Как правило, знания у всех, кто готовится добросовестно, одинаковы, но победителями окажутся те, кто держит себя смелее, раскованнее. <...> Многие студентынепроизвольнопочтифотографическивоспроизво дят текст учебника, что наталкивает преподавателя на предположе ние о том, что при подготовке ответа были использованынедозволен ные средства. <...> Что такое стратегия • Понятие управленческой стратегии • Требования к стратегии • Элементы стратегии • Задачи стратегии Управленческой стратегией называется основанная на анализе и прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фир мы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необ ходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижения победы в конкурентной борьбе. <...> Таким образом, она представляет собойфунда мент практической деятельности компании, адаптации к среде. <...> Какиефакторы влияют на стратегию Стратегическими называются факторы, которые могут иметь для фирмы решающее значение в будущем. <...> Конкурентные преимущества, которыми организация облада ет в своей сфере деятельности по сравнениюс соперниками или к ко торым стремится (считается, что они оказывают на стратегию наи большее влияние). <...> Конкурентные преимущества любого типа обеспечивают более высокую эффективность использования ресурсов фирмы. <...> 11) Привлекательность отрасли и условия конкуренции в ней. <...> В обобщенном виде она отражает глав ное назначение компании, место и роль в отрасли и на рынке, принципиальные отличия от других, культуру и имидж, философию бизнеса (базовые взгляды, ценности, предпочтения), совокупность важнейших задач, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, основные области деятельности и виды выпускаемой продукции, используемые технологии, концепцию управления. <...> Миссия является основой постановки целей и задач <...>
Стратегическое_управление.pdf
УДК 65.01(075.8)
ББК 65,290-2я73
В38
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
В38
Веснин В. Р.
Стратегическое управление : учебное пособие. — Москва : Проспект,
2015. — 192 с.
ISBN 978-5-392-16446-2
В учебном пособии в сжатом виде даны основы курса стратегического
управления. При подготовке текста использован опыт лучших отечественных
и зарубежных изданий.
Для студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов
(зачетов), а также всех интересующихся вопросами стратегического
управления.
УДК 65.01(075.8)
ББК 65,290-2я73
Учебное издание
Веснин Владимир Рафаилович
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 90 1
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 12,0. Тираж 50 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
Утверждено на кафедре менеджмента негосударственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Институт
профессиональных инноваций».
ISBN 978-5-392-16446-2
© В. Р. Веснин, 2005
© ООО «Проспект», 2013
+
Стр.2
Содержание
Введение. Как готовиться и сдавать экзамены и зачеты. . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Что такое стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2. Какие факторы влияют на стратегию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
3. Из каких элементов состоит стратегия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
4. Виды стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
5. Какие подходы используются при разработке стратегии . . . . . . . . . . 16
6. Как происходит выявление и анализ стратегических проблем
и формирование стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
7. Каковы общие подходы к реализации стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8. Сущность стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
9. Как появилось стратегическое управление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
10. Разновидности стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
11. Концепция управления по сильным и слабым сигналам
И. Ансоффа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
12. Отличия оперативного управления от стратегического. . . . . . . . . . . 28
13. Как возникло стратегическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
14. Что такое система стратегического планирования. . . . . . . . . . . . . . . . 32
15. Как выглядит стратегический план фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
16. Что такое целевые комплексные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
17. Что такое бизнесплан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
18. Какие факторы образуют внутреннюю и внешнюю
среду фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
19. В чем суть PESTанализа макросреды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
20. Какие стратегические подходы к управлению фирмой могут
использоваться в условиях неопределенности среды . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
21. Что представляет собой SWOTанализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
22. Что такое товар и каковы его разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
23. Что такое ценностная цепочка как процесс создания товара . . . . . 51
24. Что такое современный рынок как объект стратегического
управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
25. Каковы основные направления анализа рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
26. Что такое стратегическая сегментация рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
27. Стратегические типы бизнеса фирм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
28. Что такое концепция жизненного цикла продукта (товара) . . . . . . 59
29. Что такое стратегические кривые и модели, созданные
на их основе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
30. Для чего предназначена модель Ч. Хофера — Д. Шендела . . . . . . . . 64
31. Что такое конкуренция и какие факторы на нее влияют. . . . . . . . . . 66
32. Какие виды конкуренции существуют . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
33. Как осуществляется стратегический анализ конкурентов . . . . . . . . 70
34. Что такое стратегические конкурентные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
35. Что такое конкурентные преимущества и какую
классификацию им можно дать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
36. Каковы источники конкурентных преимуществ . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Стр.184
37. Подходы к завоеванию конкурентных преимуществ . . . . . . . . . . . . . 78
38. Стратегии роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
39. Способы осуществления конкурентных стратегий . . . . . . . . . . . . . . . 82
40. Что такое ключевые факторы успеха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
41. Что такое стратегические способности
(стержневые компетентности). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
42. Что такое конкурентоспособность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
43. Какие факторы обеспечивают конкурентоспособность фирмы . . . 89
44. Что такое позиционирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
45. Каких стратегий позиционирования придерживаются фирмы
с прочным положением на рынке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
46. Какие стратегии позиционирования используют слабые фирмы. . 95
47. Что такое стратегическая хозяйственная зона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
48. Что такое стратегическая хозяйственная единица. . . . . . . . . . . . . . . . 99
49. В чем суть портфельного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
50. Что такое модель Бостонской консалтинговой группы . . . . . . . . . 101
51. Как происходит планирование стратегий с помощью
матрицы БКГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
52. Особенности модели МакКинси. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
53. Особенности матрицы компанииШелл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
54. Варианты корпоративных портфельных стратегий . . . . . . . . . . . . . 110
55. Сратегии внутреннего роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
56. Стратегии достижения конкурентных преимуществ . . . . . . . . . . . . 114
57. Особенности стратегии лидерства в низких издержках . . . . . . . . . 115
58. Специфика стратегии дифференциации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
59. Стратегия фокусирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
60. Что такое ролевые рыночные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
61. Стратегии диверсифицированного роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
62. Что такое вертикальная интеграция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
63. Как осуществляется стратегический анализ диверсификации . . . 127
64. Что такое диверсифицированная и недиверсифицированная
фирма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
65. Что такое горизонтальная интеграция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
66. Как реализуются стратегии диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
67. Что такое стратегическая производственная интеграция
и каковы ее типы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
68. Место отрасли в теории стратегического управления . . . . . . . . . . . 137
69. Направления отраслевого анализа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
70. Суть модели анализа отраслевой конкуренции
М. Портера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
71. Что такое бенчмаркинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
72. Особенности стратегий различных типов отраслевых фирм. . . . . 145
73. Что такое международные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
74. Специфика глобальной стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
75. Особенности стратегий размещения и специализации
производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Стр.185
76. Что такое технологические стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
77. Особенности стратегии прибыли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
78. Что такое финансовая стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
79. Разновидности стратегии привлечения финансовых средств . . . 157
80. В каких направлениях реализуются стратегия финансового
инвестирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
81. Что такое стратегии управления рисками и обеспечения
финансовой устойчивости фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
82. Особенность стратегий ценообразования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
83. Какие ориентиры может иметь ценовая стратегия . . . . . . . . . . . . . . 165
84. Что такое стратегия преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
85. Основные взгляды на проблемы стратегического управления
представителей школы дизайна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
86. Суть взглядов на стратегическое управление представителей
школы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
87. Специфика взглядов на стратегическое управление
представителей школы позиционирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
88. Каковы взгляды на проблемы стратегического управления
школы предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
89. В чем отличие когнитивной школы стратегического
управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
90. Взгляды на стратегическое управление, которые
демонстрируют представители школы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
91. Что говорят о стратегическом управлении представители
школы власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
92. Суть взглядов на стратегическое управление школы
культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
93. Что говорит о стратегическом управлении школа внешней
среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
94. Взгляды на стратегическое управление школы конфигурации . . 182
Стр.186