Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология подросткового и юношеского возрастов (220,00 руб.)

0   0
Первый авторБережная Ирина Федоровна
АвторыМазкина Ольга Борисовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц66
ID635635
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется студентам 3-го курса факультета философии и психологии.
Бережная, И.Ф. Психология подросткового и юношеского возрастов / О.Б. Мазкина; И.Ф. Бережная .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 66 с. — 66 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635635 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. Ф. Бережная, О. Б. Мазкина ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТОВ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 18 февраля 2016 г., протокол № 1400-02 Рецензент – канд. психол. наук, доцент О. П. Макушина Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования она включает в себя широкий круг вопросов, касающихся проблем представления об основных закономерностях психического развития, формирования личности, общения со взрослыми и сверстниками в подростковом и юношеском возрасте, необходимое студентам для практической деятельности. <...> Изучаемый курс включает в себя пять тем: «Общая характеристика подросткового возраста», «Развитие личности подростка», «Социальная ситуация развития личности подростка», «Общая характеристика юношеского 3 возраста», «Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте». <...> Результатом изучения данного курса должно явиться умение студентами: – выделять основные закономерности и механизмы психического развития подростков и юношей; – различать психологические характеристики подросткового и юношеского возраста среди характеристик других возрастных периодов психического развития человека; – применять теоретические знания о закономерностях психического развития подростков и юношей на практике; – использовать инновационные психологические технологии для аргументации собственной модели взаимодействия в системе «педагог – подросток», «педагог – юноша». <...> Социальная <...>
Психология_подросткового_и_юношеского_возрастов.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_подросткового_и_юношеского_возрастов.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. Ф. Бережная, О. Б. Мазкина ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТОВ Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Психология подросткового и юношеского возрастов» относится к базовой части дисциплин (обязательные дисциплины) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование (бакалавриат). Данная дисциплина читается на 3-м курсе дневного отделения (бакалавриат). В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования она включает в себя широкий круг вопросов, касающихся проблем представления об основных закономерностях психического развития, формирования личности, общения со взрослыми и сверстниками в подростковом и юношеском возрасте, необходимое студентам для практической деятельности. Знания по «Психологии подросткового и юношеского возрастов» необходимы для изучения таких дисциплин, как «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Психология девиантного поведения», «Психологопедагогическое взаимодействие участников педагогического процесса», «Клиническая психология детей и подростков», а также для осуществления студентами собственной научно-исследовательской деятельности в рамках написания ими курсовых работ. В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает приобретение профессиональной компетентности в области научнопсихологического описания и анализа развития человека в подростковом и юношеском возрасте. Задачами курса являются: 1) формирование у студентов системы знаний об особенностях возрастного развития человека в подростковом и юношеском возрасте, прикладном характере этих знаний в других отраслях психологии – в научном исследовании и в практической работе психолога; 2) развитие профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций; 3) выработка умений и навыков решения психологических задач и ситуаций, связанных с реализацией возрастного подхода к человеку; 4) развитие у студентов творческого мышления; 5) укрепление у будущих психологов и педагогов устойчивого интереса к возрастной психологии и применению соответствующих знаний. Изучаемый курс включает в себя пять тем: «Общая характеристика подросткового возраста», «Развитие личности подростка», «Социальная ситуация развития личности подростка», «Общая характеристика юношеского 3
Стр.3
№ п/п 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА Часы Наименование тем и разделов курса Лекции Раздел 1. Психология подросткового возраста 2 1.1. Общая характеристика подросткового возраста 3 1.2. Развитие личности подростка 4 1.3. Социальная ситуация развития личности подростка 5 Раздел 2. Психология юношеского возраста 6 2.1. Общая характеристика юношеского возраста 7 2.2. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте – 4 4 2 – 4 4 Итого: 18 Семинарские занятия 1 2 3 4 7 8 Подросток и сверстники 5 «Трудные» подростки 6 Развитие личности в юношеском возрасте Общение и его роль в личностном развитии юношей и девушек Профессиональное самоопределение Итого: 2 2 2 2 – – – – – – – – Формирование образа «Я» в подростковом возрасте 2 4 Подросток и школа Подросток в семье 2 2 4 18 4 4 8 36 Самостоятельная работа (час) 4 4 4 4 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Психология подросткового возраста Тема 1.1. Общая характеристика подросткового возраста Теории подросткового возраста в работах зарубежных (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже) и отечественных (Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) ученых. Структура и динамика подросткового возраста. Анатомо-физиологическое развитие подростков. Кризис подросткового возраста. Определение границ подросткового возраста. Характеристика социальной ситуации развития. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Основные новообразования подростков. Тема 1.2. Развитие личности подростка Развитие высших психических функций у подростков. Основные психологические новообразования подростков. Основные закономерности формирования самосознания в подростковом возрасте. Самосознание в подростковый период. Поведение в подростковом возрасте. Отношения со взрослыми и сверстниками. Нравственное становление подростка. Формирование мировоззрения. Тема 1.3. Социальная ситуация развития личности подростка Социальная ситуация психического развития подростка. Пубертатный кризис и его проявления в подростковом возрасте. Проблема ведущей деятельности подростка. Изменение отношения к учебе на протяжении подросткового возраста. Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте. Игры в отрочестве. Интеллектуальное развитие подростков. Раздел 2. Психология юношеского возраста Тема 2.1. Общая характеристика юношеского возраста Два периода юности. Характеристика ранней юности. Психоэмоциональное развитие юношей и девушек. Значение познавательной деятельности для интеллектуального развития в юношеском возрасте. Тема 2.2. Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте Устремленность в будущее как ведущая характеристика юношеского возраста. Нравственное развитие юношей и девушек. Становление мировоззрения. Кризис первичного профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация. Включение подростков в трудовую деятельность. Проблемы и трудности профессионального выбора в юношеском возрасте. Список основной и дополнительной литературы указан на стр. 26. 7
Стр.7
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Основные понятия курса: подростковый возраст, подросток, юность, юношеский возраст, социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности, кризис, пубертатный кризис, кризис профессионального самоопределения. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны выполнять следующие задания Обязательные Составление понятийного словаря. В словарь записываются определения ключевых понятий, этих определений может быть несколько. Обязательно указывается источник. Словарь может составляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Задания по выбору 1. Проанализируйте 1–3 реферата из Интернета по вопросам темы. Отвечают ли они требованиям, предъявляемым к реферату (по содержанию, по оформлению)? 2. Найдите в периодической печати статьи, посвященные проблемам, рассматриваемым на семинарском занятии. Составьте аннотацию и проанализируйте их. Выскажите свое мнение. 3. Подберите примеры из художественной литературы, иллюстрирующие проблемы и трудности подростков и юношей (в соответствии с поставленными вопросами темы семинара). ЗАНЯТИЕ 1 Формирование образа «Я» в подростковом возрасте Ключевые понятия: образ «Я», самосознание, идеал, чувство взрослости, «Я-концепция». Вопросы для обсуждения 1. Формирование нового образа физического «Я»: трудности и проблемы. 2. Развитие самосознания. Идеалы и их роль в развитии подростка. 3. Чувство взрослости как основное новообразование в подростковом возрасте. 4. Формирование «Я-концепции». 5. Психологическая помощь педагога-психолога подросткам в формировании образа «Я». 8
Стр.8
Творческие задания 1. По мнению Д. И. Фельдштейна, в последнее время у подростков проявляется кризис самооценки. У 20–25 % подростков превалирует негативное отношение к себе, заниженная самооценка. Как вы думаете, в чем причины? 2. Ознакомьтесь с основными теориями личности зарубежных психологов, которые так или иначе затрагивают вопрос самосознания в рамках своих теорий (Эрик Эриксон, Карл Роджерс, Уильям Джеймс, Чарльз Кули, Джордж Мид). Подумайте, почему в настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. 3. О каком новообразовании здесь идет речь? Дайте психологическое обоснование. А) «Федор Петрович давно стал замечать, что из ящика его стола стали пропадать папиросы. И вот он поймал сына за этим “преступлением”». – Пробовал… – насупившись ответил Петя на строгий вопрос отца». Б) «А когда в классе снова наступила тишина, то Димка встал, победно оглядел ребят и сказал: – Давайте на поездку заработаем сами! И мы стали работать. Ходили в совхоз на сбор поздних огурцов и капусты». Основная литература 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям : «Психология», «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и психология» / Г. С. Абрамова. – М. : Акад. проект : Альма Матер, 2006. – С. 537–584. 2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2014. – С. 359–390. Дополнительная литература 1. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студ. вузов / М. В. Гамезо [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 508 с. 2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : развитие человека от рождения до позд. зрелости : учеб. пособие для студ. вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Сфера, 2002. – 463 с. 3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ., обуч. по педагог. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2002. – 452 с. 4. Психология подростка. Полное руководство / под ред. членакорреспондента РАО А. А. Реана. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. – 432 c. 5. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 386 c. 9
Стр.9
6. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Структурносодержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды / Д. И. Фельдштейн. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 2004. – 670 с. 7. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. – М. : Изд-во ин-та психотерапии, 2004. – 478 с. ЗАНЯТИЕ 2 Подросток и школа Ключевые понятия: учебная деятельность, познавательная деятельность, мотивация, школьная неуспеваемость, конфликт. Вопросы для обсуждения 1. Учебная и познавательная деятельность подростка. Мотивация учебной деятельности. 2. Трудности в обучении подростков. Основные факторы школьной неуспеваемости. 3. Общение учителей и подростков. Причины конфликтов в общении с учителями. 4. Роль и задачи педагога-психолога в работе с подростками по преодолению трудностей в учебной деятельности и общении с учителями. Творческие задания 1. Согласны ли вы с точкой зрения П. М. Якобсона: «Мотивация учения как деятельности является результатом как переработки тех воздействий, которые он получает из семейной и широкой социальной среды, так и образования сознательного и малоосознанного отношения к этим воздействиям, связанного с особенностями жизненных установок, устремлений, интересов человека. Все это сказывается на мотивах учения». Приведите примеры классификации мотивов учения различных ученых. 2. Ознакомьтесь с проблемой, описанной Е. А. Левановой в книге «Родители и подростки: навстречу друг другу», какие вы видите пути решения конфликтной ситуации: У моей четырнадцатилетней дочери произошел довольно серьезный конфликт с математичкой. Я способна объективно оценить поведение своенравной дочери, но в данном случае учительница грубо оскорбила ее перед всем классом. А за резкий ответ всю четверть теперь измывается. Наташа не хочет ходить в школу. А я не знаю, как быть – авторитет учителя вроде подрывать не хочется, но ведь и дочь ждет моей поддержки. Вот опять я стою у окна и вижу. Как через двор бредет из школы моя девочка. И я уже знаю, по опущенным плечам, по тому, как на глаза надви10
Стр.10