества,
выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием
производительных сил и культуры называется законом возвышения
потребностей.
Благами называют то, что необходимо для удовлетворения потребностей
человека.
9
Стр.9
С точки зрения вещественного содержания блага делятся на материальные
и нематериальные. Классификация материальных благ представлена
на рис. 1.3.
Материальные
блага
По источникам
возникновения:
– экономические
(являющиеся
результатом хозяйственной
деятельности)
–
неэкономические
(предоставляемые
природой)
По роли в воспроизводстве:
–
потребительские
– производственные
По роли в потреблении:
–
предметы первой
необходимости
– предметы роскоши
По характеру удовлетворения:
–
взаимозаменяемые
– взаимодополняемые
По количеству потребителей:
–
частные
– общественные
По продолжительности
использования:
– длительного пользования
–
разового пользования
С учетом фактора
времени:
– настоящие
– будущие
Рис. 1.3. Классификация материальных благ
Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями
жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное
мастерство и т. п.
Нематериальные блага подразделяются на две группы:
1) внутренние (образование, кино, музыка и т. п.);
2) внешние (деловые связи, репутация и т. п.).
Для создания экономических благ необходимы экономические
ресурсы:
– природные ресурсы;
– трудовые;
– капитал;
– предпринимательские способности;
– информация.
Общим свойством для всех видов экономических ресурсов является
их редкость, соответственно, объем производимых с их помощью благ
ограничен.
10
Стр.10