УДК 808.5(075.8)
ББК 83.7ÿ73
Ð55
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Ç. Ñ. Ñìåëêîâà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. I (ãë.1—4);
Í. À. Ипполитова, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 1), ðàçä. II (ãë. 5) (совместно
с Ë. Ñ. ßêóøèíîé);
Ò. À. Ладыженская, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 2);
Å. Ë. Åðîõèíà, êàíä. ïåä. наук – ðàçä. II (ãë. 3), ðàçä. IV (ãë. 4);
Ë. Å. Òóìèíà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 4);
Ì. Ð. Ñàâîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 1);
Ç. È. Êóðöåâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 2);
Ç. Ñ. Çþêèíà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 3);
Î. Â. Филиппова, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. III (ãë. 4), ðàçä. IV (ãë. 3);
Ë. Â. Ñàëüêîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. III (ãë. 5), ðàçä. IV (ãë. 2, 6);
Ë. Â. Õàéìîâè÷, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. IV (ãë. 1);
Í. Ã. Ãðóäöûíà, ä-ð ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. IV (ãë. 5);
Î. Ã. Óñàíîâà, êàíä. ïåä. íàóê, äîö. – ðàçä. IV (ãë. 7);
Ë. Ñ. ßêóøèíà, êàíä. ïåä. íàóê, ïðîô. – ðàçä. II (ãë. 5) (совместно с Í. À. Èïïîëèòîâîé);
Î.
И. Марченко, д-р философ. наук – приложение.
Риторика : учебник / Ç. Ñ. Ñìåëêîâà, Í. À. Ипполитова, Ò. À. ËàÐ55
дыженская
[è äð.]; под ðåä. Í. À. Ипполитовой. — Москва : Ïðîñïåêò,
2015. — 448 c.
ISBN 978-5-392-16389-2
В учебнике изложены основные теоретические и практические вопросы
курса «Риторика». Раскрыта специфика педагогического общения, речевой деятельности
учителя, основных педагогических речевых жанров. В приложении
содержатся четыре урока голосо-речевого тренинга.
Для студентов, аспирантов и преподавателей педагогических вузов, научных
и практических работников, а также всех интересующихся культурой профессионального
общения в сфере обучения.
УДК 808.5(075.8)
ББК 83.7ÿ73
ISBN 978-5-392-16389-2
© Коллектив àâòîðîâ, 2005
© ООО «Ïðîñïåêò», 2008
Стр.2
444
Оглавление
Предисловие ............................................................................................ 3
РАЗДЕЛ I
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ............................................... 8
Глава 1
Специфика педагогического общения ................................................ 8
1.1. Педагогическое общение, его функции........................................... 8
1.2. Информационнокоммуникативная функция общения .............. 11
1.3. Регуляционнокоммуникативная (организаторская)
функция общения.......................................................................... 16
1.4. Воспитательнокоммуникативная функция общения ................. 20
Глава 2
Виды общения: профессиональная обусловленность
характеристики............................................................................. 23
2.1. Невербальное (несловесное) общение .......................................... 23
2.2. Специфика видов общения,
выделяемых по разным основаниям ............................................. 38
Глава 3
Профессиональноличностное взаимодействие
учителя и ученика ........................................................................... 43
3.1. Профессиональнозначимые качества учителя ............................ 43
3.2. Стили и приоритеты педагогического общения .......................... 46
Глава 4
Урок и учебноречевая ситуация общения ........................................ 56
4.1. Речевая ситуация в педагогическом общении .............................. 56
4.2. Этапы урока и учебноречевая ситуация ....................................... 61
РАЗДЕЛ II
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ .................................... 71
Глава 1
Что и зачем нужно знать учителю
о речевой деятельности ................................................................... 71
1.1. Что такое речевая деятельность ..................................................... 71
1.2. Виды речевой деятельности.
Этапы создания и восприятия текстов .......................................... 74
1.3. Механизмы речи ............................................................................ 78
1.4. Текст (высказывание) как единица общения ................................ 83
1.5. Речевые жанры ............................................................................... 85
1.6. Категории текста ........................................................................... 88
1.7. Стилистическая окраска текста..................................................... 93
Стр.445
445
Глава 2
Педагогическое говорение .............................................................. 108
2.1. Особенности педагогического говорения ................................... 108
2.2. Приемы подготовки устной речи ................................................ 115
Глава 3
Письмо как продуктивный вид речевой
деятельности ................................................................................ 118
3.1. Что такое письмо ......................................................................... 118
3.2. Письмо и говорение .................................................................... 123
3.3. Письменные жанры речи учителя ............................................... 129
Глава 4
Слышать. Слушать. Понимать ................................................... 132
4.1. Слушание как вид речевой деятельности .................................... 132
4.2. Функции слушания ..................................................................... 138
4.3. Профессиональное педагогическое слушание ............................ 141
4.4. Виды профессионального педагогического слушания ............... 144
4.5. Способы и приемы профессионального педагогического
слушания ..................................................................................... 148
4.6. Условия эффективного педагогического слушания .................... 156
Глава 5
Чтение в профессиональной деятельности
учителя ......................................................................................... 160
5.1. Чтение как вид речевой деятельности ......................................... 160
5.2. Приемы смысловой обработки текста
в процессе реализации различных видов чтения ........................ 165
5.3. Вторичные тексты ....................................................................... 169
5.4. Когда, зачем и как читает учитель .............................................. 174
5.5. Своеобразие чтения художественного текста ............................. 179
РАЗДЕЛ III
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ............... 195
Глава 1
Культура речи учителя ................................................................. 195
1.1. Культура речи как культура речевой деятельности ...................... 195
1.2. Этические нормы ......................................................................... 200
1.3. Коммуникативные нормы ........................................................... 206
1.4. Речевые и языковые нормы ......................................................... 214
Глава 2
Речевой поступок в педагогическом общении ................................ 230
2.1. Что такое речевой поступок ......................................................... 230
2.2. Речевой поступок и речевой жанр ............................................... 235
Стр.446
446
Оглавление
2.3. Виды речевых поступков ............................................................. 238
2.4. От речевого поступка учителя к речевому поступку ученика ..... 243
Глава 3
Коммуникативноречевая активность учителя ............................ 247
3.1. Сущность понятия «коммуникативноречевая активность».
Виды и уровни коммуникативноречевой активности. .............. 247
3.2. Факторы, влияющие на проявление коммуникативноречевой
активности. Причины коммуникативноречевой инактивности 251
Глава 4
Роль интонации в педагогическом общении .................................... 255
4.1. Интонация, ее функции и основные элементы .......................... 255
4.2. Единицы интонации ................................................................... 266
4.3. Интонационные стили речи учителя .......................................... 274
4.4. Индивидуальный стиль речи учителя ......................................... 283
Глава 5
Учитель как коммуникативный лидер ........................................... 296
5.1. Что делает учителя коммуникативным лидером ........................ 296
5.2. Речевые приемы, используемые учителем для достижения
различных коммуникативных намерений .................................. 301
РАЗДЕЛ IV
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ......................................... 311
Глава 1
Объяснительный монолог как педагогический
речевой жанр ................................................................................. 311
1.1. Разновидности объяснительной речи учителя ........................... 311
1.2. Характеристика жанра объяснительного монолога .................... 315
Глава 2
Сравнение в объяснительной речи учителя ..................................... 332
2.1. Сравнение как логическая операция .......................................... 332
2.2. Объяснительная речь учителя
сравнительного характера как текст ........................................... 334
Глава 3
Приемы популяризации объяснительной речи учителя ................... 343
3.1. Структурные и функциональные особенности приемов
популяризации ............................................................................ 343
Стр.447
447
Глава 4
Рецензия как профессиональный жанр
письменной речи учителя ............................................................... 356
4.1. Общая характеристика и типология жанра педагогической
рецензии ...................................................................................... 356
4.2. Педагогическая рецензия как оценочный жанр. Педагогическая
рецензия и оценочное высказывание учителя ............................ 364
Глава 5
Педагогический диалог в различных ситуациях урока .................... 370
5.1. Специфика учебнопедагогического диалога ............................. 370
5.2. Педагогический диалог в ситуации
объяснения нового материала ..................................................... 377
5.3. Педагогический диалог в ситуации фронтального опроса ......... 384
Глава 6
Требования к устным развернутым ответам учащихся ................. 389
6.1. Устный развернутый ученический ответ как текст ..................... 389
6.2. Требования к устному развернутому ответу ................................ 391
6.3. Анализ устного развернутого ответа ........................................... 394
Глава 7
Обобщающая речь учителя на этапе подведения итогов урока ...... 397
7.1. Подведение итогов как структурный компонент урока .............. 397
7.2. Обобщение как речевой жанр ..................................................... 399
7.3. Специфика языковых средств,
используемых в обобщающей речи учителя ............................... 400
7.4. Виды и типы обобщающей речи ................................................. 403
Приложение ........................................................................................ 408
Основы техники речи. Четыре урока голосоречевого тренинга ....... 408
Список использованной литературы .................................................... 442
Стр.448