Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Педагогика в вопросах и ответах (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляренко Л. Д.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц160
ID632739
АннотацияУчебное пособие раскрывает основные темы педагогики. Изложение материала легко усваивается и быстро запоминается. Книга сэкономит вам время — подготовит к экзамену или зачету в предельно короткий срок и поможет получить высший балл. В ней ответы на все каверзные вопросы, поставленные самым строгим экзаменатором.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих базовый курс «Педагогика».
ISBN978-5-392-17513-0
УДК37(075.8)
ББК74я73
Столяренко, Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие / Л.Д. Столяренко .— Москва : Проспект, 2016 .— 160 с. — ISBN 978-5-392-17513-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/632739 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. <...> Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. <...> Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди вступают в определенные отношениявоспитательные. <...> Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. <...> История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. <...> Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями. <...> Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям. <...> Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. <...> Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. <...> Взаимосвязи педагогики с другими науками Педагогика органично связана с психологией. <...> . О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить <...>
Педагогика_в_вопросах_и_ответах._Учебное_пособие.pdf
УДК 37(075.8) ББК 74я73 С81 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org С81 Столяренко Л. Д. спект, 2016. — 160 с. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. — Москва : ПроISBN 978-5-392-17513-0 Учебное пособие раскрывает основные темы педагогики. Изложение материала легко усваивается и быстро запоминается. Предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей, изучающих базовый курс «Педагогика». Книга сэкономит вам время — подготовит к экзамену или зачету в предельно короткий срок и поможет получить высший балл. В ней ответы на все каверзные вопросы, поставленные самым строгим экзаменатором. УДК 37(075.8) ББК 74я73 Учебное издание Столяренко Людмила Дмитриевна ПЕДАГОГИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Учебное пособие Печать цифровая. Печ. л. 10,0. Тираж 200 экз. Заказ №. ООО «Проспект» Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 30.07.2015. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. /16 ISBN 978-5-392-17513-0 © Столяренко Л. Д., 2015 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
6.10. Этапы формирования учебного коллектива • 157 задачам, идеям), наиболее значимым для группы в целом. Индексом сплоченности служит частота совпадения взглядов членов группы в отношении нравственной и деловой сферы, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу.
Стр.157
Содержание 1. Введение в педагогику ....................................................................................................3 Содержание 1.1. Предмет и объект педагогики ..........................................................................3 1.2. Основные категории педагогики .....................................................................4 1.3. Что представляет собой образование? .............................................................6 1.4. Структура и задачи педагогической науки ......................................................7 1.5. Взаимосвязи педагогики с другими науками ..................................................9 1.6. Методы исследований в педагогике .............................................................. 10 1.7. Методологическая структура педагогической деятельности ....................... 11 1.8. Педагогическая организационно-управленческая деятельность................. 13 1.9. Психологическая структура педагогической деятельности и педагогических способностей ..................................................................... 14 1.10. Профессия педагога ....................................................................................... 15 1.11. Направленность личности педагога и типы педагогов ................................. 17 1.12. Педагогическая культура ............................................................................... 18 2. Краткое знакомство с историей педагогики .................................................................. 20 2.1. Педагогика в Древней Греции ....................................................................... 20 2.2. Проблемы педагогики в Средние века и в эпоху Возрождения ................... 21 2.3. Ян Коменский как выдающийся педагог всех эпох ...................................... 23 2.4. XVIII век. Педагогические идеи Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо .............................. 24 2.5. Основные идеи педагогики Г. Песталоцци, А. Дистервега .......................... 25 2.6. Становление педагогики в России ................................................................ 27 2.7. Дидактическая система К. А. Ушинского ..................................................... 28 2.8. Особенности школьного образования и педагогических теорий в России в 1920–1930 годах ............................................................................ 29 2.9. Педагогические идеи П. П. Блонского и А. С. Макаренко .......................... 31 2.10. Концепция развития и обучения Л. С. Выготского ...................................... 32 2.11. Гуманистические педагогические идеи В. А. Сухомлинского ..................... 35 2.12. Педагоги-новаторы ........................................................................................ 35 2.13. Направления современной зарубежной педагогики .................................... 37 2.14. Современные проблемы образования ........................................................... 38 3. Педагогика — наука о воспитании ................................................................................ 39 3.1. Воспитание, становление, формирование, социализация, самовоспитание, перевоспитание ................................................................. 39 3.2. Основные идеи зарубежных концепций воспитания технократической педагогики ....................................................................... 42 3.3. Идеи гуманистической педагогики ............................................................... 45 3.4. Закономерности воспитания ......................................................................... 48
Стр.158
Содержание • 159 3.5. Принципы воспитания .................................................................................. 52 3.6. Методы воспитания и их классификация. Методы гуманистического воспитания ..................................................................................................... 54 3.7. Подходы к воспитанию .................................................................................. 58 3.8. Направления воспитательной работы ........................................................... 59 3.9. Принципы и содержание семейного воспитания ......................................... 61 3.10. Основные типы неправильного воспитания в семье .................................... 62 3.11. Методы педагогического и психологического воздействия на личность .... 63 3.12. Критерии эффективности воспитательных систем и диагностики воспитанности учащихся ............................................................................... 65 4. Дидактика. Закономерности обучения ......................................................................... 67 4.1. Содержание понятия «дидактика» ................................................................ 67 4.2. Структура педагогического процесса ............................................................ 68 4.3. Цели педагогического процесса .................................................................... 69 4.4. Содержание образования ............................................................................... 71 4.5. Теории, концепции образования, их влияние на педагогический процесс ........................................................................................................... 73 4.6. Законы и закономерности обучения ............................................................. 75 4.7. Сущность обучения и его структура .............................................................. 76 4.8. Основные педагогические принципы ........................................................... 77 4.9. Методы обучения ........................................................................................... 80 4.10. Сущность учебной деятельности ................................................................... 81 4.11. Психологические теории обучения ............................................................... 83 4.12. Теория поэтапного формирования умственных действий ........................... 88 4.13. Стратегии экстериоризации и проблематизации ......................................... 90 4.14. Характеристики учения .................................................................................. 92 4.15. Психологические особенности восприятия, понимания и усвоения 4.16. учебного материала ........................................................................................ 93 5.1. Технологии обучения и педагогические технологии .................................... 99 5.2. Классификация педагогических технологий ................................................ 99 5.3. Особенности традиционных технологий .................................................... 102 5.4. Основные принципы программированного обучения ............................... 105 5.5. Сущность проблемного обучения ............................................................... 107 5.6. Цели, условия и формы успешного проблемного обучения ...................... 108 5.7. Понятие игровых технологий. Деловая игра ............................................... 109 5.8. Интенсификация и активизация обучения. Активные методы обучения ....................................................................................................... 112 5.9. Особенности модульного обучения и рейтингового контроля .................. 114 5.10. Информационные технологии обучения ................................................... 115 5.11. Личностно развивающее обучение .............................................................. 117 5.12. Педагогика сотрудничества ......................................................................... 119 5.13. Этапы и формы педагогического проектирования ..................................... 120 5.14. Требования к уроку ...................................................................................... 123 5.15. Анализ урока ................................................................................................. 126 6. Педагогическое общение и проблемы социальной педагогики.................................... 129 6.1. Стили педагогического общения ................................................................. 129 6.2. Уровни и стили коммуникативного взаимодействия ................................ 130 6.3. Стили педагогического руководства ........................................................... 133 Психологические закономерности заучивания учебного материала ........... 96 5. Педагогические технологии ......................................................................................... 99
Стр.159
160 • Содержание 6.4. Функции педагогического взаимодействия и причины неэффективного общения ........................................................................... 134 6.5. Психологические качества успешного педагогического общения ............ 135 6.6. Педагогическая социальная перцепция ...................................................... 137 6.7. Учет возрастных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе ........................................................................................................ 141 6.8. Отклоняющееся поведение учащихся ......................................................... 146 6.9. Профессионально-педагогическая деятельность социального педагога ..... 152 6.10. Этапы формирования учебного коллектива ............................................... 155
Стр.160