Электронные версии книг на сайтеwww.prospekt.org ISBN 978-5-392-16907-8 © В. Р. Веснин, 2006 © ООО «Проспект», 2008 Часть первая ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Раздел первый Общие основы Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент с начала нынешнего столетия. <...> •Менеджмент как разновидность управления • Необходимость и виды управления • Объекты управления • Управление и менеджмент • Виды менеджмента • Функции менеджмента • Принципы менеджмента • Особенности современного менеджмента Менеджмент: общие понятия Менеджмент является специфической разновидностью управления — деятельности человека, направленной на упорядочение элементов окружающей его среды, обеспечение необходимых условий их согласованного функционирования и развития в интересах достижения поставленных целей или решения возникающих проблем. <...> Общие основы Сегодня менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и пр.) <...> Оно широко применяется внутри всех государственных и многих, особенно крупных, коммерческих организаций (прежде всего на низовом уровне). <...> Общие основы Объект менеджмента как науки — деятельность по управлению бизнесом и людьми в условиях рынка, а предмет — отношения, складывающиеся в ее рамках между участниками управленческого процесса. <...> Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение. <...> Состязательность участников управленческого процесса на основе личной заинтересованности в успехе. <...> Виды менеджмента Еще в 1950-е гг. в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый нерасчлененный объект. <...> Производственный <...>
Менеджмент._4-е_издание.pdf
УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290-2ÿ73
Â38
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Веснин Â. Ð.
Â38 Менеджмент: ó÷åáíèê. — 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Москва :
Ïðîñïåêò, 2015. — 616 ñ.
ISBN 978-5-392-16907-8
Учебник написан в соответствии с отечественными традициями, которые требуют,
чтобы излагаемый материал был логичным, систематизированным, содержательным,
научным, максимально облегчал студентам изучение курса. Четвертое издание учебника
в структурном, содержательном и стилистическом отношении переработано: текст
дополнен новым материалом; несколько изменилась логика изложения; часть глав
изъята или объединена, что в целом, на взгляд автора, способствовало улучшению
книги.
Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей,
специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления.
УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290-2-ÿ73
Учебное издание
Веснин Владимир Рафаилович
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 ƀ901/16.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 38,5. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
ISBN 978-5-392-16907-8
© Â. Ð. Âåñíèí, 2006
© ООО «Ïðîñïåêò», 2008
Стр.2
Содержание
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Раздел первый
ОБЩИЕ ОСНОВЫ
Глава 1. Что такое менеджмент? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Менеджмент: общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Функции менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Принципы менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Виды менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Особенности современного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Управление как специфический вид деятельности . . . . . . . . . . 20
Управленческий процесс и его простые элементы . . . . . . . . . . 20
Элементы процесса управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Разновидности и методы социального управления . . . . . . . . . . 28
Эффективность управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 3. Концепции менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Предтечи научного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Классическое направление в менеджменте . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Неоклассическое направление в менеджменте.
Ориентация управления на человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Системный подход к управлению и его корифеи:
П. Друкер и Ч. Барнард . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Ситуационный подход к менеджменту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Управленческие идеи в России и СССР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Раздел второй
ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Глава 4. Человек — центральное звено процесса управления . . . . . . . . 63
Структура человеческой личности и факторы,
ее обусловливающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Направленность личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Темперамент и его разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Характер человека и управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Человеческий капитал . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Глава 5. Управление поведением людей в организации . . . . . . . . . . . . . 80
Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Стр.607
608 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы
Индивидуальные особенности человека,
влияющие на его поведение в организации . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Внешние факторы, влияющие на поведение . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Влияние на поведение статуса и престижа членов
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Организационная (социальная) роль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Глава 6. Рабочая группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Понятие и разновидности рабочей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Виды рабочих групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
Процесс формирования рабочих групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Психологические характеристики рабочей группы . . . . . . . . . 110
Глава 7. Руководитель и подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Функции руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Качества руководителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Основные типы руководителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
Администраторы и лидеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Концепции лидерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Подчиненные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Раздел третий
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
ГЛАВА 8. Власть и руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Понятие власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Основы власти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
Подходы к руководству людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Глава 9. Стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Основные понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Одномерные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Биполярные стили руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Многомерное руководство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
Глава 10. Теоретические основы мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Понятие мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Мотивационный механизм и его элементы . . . . . . . . . . . . . . . . 164
Стимулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166
Экономические стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Современные формы экономического стимулирования. . . . . 172
Неэкономические способы стимулирования . . . . . . . . . . . . . . 174
Глава 11. Концепции мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Содержательные концепции мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Процессный подход к мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Стр.608
Содержание 609
Глава 12. Управленческие конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Виды внутриорганизационных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Развитие конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Формы производственных конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Стратегии преодоления конфликта участниками . . . . . . . . . . . 200
Стратегии управления конфликтом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Раздел четвертый
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Глава 13. Понятие социальной организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Сущность и признаки социальной организации . . . . . . . . . . . . 207
Внутренняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Внешняя среда организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Человек и организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
Общая классификация организаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Предприятия и фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Глава 14. Организационная культура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Сущность и функции организационной культуры . . . . . . . . . . . 225
Элементы организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
Основные типы организационной культуры . . . . . . . . . . . . . . . 232
Национальный фактор в деловой культуре . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Управление организационной культурой . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Глава 15. Структура организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Общие понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
Функциональная и дивизиональная структуры . . . . . . . . . . . . . 244
Проектные, программно-целевые и матричные структуры . . 248
Разновидности фрагментарной структуры . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Раздел пятый
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ПОЛНОМОЧИЯ
Глава 16. Система управления организацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Система управления и ее элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Понятие организационной структуры управления . . . . . . . . . . 261
Факторы, влияющие на организационную структуру
управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Модель взаимодействия элементов организационной
структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Глава 17. Организационные полномочия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Понятие организационных полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Централизация и децентрализация организационных
полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Стр.609
610 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы
Виды организационных полномочий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Полномочия высших органов управления организацией . . . . 278
Глава 18. Типы организационных структур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Вводные замечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Линейные организационные структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Функциональная организационная структура . . . . . . . . . . . . . . 284
Линейно-штабная организационная структура . . . . . . . . . . . . 285
Централизованно-функциональная структура . . . . . . . . . . . . . 286
Дивизиональная организационная структура . . . . . . . . . . . . . . 288
Виды дивизиональной организационной структуры . . . . . . . . 290
Гибкие структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Адаптивные организационные структуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 297
Глава 19. Пути совершенствования организации управления . . . . . . . . 300
Управленческий бюрократизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
Общие подходы к дебюрократизации фирмы . . . . . . . . . . . . . . 305
Организационно-экономические методы борьбы
с бюрократией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Делегирование прав и ответственности подчиненным . . . . . . 307
Коллективное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Раздел шестой
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
Глава 20. Алгоритм принятия управленческого решения . . . . . . . . . . . . . 315
Понятие управленческого решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315
Виды управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317
Выявление и анализ проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Процесс выработки рационального решения . . . . . . . . . . . . . . 325
Реализация решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
Глава 21. Цели организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Понятие цели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Система целей организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
Управление по целям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
Глава 22. Стратегия и ее основные разновидности . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Понятие стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
Факторы, влияющие на стратегию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
Элементы стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Классификация стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
Стратегии роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Конкурентные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359
Глава 23. Виды планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Стр.610
Содержание 611
Понятие и типы планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363
Перспективные планы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365
Стратегический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366
Комплексные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368
Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
Особенности текущих планов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
Раздел седьмой
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ
Глава 24. Планирование деятельности организации . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Понятие планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379
Предплановый прогноз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
Бюджетный и балансовый методы планирования . . . . . . . . . . 389
Нормативный метод планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Графические методы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Математические методы планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
Глава 25. Стратегическое и оперативное управление организацией . . 398
Модели управления в исторической ретроспективе . . . . . . . . 398
Современное стратегическое управление . . . . . . . . . . . . . . . . 401
Алгоритм стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
Конкурентные преимущества как главный объект
стратегического управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404
Оперативное управление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
Глава 26. Контроль в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Понятие и принципы контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
Виды управленческого контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
Этапы процесса контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
Внешний и внутренний контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
Глава 27. Управление организационными преобразованиями . . . . . . . . 424
Этапы организационных преобразований . . . . . . . . . . . . . . . . . 428
Объекты организационных преобразований . . . . . . . . . . . . . . . 431
Причины сопротивления организационным изменениям . . . . 433
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Раздел восьмой
УПРАВЛЕНИЕ ОСНОВНЫМИ СФЕРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
Глава 28. Производственный менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Виды и структура предприятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Технико-производственная база предприятия . . . . . . . . . . . . . 442
Технологические процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
Стр.611
612 Раздел восьмой. Управление основными сферами деятельности фирмы
Организация производственного процесса . . . . . . . . . . . . . . . 446
Рабочее место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
Условия труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450
Глава 29. Основы финансового менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453
Финансы организации и финансовый менеджмент . . . . . . . . . 453
Финансовое планирование и финансовый контроль . . . . . . . . 455
Управление прибылью и рентабельностью . . . . . . . . . . . . . . . . 457
Пути формирования финансовых ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . 459
Управление финансовыми инвестициями . . . . . . . . . . . . . . . . . 463
Управление текущими финансовыми операциями . . . . . . . . . 466
Глава 30. Управление персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
Персонал, его численность и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 468
Персонал как социально-экономическая категория . . . . . . . . 471
Система управления персоналом
(человеческими ресурсами): ее элементы
и современные задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 476
Модели управления персоналом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 479
Глава 31. Основы инновационного менеджмента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Понятие и виды инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483
Этапы инновационного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 485
Организационные формы инновационной деятельности . . . . 488
Распространение новшеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 493
Оценка эффективности инноваций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 495
Глава 32. Управление маркетингом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497
Место маркетинга в управлении организацией . . . . . . . . . . . . 497
Управление разработкой товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 499
Управление сегментацией рынка
и позиционированием товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502
Управление процессом товародвижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 505
Управление ценообразованием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 507
Управление контактами с потребителями . . . . . . . . . . . . . . . . . 509
Глава 33. Управление качеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
Качество и его составляющие элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513
Этапы развития системы управления качеством . . . . . . . . . . . 518
Стандартизация и сертификация как элементы
управления качеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524
Использование в управлении качеством стандартов
ИСО-9000 и ИСО-14000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 526
Глава 34. Управление рабочим временем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
Понятие рабочего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 531
Баланс рабочего времени. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 533
Стр.612
Содержание 613
Диагностика времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 536
Управление рабочим временем руководителей
и специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 539
Глава 35. Управление информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Понятие управленческой информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 544
Классификация информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 547
Информационная база данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550
Этапы обмена информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553
Глава 36. Управление знаниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557
Понятие знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 557
Управление знаниями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 562
Глава 37. Управление рисками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
Понятие и виды риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 566
Общие подходы к управлению риском . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570
Финансовые риски . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572
Страхование рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574
Хеджирование как инструмент управления рисками . . . . . . . . 576
Глава 38. Управление организационной безопасностью . . . . . . . . . . . . . 579
Понятие организационной безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . 579
Система обеспечения безопасности организации . . . . . . . . . 584
Организация системы информационной безопасности . . . . . 587
Техническая система обеспечения безопасности
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 589
Управление экономической безопасностью фирмы . . . . . . . . 591
Процесс формирования знаний в рамках коллективного
творчества и саморазвития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 596
Самостоятельное развитие как способ формирования
знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 600
Корпоративное обучение как инструмент
распространения организационных знаний . . . . . . . . . . . . . . . 601
Стр.613