Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Практикум по изучению индивидных, личностных и субъектных характеристик человека (220,00 руб.)

0   0
АвторыТимофеева Ольга Валерьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц86
ID635583
АннотацияИндивидуальность – комплексная целостность основных свойств человека. В данном учебно-методическом пособии мы предлагаем опираться в ее изучении на подход Б. Г. Ананьева. Структура индивидуальности, предложенная авторитетным отечественным психологом, включает в себя уровни индивида, личности и субъекта.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 3-го курса очной формы обучения (бакалавриат) отделения психологии факультета философии и психологии.
Практикум по изучению индивидных, личностных и субъектных характеристик человека / О.В. Тимофеева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016 .— 86 с. — 86 с. — URL: https://rucont.ru/efd/635583 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. В. Тимофеева ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 октября 2015 г., протокол № 1400-08 Рецензент – учредитель Института практической психологии «Терра», психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, танатотерапевт-тренер А. А. Гурина Учебно-методическое пособие для вузов подготовлено на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Диагностика индивидных и личностных характеристик человека . <...> Структура индивидуальности, предложенная авторитетным отечественным психологом, включает в себя уровни индивида, личности и субъекта. <...> Составляющими личностной подсистемы являются социальные роли в зависимости от социального статуса личности, мотивы поведения, цели, ценности, мировоззрение личности, характер, склонности. <...> Каждая методика снабжена общей характеристикой, инструкцией, текстом самой методики, описанием измеряемых ею параметров, ключами, таблицами перевода «сырых» баллов в стандартные (если они необходимы), направлениями интерпретации полученных данных. <...> ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА 1.1. <...> Ильиным теппинг-тест позволяет диагностировать силу нервной системы и функциональную асимметрию по работоспособности левой и правой рук [2, 4, 11, 12]. <...> Важно также акцентировать внимание обследуемых на том, что начинать выполнение требуемых действий надо сразу в максимальном темпе, иначе может искусственно создаться выпуклый тип кривой. <...> Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности <...>
Практикум_по_изучению_индивидных,_личностных_и_субъектных_характеристик_человека_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. В. Тимофеева ПРАКТИКУМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНДИВИДНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ И СУБЪЕКТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................. 4 Раздел 1. Диагностика индивидных и личностных характеристик человека .................................................................................................................. 5 1.1. Экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест) ......... 5 1.2. Тест-опросник структуры темперамента В. М. Русалова .................. 8 1.3. Тест-опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла .................. 17 1.4. Тест-опросник изучения типа личности Д. Кейрси ......................... 19 1.5. Тест-опросник выявления маскулинности – фемининности С. Бем .................................................................................................... 34 1.6. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда .......... 37 Раздел 2. Диагностика стилевых особенностей субъекта деятельности ....... 49 2.1. Тест-опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана «Индекс жизненного стиля» ............................................................... 49 2.2. Тест-опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Р. Лазаруса и С. Фолкмана .................................................................. 59 2.3. Опросник выявления копинг-стратегий Э. Хейма ........................... 71 2.4. Тест-опросник «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана ........ 77 2.5. Тест-опросник «Склонность к определенному стилю руководства» Е. П. Ильина ................................................................. 81 Литература ........................................................................................................... 85 3
Стр.3
Процедура проведения исследования Экспериментатор подает сигнал «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду «Следующий». По истечении 5 секунду работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду «Стоп». Бланк 1 2 3 6 5 4 Протокол исследования № квадрата Промежуток времени работы (ВС) 1 0–5 2 6–10 3 11–15 4 16–20 5 21–25 6 26–30 Обработка Обработка включает в себя следующие процедуры: 1) подсчет количества точек в каждом квадрате; 2) построение графика работоспособности, для чего на оси абсцисс откладываются 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате. Коэффициент силы нервной системы (КСНС) рассчитывают по следующей формуле: 21 3 KCHC= () (    X1) XX X X X X X5 X1  1) ( 4 1) ( X X6 1) ( 100 %, где Х1 – сумма постукиваний в первом пятисекундном отрезке, Х2 – сумма постукиваний во втором пятисекундном отрезке, Х3 – сумма постукиваний в третьем пятисекундном отрезке и т. д. 6 Количество проставленных точек правой рукой левой рукой
Стр.6
Рассчитать коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой рук, получив суммарные значения работоспособности рук путем сложения всех данных по каждому из прямоугольников. Абсолютное различие по работоспособности левой и правой рук делится на сумму работоспособностей, а затем умножается на 100 %: K  Fa   100 %,  RL RL  где ΣR – общая сумма точек, поставленных правой рукой, ΣL – общая сумма точек, поставленных правой и левой. Интерпретация Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает бóльшую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: – выпуклый (сильный) тип: темп нарастает до максимального в первые 10–15 секунд работы; в последующем, к 25–30 секундам, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; – ровный (средний) тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; – нисходящий (слабый) тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше восемь точек. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого; – промежуточный (средне-слабый) тип: темп работы снижается после первых 10–15 секунд. При этом разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает восемь точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая). Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система; – вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой. 7
Стр.7
Характеристика темпа Медленный Средний Быстрый Нормативные данные для детей 9–12 и 12–15 лет Нормативные данные для детей 9–12 лет 20 точек и меньше 20–25 точек 26 точек и больше для детей 12–15 лет 24 точки и меньше 25–30 точек 30 точек и больше Если в ходе исследования изучали работоспособность левой и правой рук, то при анализе результатов сопоставляют полученные графики работоспособности. В большинстве случаев они по характеру одинаковы. У правшей работоспособность правой руки выше работоспособности левой, а у левшей – наоборот. В случае значительных расхождений графиков опыты желательно повторить через некоторые промежутки времени. Рис. 1. Типы динамики максимального темпа движений: А – выпуклый тип; Б – ровный тип; В – промежуточный и вогнутый тип; Г – нисходящий тип. Горизонтальная линия отмечает уровень начального темпа работы в первые 5 секунд 1.2. Тест-опросник структуры темперамента В. М. Русалова Тест-опросник служит для диагностики темпераментных особенностей человека. Разработан В. М. Русаловым на основе собственной концепции темперамента [7, 8]. 8
Стр.8
Опросник структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Состоит из 105 вопросов. В тесте предусмотрена небольшая контрольная шкала, предназначенная для выявления тенденции испытуемого давать социально желаемые ответы. Существуют две формы этого тест-опросника: первая рассчитана на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), вторая – на подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Разработана и компьютерная версия теста. Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что тест-опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью. Тест-опросник может быть одинаково эффективно использован как при индивидуальном, так и при групповом тестировании. Инструкция Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик или галочку в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет». Текст (взрослый вариант) 1. Подвижный ли Вы человек? 2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор? 3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании? 4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности? 5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива? 6. Ранимый ли Вы человек? 7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями? 8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо? 9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль? 10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника? 11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми? 12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу? 9
Стр.9
13. Нравится ли Вам быстро бегать? 14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе? 15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности? 16. Трудно ли Вам говорить очень быстро? 17. Часто ли Вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно? 18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора? 19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости? 20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи? 21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре? 22. Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу? 23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь? 24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь? 25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел? 26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее? 27. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии? 28. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе? 29. Любите ли Вы сидячую работу? 30. Легко ли Вам общаться с разными людьми? 31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться? 32. Все ли Ваши привычки хороши, желательны? 33. Быстры ли у Вас движения рук? 34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей? 35. Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой? 36. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких людей? 37. Разговорчивый ли Вы человек? 38. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций? 39. Вы обычно говорите свободно, без запинок? 40. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой? 41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки? 10
Стр.10