Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Психология (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕсманская Наталья Евгеньевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц81
ID635585
АннотацияЦель изучения учебной дисциплины – общетеоретическая подготовка выпускника в области психологии.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов-бакалавров 3-го курса очной и очно-заочной форм обучения.
Психология / Н.Е. Есманская .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 81 с. — 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635585 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Е. Есманская Психология Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 18 февраля 2016 г., протокол № 1400-02 Рецензент – д-р пед. наук, профессор Н. И. Вьюнова Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 7 1.3. основные отрасли психологии Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. общая психологияотрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида – конкретного представителя вида Homo sapiens. <...> Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния. <...> Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психологияотрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. <...> Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. <...> Структура личности включает в себя три составляющие: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (СуперЭго). <...> Комплекс неполноценности компенсируется и стимуляцией собственных способностей, имеющий три формы проявления: 1) адекватная компенсация (совпадение превосходства с социальными интересами (спорт, музыка)); 2) сверхкомпенсация (гиперразвитие эгоистической способности <...>
Психология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Е. Есманская Психология Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
содЕржаНиЕ Предисловие ................................................................................................... 4 Краткий курс лекций по дисциплине «Психология» .................................. 5 Часть 1. Введение в общую психологию ..................................................... 5 1.1. Предмет, задачи современной психологии. Этапы развития психологии ........................................................................................ 5 1.2. Методы психологии ......................................................................... 6 1.3. Основные отрасли психологии ....................................................... 8 Учебные задания ..................................................................................... 9 Часть 2. Психические свойства личности ................................................. 10 2.1. Общее понятие о личности. Теории личности ............................ 10 2.2. Психологическая характеристика темпераментов ...................... 12 2.3. Общее понятие о характере и его структура ............................... 14 2.4. Способности и задатки .................................................................. 18 2.5. Направленность и мотивы деятельности личности .................... 20 Учебные задания ................................................................................... 23 Часть 3. Психические процессы ................................................................. 24 3.1. Ощущение ....................................................................................... 24 3.2. Восприятие ..................................................................................... 25 3.3. Представление ................................................................................ 27 3.4. Память ............................................................................................. 28 3.5. Мышление ....................................................................................... 31 3.6. Речь .................................................................................................. 32 3.7. Эмоции и чувства ........................................................................... 34 3.8. Воля ................................................................................................. 38 3.9. Воображение ................................................................................... 41 3.10. Внимание ...................................................................................... 45 Учебные задания ................................................................................... 48 Часть 4. Общая характеристика социальной психологии ........................ 49 4.1. Проблема общения в социальной психологии ............................ 49 4.2. Психология малой группы............................................................. 53 Аттестация студентов .................................................................................. 56 Текущая аттестация ............................................................................... 56 Промежуточная аттестация .................................................................. 57 Творческие задания ............................................................................... 57 Библиографический список ........................................................................ 59 Приложения .................................................................................................. 60 Приложение А. Структура общей психологии ................................... 60 Приложение Б. Тестовые задания ........................................................ 61 Приложение В. Психологический практикум (по материалам художественной литературы) ........................................................ 67 3
Стр.3
3 этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задачи психлогии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 этап – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Таким образом, психология – наука о закономерностях развития функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание – это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей». 1.2. Методы психологии Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. В переводе с греческого «methodos» означает путь исследования. Известный отечественный физиолог И. П. Павлов считал, что от метода зависит качество исследования. Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика. Существует следующая классификация методов: 1) методы организации исследований (лонгитюдный, сравнительный); 2) методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наблюдение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях 6
Стр.6
без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание. Однако научное наблюдение и наблюдение, которым пользуется большинство людей в повседневной жизни, имеют ряд существенных различий. Научное наблюдение характеризуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Следует отметить, что данный метод обладает целым рядом недостатков: во-первых, наблюдать свои переживания трудно; во-вторых, при самонаблюдении нельзя совсем избежать субъективизма; в-третьих, при самонаблюдении сложно выразить некоторые оттенки переживаний. Метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психологическое содержание. В большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе к анализу своих переживаний. опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинноследственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. 7
Стр.7
1.3. основные отрасли психологии Возникновение отраслей психологии обусловлено, во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности, во-вторых, появлением новых психологических знаний. общая психология – отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида – конкретного представителя вида Homo sapiens. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии. Основными понятиями общей психологии являются психические процессы (познавательные, волевые, эмоциональные), психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность) и психические состояния. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки. Одной из наиболее известных наук, имеющих большое практическое значение, является педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. Педагогическая психология исследует вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и общественно значимых качеств личности, а также изучает условия, обеспечивающие оптимальный эффект обучения. Очень близка к педагогической психологии следующая отрасль психологической науки – возрастная психология, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности от рождения до старости и возрастную динамику психических процессов. Основными разделами возрастной психологии являются: психология детства, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология. дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая различия как между индивидами, так и между группами, а также причины и последствия этих различий. Клиническая психология изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования входят вопросы, связанные с возникновением, развитием и течением болезни, влиянием тех или иных болезней на психику человека и, наоборот, влиянием психики на болезнь, взаимодействие психических и соматических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, исполь8
Стр.8
зование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств. Психология искусства – отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом. Учебные задания Задание 1. Прокомментируйте следующие суждения о психологии. Выберите наиболее правильные и полные. 1. Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно. 2. Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. 3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. 4. Психология – отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга. Задание 2. Прокомментируйте приведенное высказывание. Согласны ли вы с его автором и почему? О какой особенности психологического знания идет речь? Как называется этот феномен на языке современной психологической науки? Мыслящий индивид не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением. Задание 3. Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя согласиться? Поясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и недооценивать содержательно предметную сторону познания. 1. Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее всего сам светильник, т.е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути. 2. Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи и отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях. 9
Стр.9
3. Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира. 4. Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных и точных данных. ЧасТь 2. ПсихиЧЕсКиЕ своЙсТва лиЧНосТи 2.1. общее понятие о личности. Теории личности В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Личность – это конретный человек, обладающий сознанием и самосознанием. В психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта – носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность с социальной организацией человека. Теории личности 1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Структура личности включает в себя три составляющие: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (СуперЭго). ОНО – руководствуется принципами удовольствия и проявляется в неосознаваемых желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и желаниях. Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с принципом реальности. 10
Стр.10