В. Д. Секерин, С. С. Голубев БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ УЧЕБНИК Москва 2016 УДК 336(075.8) ББК 65.262.1я73 С28 Авторы: Владимир Дмитриевич Секерин — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и организация производства» ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)»; Сергей Сергеевич Голубев — доктор экономических наук, профессор, главный специалист отдела методологии стимулирования и оплаты труда Банка «Возрождение» (ОАО). <...> Понятие банковского менеджмента, его цели и задачи и роль в банковском деле . <...> Управление валютным портфелем и валютными рисками . <...> Особое внимание в работе уделено управлению пассивами и активами банка, оценке качества активов банка в целом и отдельных его портфелей с учетом требований Центрального банка РФ. <...> Подробно рассматриваются вопросы банковского маркетинга, аспекты автоматизации банковской деятельности, банковской безопасности, а также вопросы инноваций в банковской деятельности. <...> ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ И РОЛЬ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ 1.1. <...> Понятие банковского менеджмента Банковский менеджмент — это система управления деятельностью банка, ориентированная на максимизацию его прибыли через: —определение путей наилучшего удовлетворения потребностей клиентов и рынка; —эффективное управление финансовыми ресурсами и активами; —обеспечение устойчивости посредством ограничения принимаемых рисков и соблюдения существующих законодательных и нормативных требований; —эффективную организацию деятельности персонала. <...> Социальная цель банковского менеджмента - это удовлетворение клиентов по перечню и качеству необходимых им услуг, банковских продуктов. <...> Понятие банковского менеджмента, его цели и задачи и роль в банковском деле Банковская политика • Выделение глобальной цели • Разработка комплекса программ и проектов, обеспечивающих достижение целей банка • Разработка методологии управления <...>
Банковский_менеджмент._Учебник.pdf
УДК 336(075.8)
ББК 65.262.1я73
С28
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Владимир Дмитриевич Секерин — доктор экономических наук, профессор, заведующий
кафедрой «Экономика и организация производства» ФГБОУ ВПО «Московский государственный
машиностроительный университет (МАМИ)»;
Сергей Сергеевич Голубев — доктор экономических наук, профессор, главный специалист
отдела методологии стимулирования и оплаты труда Банка «Возрождение» (ОАО).
Рецензенты:
Коммерческий банк «Альта-Банк», управляющий филиалом, к.э.н. В. И. Левченко;
НИИ экономико-математического моделирования автоматизированных информационных
систем промышленности, директор, заслуженный деятель науки РФ, д.э.н., проф.
Е. Н. Куличков.
С28
Банковский менеджмент : учебник. — Москва : Проспект, 2016. — 224 с.
ISBN 978-5-392-19253-3
В учебнике раскрываются теоретические и прикладные положения об управлении
банковским бизнесом. Рассматриваются вопросы организации работы коммерческого
банка, мотивации и стимулирования трудовой деятельности, управления активами и пассивами
банка, вопросы ликвидности, рисков в банковской деятельности, а также анализа
и оценки эффективности работы финансовой организации.
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по планам подготовки бакалавров
и магистров, а также для всех желающих расширить свои знания по вопросам экономики
и организации работы банка.
УДК 336(075.8)
ББК 65.262.1я73
Учебное издание
Секерин Владимир Дмитриевич,
Голубев Сергей Сергеевич
БАНКОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 14,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 18.06.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
.
ISBN 978-5-392-19253-3
© Секерин В. Д.,
Голубев С. С., 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Содержание
Введение
1. Понятие банковского менеджмента, его цели и задачи и роль
в банковском деле
1 1 Понятие банковского менеджмента
1 2 Цели, стратегия и функции банковского менеджмента
1 3 Банковские методы управления
2. организационные структуры управления банком
2 2 Виды организационных структур банков
2 1 Понятия, термины и задачи организационного построения
банка
2 3 Типовые организационные структуры филиалов банка
2 4 Совершенствование организационной структуры
управления банком
3. Кадровая политика
3 1 Организация кадровой работы в банке
3 2 Мотивация в банковском менеджменте
3 3 Ключевые показатели эффективности
6
7
7
8
11
13
13
13
17
19
22
3 4 Оценка управления риском материальной мотивации
персонала
4. Планирование и бюджетирование в системе банковского
менеджмента
4 2 Виды планов
4 3 Стратегическое планирование
4 4 Структура бизнес-плана
5. Управление пассивами
5 1 Сущность и основные понятия процесса управления пассивами
5 2 Управление собственным капиталом
5 3 Оценка капитала банка
6 1 Стратегия управления фондами
6 2 Управление кредитным портфелем
4 1 Сущность, принципы и функции планирования деятельности
банка
22
29
30
34
37
37
38
39
42
5 4 Трансфертное ценообразование по депозитным источникам
6. Управление активами
49
49
51
53
55
58
58
59
Стр.3
4
6 4 Управление валютным портфелем и валютными рисками
7. Управление дисбалансами
6 3 Оценка активов банка
7 1 Понятие дисбаланса между активами и пассивами
7 2 Методы устранения дисбаланса
8. Управление ликвидностью коммерческого банка
8 1 Факторы ликвидности банка
8 2 Методы управления ликвидностью
8 3 Оценка ликвидности банка
9. Управление банковскими рисками
9 1 Кредитный риск
9 2 Рыночный риск
9 3 Операционный риск
9 4 Риск ликвидности банка
9 5 Страновой риск
9 6 Правовой риск
Содержание
63
65
67
67
69
71
71
72
75
9 9 Оценка системы управления рисками
10. Банковский маркетинг
9 7 Риск потери деловой репутации
9 8 Стратегический риск
10 1 Сущность банковского маркетинга
10 2 Организация маркетинговой деятельности в банке
10 3 Банковский маркетинг и сегментация рынка
10 4 Оценка потенциальных возможностей развития бизнеса
филиала банка в новом регионе обслуживания
10 5 Рейтинг индекса впечатления клиента
10 6 Современное состояние системы менеджмента качества
в банках
11. Корпоративное управление в коммерческом банке
11 1 Структура корпоративного управления коммерческого банка
11 2 Современные подходы к организации контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью банка
12. Управление расходами банка
11 3 Организация работы в банке по контролю за противодействием
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
12 1 Классификация доходов и расходов коммерческого банка
12 2 Операционные доходы банка
12 3 Анализ расходов банка
13. Управление прибыльностью коммерческого банка
13 1 Основные положения
13 2 Основные показатели оценки доходности банка
13 3 Дополнительные показатели оценки доходности банка
79
79
82
86
89
91
91
92
93
93
96
96
96
98
103
105
107
110
110
112
114
120
120
121
122
125
125
125
131
Стр.4
Содержание
5
14. информационные технологии в банке
14 3 Методика расчета уровня доступности ИТ-систем банка
15. Управление банковской безопасностью
14 1 Основы организации ИТ-менеджмента в банке
14 2 Принципы поддержки пользователей
15 1 Понятие коммерческой и банковской тайны
15 2 Обеспечение экономической безопасности банка
15 3 Обеспечение информационной безопасности банка
16. Управление портфелем проектов в коммерческом банке
16 2 Организационная структура управления проектами
и функции участников проекта
16 3 Жизненный цикл проекта
16 4 Ресурсное обеспечение проекта
16 1 Область применения, термины и задачи управления портфелем
проектов
135
135
138
139
143
143
145
148
154
154
159
16 5 Формирование портфеля и планирование бюджета проектов
16 6 Проектный контроль и мониторинг
17. Система рейтинговой оценки кредитных организаций
17 1 Рейтинги коммерческих банков
17 2 Ренкинги коммерческих банков
17 3 Система рейтингов CAMELS
Практические занятия
Список использованных источников
ПриЛожениЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
169
177
178
181
185
185
185
188
190
214
218
218
219
220
Стр.5