Место социологии в системе научного знания Все науки, известные человечеству, делятся на естественные и общественные. <...> Социология как система научного знания Общественные науки – социология, философия, политология, антропология, экономика, искусствознание, социальная психология – подразделяются на две группы: социальные и гуманитарные дисциплины. <...> Общественные науки Социальные дисциплины Экономика Социология Психология Антропология Гуманитарные дисциплины Философия История Культурология Литературоведение Гуманитарные знания (философия, науковедение, языкознание, искусство) не опираются в той же степени на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. <...> Надо запомнить это: Социология имеет двойственный статус: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. <...> Двойственный статус указывает место социологии в системе научного знания и отражается в понимании сущности и предмета социологии. <...> Место социологии в системе научного знания Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу со5 циальных наук, говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. <...> Социальные дисциплины по количеству изучаемых объектов можно разделить на две группы: 1) один или несколько человек (ограниченный объект); 2) несчетное множество людей (неограниченный объект). <...> Место социологии в системе научного знания 7 Физиология – мозг человека Социология – большие социальные группы Психология – душу и разум Социальная психология – малые группы Педагогика занимается воспитанием всего человека Какие науки изучают человека Между двумя типами объектов существует принципиальная разница – для небольшого числа людей не нужны статистика и сложные математические процедуры. <...> Социология как система научного знания Социальные <...>
Социология_в_схемах_и_определениях.pdf
УДК 316(075.8)
ББК 60.5ÿ73
Ê78
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Кравченко А. И.
Ê78
Социология в схемах и определениях: учеб. пособие.
—Ìîñêâà : Ïðîñïåêò, 2015. — 368 ñ.
ISBN 978-5-392-14691-8
В издании в сжатой, концентрированной форме приведены основные теоретические
сведения по курсу социологии, изложены основы социального поведения,
структура и механизмы развития общества и государства, раскрыты понятия
культуры, личности, социальной стратификации и социальной мобильности.
Подача материала в виде схем, таблиц, графиков и картинок поможет
студенту наглядно представить изучаемый материал и систематизировать его.
Для студентов, аспирантов, преподавателей, а также всех интересующихся
актуальными проблемами социологии.
УДК 316(075.8)
ББК 60.5ÿ73
Учебное издание
Кравченко Альберт Иванович
СОЦИОЛОГИЯ В СХЕМАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Учебное пособие
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 23,0. Тираж 100 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 ƀ 901/16.
111020, Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4
ISBN 978-5-392-14691-8
© À. È. Кравченко, 2011
© ООО «Ïðîñïåêò», 2011
Стр.2
Оглавление
ГЛАВА 1
Социология как система научного знания . . . . . . . . . . 3
§ 1. Место социологии в системе научного знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 2. Система научного знания в социологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ГЛАВА 2
Исходные понятия социологии: статус и роль . . . . . . 39
§ 1. Предмет и объект социологии – исходные понятия науки . . . . . . . . . . 39
§ 2. Содержание статуса и роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
§ 3. Типы и виды статусов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
§ 4. Статусный портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§ 5. Социальные роли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
§ 6. Статусное несовпадение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
ГЛАВА 3
Статика и динамика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
§ 1. Статика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
§ 2. Исторические типы структуры общества (примеры) . . . . . . . . . . . . . . . 67
§ 3. Социальные институты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
§ 4. Типология обществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
§ 5. Динамика общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
§ 6. Глобализация и модернизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
ГЛАВА 4
Социальная онтология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
§ 1. Социальное пространство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
§ 2. Социальная структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110
Стр.360
Оглавление
361
§ 3. Социальное поле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
§ 4. Социальные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
§ 5. Социальные отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
ГЛАВА 5
Социальная стратификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
§ 1. Социальное неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
§ 2. Бедность и богатство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
§ 3. Параметры социальной стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
§ 4. Исторические типы и формы стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
§ 5. Социальные классы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
§ 6. Средний класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
§ 7. Глобальные аспекты стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
§ 8. Региональные аспекты стратификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
§ 9. Социальная мобильность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
ГЛАВА 6
Социология личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
§ 1. Личность и ее внутренний мир . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
§ 2. Мотивы и потребности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
§ 3. Поведение и взаимодействие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
§ 4. Социальное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
§ 5. Социальный контроль и санкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
§ 6. Отклоняющееся поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
§ 7. Социальные конфликты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
§ 8. Возраст человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
ГЛАВА 7
Социальная среда и социализация . . . . . . . . . . . . . 266
§ 1. Социальная среда и индивид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
§ 2. Социальные группы и общности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
§ 3. Малая группа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
§ 4. Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
§ 5. Социализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Стр.361
362
Оглавление
ГЛАВА 8
Социологическое исследование . . . . . . . . . . . . . . . 320
§ 1. Программа эмпирического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
§ 2. Измерение и шкалы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
§ 3. Методы социологического исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
§ 4. Опрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .331
§ 5. Анкетирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
§ 6. Выборочный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337
§ 7. Интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
§ 8. Анализ документов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
§ 9. Наблюдение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
§ 10. Маркетинговые исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354
Стр.362