Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Психология труда в схемах и таблицах (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторМицкевич А. Н.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц128
ID632754
АннотацияУчебное пособие представляет собой наглядное отражение современного состояния психологии труда в схемах и таблицах, составленное в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В пособии представлены методологический, методический и понятийный аппарат психологии труда, основы психологического изучения трудовой деятельности человека, психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов, их становления и развития в современных условиях, психологии управленческой деятельности в организации.
Кому рекомендованоСхемы и таблицы рекомендуются бакалаврам и магистрам, аспирантам и преподавателям вузов в качестве наглядных пособий в процессе изучения дисциплин «Психология труда», «Психология управления», «Организационная психология»; лицам, увлекающимся вопросами психологии труда и организационной культуры; а также предпринимателям, менеджерам и руководителям организаций и предприятий для повышения эффективности управления персоналом и продуктивности бизнес-процессов.
ISBN978-5-9908968-0-2
УДК159.9(075.8)
ББК88.4я73
Мицкевич, А.Н. Психология труда в схемах и таблицах : учеб. пособие / А.Н. Мицкевич .— Москва : Проспект, 2017 .— 128 с. — ISBN 978-5-9908968-0-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/632754 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология труда в схемах и таблицах: учебное пособие. <...> Схемы и таблицы рекомендуются бакалаврам и магистрам, аспирантам и преподавателям вузов в качестве наглядных пособий в процессе изучения дисциплин «Психология труда», «Психология управления», «Организационная психология»; лицам, увлекающимся вопросами психологии труда и организационной культуры; а также предпринимателям, менеджерам и руководителям организаций и предприятий для повышения эффективности управления персоналом и продуктивности бизнес-процессов. <...> Взаимосвязь психологии труда с другими науками (Б. Ф. Ломов, 1984) . <...> Взаимосвязь психологии труда с другими науками и отраслями психологии . <...> История становления и развития психологии труда 2.1. <...> Основные вехи эволюции прикладной психологии труда и научного менеджмента (О. Г. Носкова, 2004) . <...> Основные этапы развития представлений о труде (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005, 2012) . <...> Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности (И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников, 2004) . <...> Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) . <...> Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации (Е. А. Климов, 1988; Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) . <...> Психологические аспекты профессионального и личностного самоопределения и развития 7.1. <...> Психологические аспекты профессионального и личностного самоопределения (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005; Е. Ю. Пряжникова, 2015; Е. А. Климов, 1983) . <...> Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005; Е. Ю. Пряжникова, 2015) . <...> Жизненные и профессиональные кризисы в жизни человека. <...> Проблема профессиональных деструкций и ликвидации их последствий 8.1. <...> Соотношение разных типов кризисов в жизни человека (Э. Ф. Зеер, 2008) . <...> Общее представление о жизненных и профессиональных кризисах взрослого человека (Э. Ф. Зеер, 2009; Г. Шихи <...>
Психология_труда_в_схемах_и_таблицах._Учебное_пособие.pdf
ББКУДК 159.9(075.8) 88.4я73 М70 Автор: Мицкевич А. Н., кандидат психологических наук. М70 Мицкевич А. Н. Психология труда в схемах и таблицах: учебное пособие. — Москва : Оригинал-макет, 2017. — 128 с. ISBN 978-5-9908968-0-2 Учебное пособие представляет собой наглядное отражение современного состояния психологии труда в схемах и таблицах, составленное в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В пособии представлены методологический, методический и понятийный аппарат психологии труда, основы психологического изучения трудовой деятельности человека, психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов, их становления и развития в современных условиях, психологии управленческой деятельности в организации. Схемы и таблицы рекомендуются бакалаврам и магистрам, аспирантам и преподавателям вузов в качестве наглядных пособий в процессе изучения дисциплин «Психология труда», «Психология управления», «Организационная психология»; лицам, увлекающимся вопросами психологии труда и организационной культуры; а также предпринимателям, менеджерам и руководителям организаций и предприятий для повышения эффективности управления персоналом и продуктивности бизнес-процессов. ББКУДК 159.9(075.8) 88.4я73 Учебное издание ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ Учебное пособие Мицкевич Александр Николаевич Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 25.09.2016. Формат 60×90 1 Печать цифровая. Печ. л. 8,0. Тираж 100 экз. Заказ №. ООО «Оригинал-макет» /16 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 46, стр. 2. ISBN 978-5-9908968-0-2 © ООО «Оригинал-макет», 2016 © Мицкевич А. Н., 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Психология труда как наука 1.1. Психология труда как наука. Основные структурные элементы психологии труда как науки ................7 1.2. Взаимосвязь психологии труда с другими науками (Б. Ф. Ломов, 1984) ...................................................8 1.3. Взаимосвязь психологии труда с другими науками и отраслями психологии ..........................................9 1.4. Основные и дополнительные направления (разделы) психологии труда ...............................................10 1.5. Предмет и объект психологии труда .........................................................................................................11 1.6. Цели и основные задачи психологии труда ..............................................................................................12 1.7. Теоретические и прикладные задачи психологии труда (А. В. Карпов, 2015) .........................................13 1.8. Категории психологии труда .....................................................................................................................14 1.9. Теоретические основы методологического анализа в психологии труда ................................................15 1.10. Общие принципы методологического анализа ........................................................................................16 1.11. Классификация методов психологии труда ..............................................................................................17 1.12. Краткая характеристика отдельных исследовательских методов, дополнительно реализуемых в психологии труда .....................................................................................18 1.13. Функции психологии труда .....................................................................................................................21 Глава 2. История становления и развития психологии труда 2.1. Основные этапы развития психологии труда как науки ........................................................................22 2.2. Основные вехи эволюции прикладной психологии труда и научного менеджмента (О. Г. Носкова, 2004) ........................................................................................23 2.3. Генезис научно-практических и дисциплинарных трансформаций психологии труда (О. Г. Носкова, 2004) ....................................................................................................24 3.1. Основные этапы развития представлений о труде (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005, 2012) ..................................................................................27 2.4. Основные этапы становления и развития психологии труда в России .................................................25 Глава 3. Формирование социально-психологических представлений о труде 3.2. Психологические признаки труда (Е. А. Климов, 1988) ...........................................................................28 3.3. Основные характеристики труда (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, 1984) .......................................29 3.4. Понятия: «труд», «работа», «деятельность» ...............................................................................................30 3.5. Психологическая структура деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975) ...........................................................31 3.6. Три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности (В. Д. Шадриков, 1981) .....................................32 3.7. Психологическое содержание труда. Структура компонентов трудовой деятельности (В. Н. Дружинин, 2006) ..............................................................................................................................33 3.8. Психология трудовой деятельности и ее основные задачи (В. Н. Дружинин, 2006) ...............................34 3.9. Трудовая деятельность как система. Уровни анализа трудовой деятельности (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................................................35 3.10. Уровни системного анализа трудовой деятельности (Е. М. Иванова, 1987)............................................36 3.11. Уровни анализа системы трудовой деятельности (В. Д. Шадриков, 1981) ..............................................37 3.12. Уровни анализа трудовой деятельности (Е. А. Климов, 1988) .................................................................38 3.13. Классификация трудовой деятельности (Е. А. Климов, 1988) .................................................................39 3.14. Классификация трудовой деятельности (В. Н. Дружинин, 2009) ............................................................39 Глава 4. Психологический анализ профессиональной деятельности 4.1. Психологическое содержание понятий «труд», «профессия», «специальность», «квалификация», «должность», «трудовой пост» (М. В. Григорьева, 2006) ..........................................................................40
Стр.3
4 Оглавление 4.2. Значения понятия «профессия» (Е. А. Климов, 1988) ..............................................................................41 4.3. Основные характеристики профессии (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005, 2009) ..................................................................................42 4.4. Индивидуальный стиль деятельности и проблемы его формирования (В. С. Мерлин, 1997; В. А. Толочек, 2005) .................................................................................................43 Глава 5. Основы психологического профессиоведения 5.1. Понятия «профессиография» и «профессиональный отбор» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990) ............................................................................................45 5.2. Понятия «профессиограмма» — «профессионально важные качества» — «психограмма» (А. Г. Маклаков, 2008) ......................................................................................................46 4.5. Основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности (И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников, 2004) .........................................................................44 5.3. Структура и содержание профессиограммы (А. Г. Маклаков, 2008) .......................................................47 5.4. Профессиональный психологический отбор кандидатов. Научно-методические основы его разработки и осуществления (А. Г. Маклаков, 2008) ................................................................................................................................51 5.5. Типы профессиограмм (Е. М. Иванова, 1992) ..........................................................................................52 5.6. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................................................53 5.7. Общая схема проведения мероприятий профотбора в организации (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................................................54 Глава 6. Психологические аспекты профессиональной адаптации 6.1. Профессиональная пригодность и ее формирование ..............................................................................57 6.2. Классификация наук (видов труда) на заре профессиографии В. Н. Татищева .....................................58 6.3. Классификация профессий в 20-е гг. ХХ в. ..............................................................................................58 6.4. Типология профессий Дж. Голланда (Э. Ф. Зеер, 2008) ...........................................................................59 6.5. Классификация профессий (Е. А. Климов, 1988) .....................................................................................60 6.6. Алгоритм классификации профессий (Е. А. Климов, 1988) ....................................................................61 6.7. «Формула профессий». Схема анализа профессии и варианты ее использования в групповой работе и в индивидуальной профконсультации (Е. А. Климов, 1988; Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................62 6.8. Профессиональная адаптация. Факторы профессиональной адаптации (Ф. Б. Березин, 1988) ..................................................................................................................................64 Глава 7. Психологические аспекты профессионального и личностного самоопределения и развития 7.1. Проблема взаимодействия индивидного (природного), личностного и деятельностного в развитии профессионала (А. А. Бодалев, 1998) .......................................................66 7.2. Психологические аспекты профессионального и личностного самоопределения (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005; Е. Ю. Пряжникова, 2015; Е. А. Климов, 1983) ...............68 7.3. Уровни профессионального развития личности (Е. А. Климов, 1988, 1990) ...........................................69 7.4. Периодизация этапов профессионального развития Д. Сьюпера (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................................................................................70 7.5. Типы и уровни профессионального, жизненного и личностного самоопределения (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005; Е. Ю. Пряжникова, 2015) ................................................71 7.6. Стадии психосоциального развития (Г. Э. Эриксон, 1963)......................................................................72 7.7. Общая оценка успешности профессиональной деятельности В. А. Толочек, 2005) ....................................................................................................................................73 6.9. Критерии успешности первичной профессиональной адаптации (Ф. Б. Березин, 1988; А. Г. Маклаков, 2008) ..............................................................................................65 5.8. Конкурсный набор персонала (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) .........................................55 5.9. Возможные варианты проведения конкурсного набора ..........................................................................56
Стр.4
Оглавление 5 Глава 8. Жизненные и профессиональные кризисы в жизни человека. Проблема профессиональных деструкций и ликвидации их последствий 8.1. Соотношение разных типов кризисов в жизни человека (Э. Ф. Зеер, 2008) ...........................................74 8.2. Общее представление о жизненных и профессиональных кризисах взрослого человека (Э. Ф. Зеер, 2009; Г. Шихи, 1999; Б. Лихевуд, 1999) .................................................75 8.3. Основные факторы возникновения кризисов профессионального становления (Э. Ф. Зеер, 2009; Г. Шихи, 1999) ...............................................................................................................76 8.4. Проблема профессиональных деструкций. Уровни профессиональных деструкций (Э. Ф. Зеер, 1997) ......................................................................77 8.5. Психологические детерминанты профессиональных деструкций (Э. Ф. Зеер, 1997) .............................78 8.6. Тенденции развития профессиональных деструкций (А. К. Маркова, 1996) ..........................................79 8.7. Пути профессиональной реабилитации и снижения последствий профессиональных деструкций (Э. Ф. Зеер, 1997) ...................................................................................80 Глава 9. Психологические основы профессионального образования и воспитания 9.1. Понятия «образование», «воспитание», «обучение», «профессиональное образование» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации) ............................................................................................83 9.2. Психологические основы профессионального образования (Л. Д. Столяренко, 2000, 2003; А. К. Маркова, 1996) ..................................................................................................................................84 8.8. Акмеология и психология труда (А. А. Бодалев, 1998) ..............................................................................81 8.9. Основные задачи акмеологии (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) .........................................82 9.3. Психолого-педагогические стратегии профессионального образования (А. К. Маркова, 1996) ...........85 9.4. Психология трудовой мотивации. Основные понятия ............................................................................86 9.5. Психологические проблемы мотивации поведения человека (П. М. Якобсон, 1969) ............................87 9.6. Концепции трудовой мотивации ..............................................................................................................87 9.7. Иерархическая структура потребностей личности (А. Маслоу, 2012) .....................................................88 9. 8. Возможные пути повышения мотивации работников профессионального образования и воспитания, личностного и профессионального роста, достижения вершин творческого и личностного развития, выработанные на основе анализа пирамиды А. Маслоу (А. Маслоу, 2012) .....................................................................89 Глава 10. Эргономика 10.1. Понятие «эргономика», ее цель и научное содержание (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001) .....................................................................................................90 10.3. Уровни решения задач в эргономике (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001; Х. Хендрик, 1991) .......................................................................92 10.2. Объект и предмет эргономики. Факторы, влияющие на ее формирование как научной и проектировочной дисциплины (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001). ........................91 10.4. Методы научного исследования эргономики (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001) ..........................93 10.5. Экспериментальные методы научного исследования эргономики (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001) .....................................................................................................94 10.7. «Золотое правило» психологии труда ........................................................................................................95 Глава 11. Инженерная психология 11.1. Инженерная психология, ее предмет, субъект и главные задачи (Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005) ...........................................................................................96 10.6. Понятие «эргатическая система», основные группы эргатических функций (М. В. Григорьев, 2006; Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, 2005; Е. А. Климов, 1988) ...........................................................95 11.2. Основные методологические принципы инженерной психологии .........................................................97 11.3. Основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии (Н. С. Пряжников, 2009) ............................................................................................................................97
Стр.5
6 Оглавление 11.4. Классификация методов инженерной психологии (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001; Н. С. Пряжников, 2009) .............................................................98 11.5. Общее представление о системе «человек — машина» (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001; Н. С. Пряжникова, 2009) ...........................................................................................................................98 11.6. Классификация СЧМ ................................................................................................................................99 11.7. Показатели качества систем «человек — машина» (В. М. Мунипов, В. П. Зинченко, 2001; Н. С. Пряжникова, 2009) .........................................................................................................................100 11.8. Количественные характеристики показателей качества СЧМ ..............................................................101 11.9. Основные направления эксплуатации систем «человек — машина» (Б. Ф. Ломов, 1986) ....................102 11.10. Алгоритм деятельности оператора в системе «человек — машина» ......................................................103 11.11. Основные характеристики надежности операторского труда (В. Д. Небылицын, 1990, 1991) .................................................................................................................104 Глава 12. Функциональные состояния субъекта труда и пути их коррекции 12.1. Общее понятие функциональных состояний субъекта труда и их структура (В. Н. Дружинин, 2006) ............................................................................................................................105 12.4. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления (В. Н. Дружинин, 2001) ............................................................................................................................108 12.5. Психологический (рабочий) стресс. Схема анализа основных причин его развития (В. Н. Дружинин, 2006) ............................................................................................................................109 12.6. Объективные и субъективные причины производственных стрессов (Ю. В. Щербатых, 2012) ...........................................................................................................................110 12.7. Профессиональное выгорание. Основные составляющие синдрома профессионального выгорания (Ю. В. Щербатых, 2012) .......................................................................111 12.8. Факторы, способствующие повышению устойчивости к синдрому профессионального выгорания (Ю. В. Щербатых, 2012) .......................................................................112 12.9. Основные направления индивидуальной профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (В. Н. Дружинин, 2006) ..............................................113 Глава 13. Психология управления и организационная психология как важнейшие компоненты формирования профессионализма 13.1. Понятие управления. Психология управления, ее объект и предмет ....................................................114 13.2. Управленческая деятельность,ее психологические закономерности и особенности (А. В. Карпов, 2005) ................................................................................................................................. 115 13.3. Психологические особенности принятия управленческих решений руководителем (менеджером) ...........................................................................................................................................116 13.4. Организация коммуникационного процесса (Л. Д. Столяренко, 2003).................................................117 13.5. Понятие организации. Ее признаки и основные принципы .................................................................118 13.6. Структура социальной организации трудового коллектива ( Л. Д. Столяренко, 2003) .........................119 13.7 Виды организаций ...................................................................................................................................119 13.8. Этапы развития организации ..................................................................................................................120 13.9. Принципы эффективного управления организацией А. Файоля (А. В. Райченко, 2012) .....................120 13.10. Лидерство. Модель компетенций лидера (В. А. Спивак, 2011) ..............................................................121 13.11. Стили руководства и их виды (Л. Д. Столяренко, 2000) .........................................................................122 13.12. Критерии эффективности управления персоналом (Б. Э. Татулов, 2012) .............................................122 13.13. Организационная культура, ее формы и важнейшие элементы (О. Е. Евтихов, 2010) .........................123 13.14. Наиболее значимые элементы организационной культуры (О. Е. Евтихов, 2010) ...............................124 13.15. Методы поддержания и укрепления организационной культуры (О. Е. Евтихов, 2010) .................................................................................................................................124 Ключевые слова..........................................................................................................................................125 Список литературы .....................................................................................................................................126 12.2. Работоспособность субъекта труда и ее структура (В. Н. Дружинин, 2006)...........................................106 12.3. Изменение работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели (В. Н. Дружинин, 2001) ............................................................................................................................107
Стр.6
Основные структурные элементы психологии труда как науки ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА КАК НАУКА 1.1. Психология труда как наука. Глава 1. Психология труда исследующая проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности человека отрасль психологической науки, Основные структурные элементы психологии труда как науки Предмет Объект Цели, задачи Категории Теоретические основы Методы Функции
Стр.7