Когда взрослые люди, профессиональные ученые, всерьез берутся за изучение человеческого поведения, то их деятельность называет ся «социальными науками» (social sciences). <...> В вопросе о том, какие дисциплины относятся к социальным нау кам, единого мнения не существует. <...> Тем не менее к социальным нау кам принято относить социологию, психологию, социальную психо логию, экономику, политологию и антропологию. <...> Проблемы, которые ныне широко изучаются социальными нау ками, дискутировались до того, как появилось само название. <...> По мысли Конта, наука об обществе должна встать в один ряд с нау ками о природе. <...> В отличие от курса обществознания для 8—9 классов, где основ ной упор делался на знакомство с азами научного знания о челове ке и обществе, в новом учебнике акценты смещены на более углуб Введение • 15 ленное и серьезное ознакомление с основами конкретных наук — экономикой, психологией, философией, социологией, политологи ей, культурологией и др. <...> Курс обществознания для колледжа должен, по всей видимости, ориентироваться на доступную 16—17летним подросткам систе му знаний, обращаться к имеющемуся жизненному опыту, одно временно расширяя и углубляя его. <...> Другая цель курса обществознания — дать азы профориентации. <...> Средний класс невелик и составляет не более 15—20% населения. <...> Наверху окажется богатая и все властная элита, посередине средний класс, а внизу бедное и бес правное большинство или меньшинство общества. <...> Основные сферы общества Из географии вы знаете о существовании четырех частей света — севера, юга, запада, востока. <...> Из курса обществознания вы узнаете о том, что у общества тоже есть четыре стороны света. <...> Экономическая сфера — это фирмы, предприятия, заводы, бан ки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. <...> Основой экономической сферы любого общества является про изводство, конечная продукция которого составляет национальный доход. <...> Духовная сфера (культура, наука <...>
Обществознание.pdf
УДК 30(075.8)
ББК 60ÿ73
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Ê78ÈÑÏÐÀÂËÅÍÈß Ñ, 3, 152
Кравченко А. И.
Ê78 Обществознание : ó÷åáíèê. – Москва : Ïðîñïåêò, 2015. – 280 ñ.
ISBN 978-5-392-16908-5
В учебнике изложены основные вопросы курса «Обществознание»: предмет
и методы, этапы развития общества и его социальные основы, эволюции и
революции в развитии общества, природа государства, экономика, правовые и
политические основы современного общества.
Учебник написан в соответствии с государственным образовательным
стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и
содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных работников, а также
всех интересующихся вопросами обществознания.
УДК 30(075.8)
ББК 60ÿ73
Учебное издание
Кравченко Альберт Иванович
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 6090 1
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
/16
.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 17,5. Тираж 200 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
ISBN 978-5-392-16908-5
© ООО «Ïðîñïåêò», 2014
© À. È. Кравченко, 2014
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................................................................................... 3
Глава 1. Структура и развитие общества ....................................................................... 16
Что такое общество ........................................................................................................................... 16
Признаки общества .......................................................................................................................... 19
Основные сферы общества ........................................................................................................ 22
Социальная стратификация .................................................................................................... 25
Бедность и богатство ....................................................................................................................... 31
Основные институты общества ............................................................................................. 44
Социальные статусы и роли ..................................................................................................... 47
Социальная мобильность ............................................................................................................ 55
Мировое сообщество ........................................................................................................................ 61
Модернизация ....................................................................................................................................... 68
Глава 2. Духовная сфера ...................................................................................................................... 72
Что такое культура .......................................................................................................................... 72
Формы культуры ................................................................................................................................ 77
Субкультуры и контркультуры ............................................................................................ 82
Социальные сдвиги середины ХХ столетия .............................................................. 84
НТР и динамика поколений ...................................................................................................... 86
Субкультура в групповом контексте ............................................................................... 87
Социальная организация и стратификация ............................................................. 89
Специфика молодежной субкультуры........................................................................... 96
Неформальные молодежные объединения ................................................................ 98
Поколение битников и хиппи ............................................................................................... 102
Хиппи, йиппи и яппи .................................................................................................................... 105
Йиппи: анархическая контркультура ......................................................................... 109
Советские хиппи .............................................................................................................................. 115
Яппи — молодые городские профессионалы ........................................................ 123
«Новые новые русские» ............................................................................................................. 128
Глава 3. Мир человеческих отношений......................................................................... 133
Социальное взаимодействие ................................................................................................. 133
Конфликт и протестное движение .................................................................................. 140
Социальный контроль ................................................................................................................. 146
Отклоняющееся и противоправное поведение .................................................... 153
«Генералы песчаных карьеров» ........................................................................................ 157
Кризисная динамика .................................................................................................................... 163
Глава 4. Политическая система общества.................................................................. 173
Политика и ее виды ....................................................................................................................... 173
Сущность и теории государства ........................................................................................ 184
Политическая жизнь общества .......................................................................................... 192
Формы и механизмы политического участия ....................................................... 198
Партийная система общества .............................................................................................. 203
Стр.276
Содержание • 277
Субъекты политической жизни ......................................................................................... 212
Политическая стабильность ................................................................................................. 218
Глава 5. Экономическая сфера общества .................................................................... 225
Что такое товар и деньги .......................................................................................................... 225
Форма денег .......................................................................................................................................... 227
Свойства денег ................................................................................................................................... 228
Функции денег ................................................................................................................................... 229
Противоречие между функциями денег ................................................................... 232
Покупательная способность денег ................................................................................... 234
Деньги — товар — деньги ........................................................................................................ 234
Спрос и предложение .................................................................................................................. 236
Искусство компромисса ............................................................................................................ 239
Дилемма предпринимателя ................................................................................................... 241
Рыночная экономика .................................................................................................................... 242
Инфраструктура рыночной экономики ..................................................................... 247
Природа бизнеса .............................................................................................................................. 253
Сфера производства ..................................................................................................................... 259
Потребитель и доход .................................................................................................................... 264
Реклама .................................................................................................................................................... 265
Поведение потребителя ............................................................................................................. 267
Доходы и расходы ........................................................................................................................... 268
Список литературы.................................................................................................................................. 272
Стр.277