В книге рассмотрены все основные темы курса: предмет логики, суждение, умозаключение и понятие, приемы разъяснения выражений, функции логики в правовом познании, логические основы аргументации и др. <...> По этой причине в России традиционно получение юридического образования начинается с изучения логики. <...> После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась. <...> Изучение логики ― наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры. <...> Знание логики помогает правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: договоров, протоколов допроса и осмотра места преступления, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т. д. <...> Формальная логика как наука 9 Таким образом, логическая форма мысли (процесса мышления) — это ее структура, выявляемая в результате частичного отвлечения от смыслов и значений нелогических терминов, входящих в словосочетание, выражающее эту мысль (этот процесс мышления). <...> Следовательно, некоторые полиглоты — жители Москвы» представляет собой логический закон. <...> Если всегда обнаруживается такая зависимость истинности высказываний, то связь между ними представляет собой логический закон. <...> Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. <...> К началу текущего столетия символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки. <...> Одним из таких языков является язык логики высказываний, широко используемый при выявлении связей между мыслями по их логическим формам. <...> Примеры единичных имен: Луна; столица России; автор романа «Война и мир». <...> Объем единичного имени — класс, состоящий из одного предмета. <...> Универсальными называются общие имена, объемом которых является весь универсум рассуждения (предметная область, о которой ведется <...>
Логика_для_юристов._5-е_издание.pdf
УДК 16(075.8)
ББК 87.4ÿ73
È25
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Ивлев Þ. Â.
Логика для þðèñòîâ: ó÷åáíèê. — 5-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. —
È25
Москва : Ïðîñïåêò, 2015. — 272 ñ.
ISBN 978-5-392-14688-8
Цель учебника — заложить основу логической культуры мышления юриста,
научить применять правила и законы логики в профессиональной деятельности.
В книге рассмотрены все основные темы курса: предмет логики, суждение,
умозаключение и понятие, приемы разъяснения выражений, функции логики в
правовом познании, логические основы аргументации и др. Теоретические положения
иллюстрируются примерами из юридической практики.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов.
УДК 16(075.8)
ББК 87.4ÿ73
Учебное издание
Ивлев Юрий Васильевич
ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ
Учебник
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; òåë.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
¹ 77.99.60.953.Ä.004173.04.09 от 17.04.2009 ã.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60ƀ90 1
111020, ã. Ìîñêâà, óë. Áîðîâàÿ, ä. 7, ñòð. 4.
/16
.
Печать öèôðîâàÿ. Ïå÷. ë. 17,0. Тираж 200 ýêç. Заказ ¹
ООО «Проспект»
ISBN 978-5-392-14688-8
© Þ. Â. Èâëåâ, 2010
© ООО «Ïðîñïåêò», 2010
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...................................................... 3
Глава I. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§ 1. Особенности отражения мира посредством абстрактного мышления .......7
§ 2. Формальная логика как наука .........................................8
§ 3. Из истории логики ..................................................11
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Глава II. ЛОГИКА И ЯЗЫК ПРАВА .................................15
§ 1. Специфика языка права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
§ 2. Язык как знаковая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
§ 3. Имена .............................................................18
§ 4. Семантические категории выражений языка ...........................24
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Глава III. СУЖДЕНИЕ, ВОПРОС, НОРМА ..........................27
А. СУЖДЕНИЕ ...................................................... 27
§ 1. Простые суждения ..................................................27
§ 2. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
§ 3. Виды отношений между суждениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
§ 4. Отрицание суждений ................................................41
В. ЛОГИЧЕСКАЯ И ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
§ 1. Логическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
§ 2. Прагматическая характеристика вопросов и ответов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
С. НОРМА .......................................................... 53
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Глава IV. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................55
А. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 1. Выводы логики высказываний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
§ 2. Умозаключения, в которых выводы основываются как на связях между
высказываниями, так и на внутренней структуре простых высказываний . .80
В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ .............................. 92
§ 1. Обратная дедукция ..................................................94
§ 2. Обобщающая индукция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
§ 3. Методы установления причинных связей между явлениями . . . . . . . . . . . .103
§ 4. Умозаключения по аналогии ........................................109
§ 5. Индукция и дедукция как методы познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
Глава V. ПОНЯТИЕ ..............................................115
§ 1. Понятие как вид мысли. Логическая форма понятия ...................115
§ 2. Признаки предметов и их виды ......................................117
§ 3. Содержание и объем понятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
§ 4. Виды понятий .....................................................122
§ 5. Отношения между понятиями .......................................124
§ 6. Обобщение и ограничение понятий ..................................128
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Стр.271
272
СОДЕРЖАНИЕ
Глава VI. ПРИЕМЫ РАЗъЯСНЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ ...............133
§ 1. Определение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133
§ 2. Приемы, сходные с определением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Глава VII. ДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ........................153
§ 1. Деление и его виды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
§ 2. Правила деления. Ошибки, возможные при делении ...................155
§ 3. Классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Глава VIII. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ ................................169
§ 1. Проблема .........................................................169
§ 2. Гипотеза и судебно-следственная версия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
§ 3. Теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .181
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Глава IX. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЛОГИКИ
В ПРАВОВОМ ПОЗНАНИИ ..............................188
§ 1. Понятие методологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188
§ 2. Основные методологические принципы диалектической логики . . . . . . . .190
§ 3. Основные методологические принципы формальной логики . . . . . . . . . . .192
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Глава X. ЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
АРГУМЕНТАЦИИ И КРИТИКИ ...........................199
§§ 1. Понятие, виды и основные способы аргументации и критики . . . . . . . . . .199
А. 2. Логические правила аргументации. Основные ошибки и уловки . . . . . . . .207
В. Правила по отношению к тезису. Возможные ошибки и уловки ..........208
С. Правила по отношению к аргументам. Возможные ошибки и уловки . . . . .218
Правила и ошибки по отношению к форме аргументации и критики . . . . .230
§ 3. Методологические основы аргументации и критики . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .250
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................251
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛОГИКЕ ................ 252
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(72 аудиторных часа) ..............................................256
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(54 аудиторных часа) ..............................................257
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ......257
Перечень основной и дополнительной литературы ......................261
Примерные вопросы для подготовки к экзамену ........................262
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Стр.272