Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 534918)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Логика. Краткий курс (10000,00 руб.)

0   0
Первый авторИвлев Ю. В.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц144
ID632646
АннотацияЭта небольшая книга предназначена для широкого круга читателей. Во-первых, она полезна для тех, кто не изучал логику в качестве учебной дисциплины, как для взрослых, так и для детей. Дети могут изучать логику самостоятельно, а могут и под руководством родителей или учителей. Во-вторых, она позволит повторить основные методы и приемы логики тем, кто логику изучал. В этом случае будет полезно познакомиться с последними научными достижениями в области логики, которые, по возможности, представлены в книге. В-третьих, она полезна преподавателям логики, поскольку в ней излагается концепция логики, разработанная автором этой книги, который много лет ведет преподавательскую и научную работу в области логики (является лауреатом Ломоносовской премии за учебники по логике, более 20 лет заведовал кафедрой логики МГУ имени М.В. Ломоносова). В-четвертых, книга нужна магистрантам, не изучавшим логику в бакалавриате и продолжающим учебу на факультетах, где основная часть студентов логику изучала. При написании книги учтено, что почти в каждой науке есть две части – эмпирическая и теоретическая. В эмпирической части описываются факты и даются некоторые их обобщения. В теоретической – модели, являющиеся упрощениями и, как правило, искажениями фактических данных. В логике тоже есть такие части. В процессе преподавания иногда излагается или первая часть (это, в основном, так называемая традиционная логика), или вторая часть – модели (в основном, логика символическая, или математическая). В учебнике предпринята попытка соединить эти части. При написании книги ставилась задача не только изложить проблемы логики, но и познакомить читателя с проблемами научного познания на примере логики.
Кому рекомендованоКнига предназначена для широкого круга читателей.
ISBN978-5-392-23043-3
УДК16(075.8)
ББК87.4я73
Ивлев, Ю.В. Логика. Краткий курс [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / Ю.В. Ивлев .— М. : Проспект, 2017 .— 144 с. — ISBN 978-5-392-23043-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/632646

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ю. В. Ивлев ЛОГИКА КРАТКИЙ КУРС Москва 2017 УДК 16(075.8) ББК 87.4я73 И17 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Ивлев Ю. В. — доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат Ломоносовской премии за учебники по логике, академик Российской академии естественных наук. <...> Объем знака можно изобразить в вид круга, заполненного точками. <...> Круг, представляющий объем знака «кошка»: Как решать задачи • 7 Пусть значением знака является один предмет. <...> Объем этого знака ─ множество, состоящее из одного предмета. <...> Если значениями слов «дерево» и «береза» считать соответствующие растения, то отношения между объемами этих знаков будет представлено схемой: Два левых круга соответствуют объемам знаков «дерево» и «береза», а правый ─ объему знака «березовый брус». <...> Чаще всего знаки, над которыми производится операция деления, выражают понятия, поэтому исходный знак называется делимым понятием, а знаки получаемых частей – членами деления. <...> ) Если выделяются части объема знака, то деление называется таксономическим, а если выделяются части предмета, то деление называется мереологическим. <...> Логическая культура человека – это совокупность логических средств (приемов, правил, законов и т. д.), которыми человек владеет. <...> О логической культуре • 11 Логическая культура современного грамотного человека выше логи ческой культуры крестьян, о которых шла речь. <...> Но если логическая культура не дается человеку от природы, то как же она формируется? <...> Универсальным называется общее имя, объемом которого является весь универсум рассуждения (предметная область, о которой ведется рассуждение). <...> Неописательные имена типа «Волга» не имеют собственного смысла. <...> Неописательным именам придается смысл посредством описательных имен, которые ставятся им в соответствие. <...> Согласно этому принципу выражение, используемое в деловом или научном языке в качестве <...>
Логика._Краткий_курс._Учебное_пособие.pdf
ББК 87УДК 16(075.8) И.4я73 Автор: Ивлев Ю. В. — доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат Ломоносовской премии за учебники по логике, академик Российской академии естественных наук. Более 20 лет заведовал кафедрой логики МГУ имени М. В. Ломоносова, в настоящее время профессор этой кафедры. 17 И17 Ивлев Ю. В. 144 с. Логика. Краткий курс : учебное пособие. – Москва : Проспект, 2017. – ISBN 978-5-392-23043-3 Эта небольшая книга предназначена для широкого круга читателей. Во-первых, она полезна для тех, кто не изучал логику в качестве учебной дисциплины, как для взрослых, так и для детей. Дети могут изучать логику самостоятельно, а могут и под руководством родителей или учителей. Во-вторых, она позволит повторить основные методы и приемы логики тем, кто логику изучал. В этом случае будет полезно познакомиться с последними научными достижениями в области логики, которые, по возможности, представлены в книге. В-третьих, она полезна преподавателям логики, поскольку в ней излагается концепция логики, разработанная автором этой книги, который много лет ведет преподавательскую и научную работу в области логики (является лауреатом Ломоносовской премии за учебники по логике, более 20 лет заведовал кафедрой логики МГУ имени М. В. Ломоносова). В-четвертых, книга нужна магистрантам, не изучавшим логику в бакалавриате и продолжающим учебу на факультетах, где основная часть студентов логику изучала. При написании книги учтено, что почти в каждой науке есть две части – эмпирическая и теоретическая. В эмпирической части описываются факты и даются некоторые их обобщения. В теоретической – модели, являющиеся упрощениями и, как правило, искажениями фактических данных. В логике тоже есть такие части. В процессе преподавания иногда излагается или первая часть (это, в основном, так называемая традиционная логика), или вторая часть – модели (в основном, логика символическая, или математическая). В учебнике предпринята попытка соединить эти части. При написании книги ставилась задача не только изложить проблемы логики, но и познакомить читателя с проблемами научного познания на примере логики. 87.4я73 Учебное издание Ивлев Юрий Васильевич ЛОГИКА. КРАТКИЙ КУРС Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 22.09.2016. Формат 60×90 1 Печать офсетная. Печ. л. 9,0. Тираж 1000 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org ББКУДК 16(075.8) ISBN 978-5-392-23043-3 © Ивлев Ю. В., 2016 © ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Как решать задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 О логической культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Знаки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Способы разъяснения выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Деление и классификация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Суждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Вопросы и ответы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Логическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Виды вопросов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Виды ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Прагматическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 Понятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 Дедуктивные и индуктивные умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Дедуктивные умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Индуктивные умозаключения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Аргументация и критика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Понятия, виды и основные способы аргументации и критики. . . . . . . . . . . . . . . . 88 Логические правила аргументации. Основные ошибки и уловки. . . . . . . . . . . . . . 94 Методологические основы аргументации и критики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Практикум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 Другие средства представления и развития знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Проблема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Гипотеза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 Теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 Логика и методология познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Основные методологические принципы логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 Предмет логики и основные этапы ее развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Апории и парадоксы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Стр.144

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически