Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Методологические проблемы современной психологии

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц56
ID634002
АннотацияВ пособии рассмотрены теоретико-методологические вопросы актуальных проблем современной психологии. Предназначено для магистрантов направления 37.04.01 Психология.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованодля обучающихся по направлению 37.04.01 Психология
ISBN978-5-9793-0022-1
УДК159(075.8)
ББК88в.я73
Методологические проблемы современной психологии / Д.Р. Базарова .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2017 .— 56 с. — ISBN 978-5-9793-0022-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/634002 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Базарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению 37.04.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Б 172 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты М. Н. <...> УДК 159.9(075.8) ББК 88я 73 ISBN 978-5-9793-0022-1 © Бурятский госуниверситет, 2017 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры). <...> 3 Знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии, проблемы становления и развития сообщества психологов-профессионалов в России. <...> Владеть: навыками применения современных психотерапевтических и консультационных подходов, способами организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества, навыками анализа актуальной ситуации в теоретической и практической психологии. <...> ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Целью раздела является формирование представления о психологии как науке, тесно связанной с социально-экономической и гуманитарной ситуацией в обществе. <...> Тема 1.1 Общая характеристика основных парадигм психологической науки Понятие «научная парадигма». <...> Общая характеристика, история развития и основные проблемы парадигмы личностного ориентирования. <...> Направления современных исследований в русле теоретической и практической психологии. <...> Составьте СЛС «Основные школы и направления исследований современной психологии» 6 Тема 1.2 Характеристика постмодернистского и информационного общества Основные характеристики, доминирующие психологические проблемы, особенности культуры постмодернистского общества. <...> Проблема субъектов социального развития в информационном <...>
Методологические_проблемы_современной_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.53
Методологические_проблемы_современной_психологии.pdf
Стр.1
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Д. Р. Базарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению 37.04.01 Психология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017
Стр.3
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Б 172 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты М. Н. Дарижапова канд. психол. наук, доцент Н. Ц. Бадмаева канд. психол. наук, доцент, методист Центра диагностики и консультирования РБ Базарова Д. Р. Б 172 Методологические проблемы современной психологии: учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2017. — 52 с. ISBN 978-5-9793-0022-1 В пособии рассмотрены теоретико-методологические вопросы актуальных проблем современной психологии. Предназначено для магистрантов направления 37.04.01 Психология. УДК 159.9(075.8) ББК 88я 73 ISBN 978-5-9793-0022-1 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры). Начало нового тысячелетия характеризуется социальноэкономическим, духовно-нравственным кризисами развития общества. Изучение основных проблем, с которыми сталкивается современное общество, их места в общем социально-культурном и экономическом комплексе, приобретает в наши дни большое значение, т. к. смена общественной системы и происшедшие за последние десятилетия изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Перед современной психологией стоят самых глобальные и фундаментальные задачи, поэтому она является одной из самых перспективных наук, она может внести свой вклад в решение существующих сегодня проблем в области межэтнических, межкультурных, межличностных взаимоотношений. Потребность изучения актуальных проблем теории и практики современной психологии возникла как результат естественного стремления людей найти ответы на стоящие перед ними вопросы. Целью преподавания учебного курса «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» является формирование: представлений о состоянии современной психологической науки, о проблемных областях в ее теории и практике; критического мышления и собственной позиции, компетенций в ходе обучения на ступени магистратуры. Задачи: - развитие общих представлений об актуальном состоянии теории и практики психологической науки, в том числе и разных ее отраслей; - становление индивидуальной позиции в научноисследовательских вопросах психологии; - обучение психологическим методам и приемам для эффективного разрешения проблем в профессиональной сфере. 3
Стр.5
Знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии, проблемы становления и развития сообщества психологов-профессионалов в России. Уметь: анализировать и сопоставлять психологические теории в динамике развития психологической науки. Владеть: навыками применения современных психотерапевтических и консультационных подходов, способами организации работы психологической службы в определенной сфере деятельности общества, навыками анализа актуальной ситуации в теоретической и практической психологии. Процесс изучения дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики современной психологии» направлен на формирование следующих компетенций: способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3). Цель самостоятельной работы студента — научиться осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом и научной информацией, овладеть основами самоорганизации и самовоспитания, чтобы в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Задачи организации СРС: - развитие навыков самостоятельной учебной работы и формирование потребностей в самообразовании; - освоение содержания дисциплин во внеаудиторное время в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение; - использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании диссертационных работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам; - развитие автономии обучения студентов; Балльно-рейтинговая система Требования для получения экзамена: - Оценка самостоятельной работы по модулям. - Количество и оценка контрольных работ. - Оценка письменных работ. - Оценка работы на занятии. 4
Стр.6
Вид работы Посещаемость Конспект лекций Выступление на семинаре Выполнение письменных работ Выполнение заданий СРС Текущий тестовый опрос Итоговый контроль (зачет, экзамен) Итого Баллы (всего) 6 10 12 8 12 12 40 100 Шкала перевода баллов «отлично» — 91-100 баллов «хорошо» — 70-90 баллов «удовлетворительно» — 50-69 баллов «неудовлетворительно» — менее 49 баллов 15 — поощрительные баллы (участие в конференциях, написание статей, другие виды научно-исследовательской работы). 5
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................................................................................................... 3 I. Общие методологические проблемы современной психологии............ Тема 1.1. Общая характеристика основных парадигм психологической науки...................................................................................................... 6 Тема 1.2. Характеристика постмодернистского и информационного общества.......................................................................................................... 7 Тема 1.3. Общая характеристика основных парадигм психологической науки и нормативно-правовых основ работы психологов................ 8 Тема 1.4. Характеристика культурного и цивилизационного развития общества.................................................................................................. 9 II. Вызовы современной цивилизации как актуальные проблемы психологической науки и практики........................................................................ Тема 2.1. Основные проблемы развития цивилизации на современном этапе ........................................................................................................ 10 Тема 2.2. Проблема глобализации в современном мире...................... 11 Т ема 2.3. Человек в информационном обществе.................................. 12 Тема 2.4. «Человеческий фактор» и психологические аспекты безопасности жизнедеятельности........................................................................ 13 Тема 2.5. Проблемы формирования толерантности личности и профилактики экстремизма ................................................................................ 14 Характеристика видов заданий для самостоятельной работы.................. 15 Контрольно-тестовые задания...................................................................... 25 Темы рефератов, докладов, презентаций.................................................... 29 Глоссарий........................................................................................................ 31 Библиографический список.......................................................................... 47 Приложения .................................................................................................... 49 51
Стр.53