Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Логика для юристов (10000,00 руб.)

0   0
Первый авторИвлев Ю. В.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц272
ID632606
АннотацияЦель учебника — заложить основу логической культуры мышления юриста, научить применять правила и законы логики в профессиональной деятельности. В книге рассмотрены все основные темы курса: предмет логики, суждение, умозаключение и понятие, приемы разъяснения выражений, функции логики в правовом познании, логические основы аргументации и др. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по юридическому образованию высших учебных заведений в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция»
Кому рекомендованоДля студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
ISBN978-5-392-14688-8
УДК16(075.8)
ББК87.4я73
Ивлев, Ю.В. Логика для юристов : учебник / Ю.В. Ивлев .— 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2015 .— 272 с. — ISBN 978-5-392-14688-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632606 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В книге рассмотрены все основные темы курса: предмет логики, суждение, умозаключение и понятие, приемы разъяснения выражений, функции логики в правовом познании, логические основы аргументации и др. <...> По этой причине в России традиционно получение юридического образования начинается с изучения логики. <...> После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась. <...> Изучение логики ― наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры. <...> Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: договоров, протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т. д. <...> Формальная логика как наука 9 Таким образом, логическая форма мысли (процесса мышления) — это ее структура, выявляемая в результате частичного отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль (этот процесс мышления). <...> Следовательно, некоторые полиглоты — жители Москвы» представляет собой логический закон. <...> Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. <...> Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. <...> К началу текущего столетия символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. <...> Одним из таких языков является язык логики высказываний, широко используемый при выявлении связей между мыслями по их логическим формам. <...> Примеры единичных имен: Луна; столица России; автор романа «Война и мир». <...> Объем единичного имени — класс, состоящий из одного предмета. <...> Универсальными называются общие имена, объемом которых является весь универсум рассуждения (предметная область, о которой ведется <...>
Логика_для_юристов._5-е_издание.pdf
УДК 16(075.8) ББК 87.4ÿ73 È25 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Ивлев Þ. Â. Логика для þðèñòîâ: ó÷åáíèê. — 5-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — È25 Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 272 ñ. ISBN 978-5-392-14688-8 Цель учебника — заложить основу логической культуры мышления юриста, научить применять правила и законы логики в профессиональной деятельности. В книге рассмотрены все основные темы курса: предмет логики, суждение, умозаключение и понятие, приемы разъяснения выражений, функции логики в правовом познании, логические основы аргументации и др. Теоретические положения иллюстрируются примерами из юридической практики. Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов. УДК 16(075.8) ББК 87.4ÿ73 Учебное издание Ивлев Юрий Васильевич ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ Учебник Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение ¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã. Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60ƀ90 1 111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4. /16 . Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 17,0. Тираж 200 ýêç. Заказ ¹ ООО «Проспект» ISBN 978-5-392-14688-8 © Þ. Â. Èâëåâ, 2010 © ООО «Ïðîñïåêò», 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ...................................................... 3 Глава I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 § 1. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления .......7 § 2. Формальная логика как наука .........................................8 § 3. Из истории логики ..................................................11 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 Глава II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА .................................15 § 1. Специфика языка права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 § 2. Язык как знаковая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 § 3. Имена .............................................................18 § 4. Семантические категории выражений языка ...........................24 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Глава III. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА ..........................27 А. СУЖДЕНИЕ ...................................................... 27 § 1. Простые суждения ..................................................27 § 2. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 § 3. Виды отношений между суждениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38 § 4. Отрицание суждений ................................................41 В. ЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 § 1. Логическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 § 2. Прагматическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50 С. НОРМА .......................................................... 53 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 Глава IV. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................55 А. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 § 1. Выводы логики высказываний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55 § 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях между высказываниями, так и на внутренней структуре простых высказываний . .80 В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ .............................. 92 § 1. Обратная дедукция ..................................................94 § 2. Обобщающая индукция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97 § 3. Методы установления причинных связей между явлениями . . . . . . . . . . . .103 § 4. Умозаключения по аналогии ........................................109 § 5. Индукция и дедукция как методы познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114 Глава V. ПОНЯТИЕ ..............................................115 § 1. Понятие как вид мысли. Логическая форма понятия ...................115 § 2. Признаки предметов и их виды ......................................117 § 3. Содержание и объем понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118 § 4. Виды понятий .....................................................122 § 5. Отношения между понятиями .......................................124 § 6. Обобщение и ограничение понятий ..................................128 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Стр.271
272 СОДЕРЖАНИЕ Глава VI. ПРИЕМЫ РАЗъЯСНЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ ...............133 § 1. Определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 § 2. Приемы, сходные с определением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152 Глава VII. ДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ........................153 § 1. Деление и его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153 § 2. Правила деления. Ошибки, возможные при делении ...................155 § 3. Классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 Глава VIII. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ ................................169 § 1. Проблема .........................................................169 § 2. Гипотеза и судебно-следственная версия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173 § 3. Теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Глава IX. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЛОГИКИ В ПРАВОВОМ ПОЗНАНИИ ..............................188 § 1. Понятие методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188 § 2. Основные методологические принципы диалектической логики . . . . . . . .190 § 3. Основные методологические принципы формальной логики . . . . . . . . . . .192 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198 Глава X. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ ...........................199 §§ 1. Понятие, виды и основные способы аргументации и критики . . . . . . . . . .199 А. 2. Логические правила аргументации. Основные ошибки и уловки . . . . . . . .207 В. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки и уловки ..........208 С. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки и уловки . . . . .218 Правила и ошибки по отношению к форме аргументации и критики . . . . .230 § 3. Методологические основы аргументации и критики . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................251 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ ................ 252 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (72 аудиторных часа) ..............................................256 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (54 аудиторных часа) ..............................................257 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ......257 Перечень основной и дополнительной литературы ......................261 Примерные вопросы для подготовки к экзамену ........................262 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Стр.272

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.