Исторические траектории социологии Нередко студенты задают вопрос: зачем нам изучать исто рию социологии, знать то, что навсегда ушло в прошлое и в те кущей деятельности вряд ли пригодится? <...> Начальный этап развития социологической мысли Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (1910) както сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». <...> Исторические траектории социологии 5 тирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повседневных запросов рядовых, сред него достатка афинян. <...> Исторические траектории социологии 7 Естественное состояние — война всех против всех или социальная борьба за выживание. <...> Становление и развитие социологии как науки Этот этап отличается от предшествующего тем, что европей ское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь ка питалистического развития. <...> Исторические траектории социологии 9 призывал страждущее племя социальных ученых, оказались ка бинетной выдумкой. <...> Так мировая социология появилась на свет во вто рой раз. <...> Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. <...> Его учения о разделении общественно го труда, механической и органической солидарности, природе со циального факта, коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой социологии. <...> Он разработал все ба зисные теории, которые сегодня составляют фундамент социоло гии: учения о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании, осно вы социологии религии, экономической социологии и социологии труда, социологии города, теории бюрократии, концепцию социаль ной стратификации и статусных групп, основы политологии и ин ститута власти, учения о социальной истории общества и рацио нализации, об эволюции капитализма и института собственности. <...> Теннис выдвинул <...>
История_социологии.pdf
УДК 316(091)(075.8)
ББК 60.5я73
К78
К78 История социологии: учеб. –М.: Проспект, 2008.–408 с.
Кравченко А. И.
ISBN 9785392000203
В учебнике рассмотрены основные этапы становления и развития
социологии как науки, представлены школы социологии, ее отрасли
и направления, определены парадигмы и перспективы. Особое внимание
уделено анализу классических теорий и учений мировой социологии:
Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, О. Конта, Ф. Тенниса, М. Вебера,
П. Сорокина и др.
Учебник соответствует государственным образовательным стандартам
высшего профессионального образования Российской Федерации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведе
ний.
УДК 316(091)(075.8)
ББК 60.5я73
Учебное издание
Кравченко Альберт Иванович
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
Учебник
Санитарноэпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.013883.11.07 от 28.11.2007 г.
Печать офсетная. Печ. л. 25,5. Тираж 2000 экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 01.02.08. Формат60 90× 1/16.
в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького.
197110, СанктПетербург, Чкаловский пр., 15.
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
Отпечатано с диапозитивов
ISBN 9785392000203
© А. И. Кравченко, 2008
© ООО «Издательство Проспект», 2008
Стр.2
Содержание 403
ГЛАВА 6. Теория социального действия Парсонса ........................................................ 217
ГЛАВА 7. Теория социального пространства П. Бурдье ............................................ 243
РАЗДЕЛ III
Содержание
РАЗДЕЛ I
ГЛАВА 1. Исторические траектории социологии ................................................................. 3
Начальный этап развития социологической мысли...................................................... 3
Становление и развитие социологии как науки ................................................................ 7
ГЛАВА 2. Основные школы социологии...................................................................................... 17
Французская социологическая школа .................................................................................... 18
Марксистская школа социологии ................................................................................................ 24
Немецкая школа социологии ........................................................................................................... 27
Чикагская социологическая школа ............................................................................................ 32
Франкфуртская школа социологии ........................................................................................... 36
ГЛАВА 3. Основные парадигмы и перспективы .................................................................. 40
Сциентистская и гуманистическая перспективы ......................................................... 41
Развитие сциентистской перспективы ................................................................................... 45
Варианты гуманистической перспективы ........................................................................... 50
Понимающая социология .................................................................................................................... 51
Символический интеракционизм................................................................................................. 54
Феноменологическая социология ................................................................................................ 58
Драматургическая социология....................................................................................................... 59
Этнометодология ......................................................................................................................................... 60
РАЗДЕЛ II
ГЛАВА 1. Социологическая классика ............................................................................................ 63
Античная Греция ........................................................................................................................................ 63
Социальнофилософское учение Платона .......................................................................... 64
Социополитическое учение Аристотеля ............................................................................... 75
Новое время...................................................................................................................................................... 85
Учение о государстве и обществе Н. Макиавелли ....................................................... 85
Теория общественного договора Т. Гоббса ........................................................................... 91
Географическая школа.......................................................................................................................... 99
Классический этап .................................................................................................................................. 102
Трехстадийная концепция О. Конта ...................................................................................... 103
ГЛАВА 2. Общность и общество в учении Ф. Тенниса................................................ 111
ГЛАВА 3. Органическая и механическая солидарность Э. Дюркгейма ...... 139
ГЛАВА 4. Концепция социального действия М. Вебера ............................................ 166
ГЛАВА 5. Учение П. Сорокина ............................................................................................................ 184
Социальное пространство ................................................................................................................ 191
Теория стратификации П. Сорокина ..................................................................................... 195
Социология революции П. Сорокина ..................................................................................... 200
ГЛАВА 1. История эмпирической социологии ................................................................... 262
Дореволюционный этап...................................................................................................................... 262
Эмпирические исследования в 1920—1930е гг. ......................................................... 274
Послевоенный период .......................................................................................................................... 290
ГЛАВА 2. Основные отрасли и направления ........................................................................ 318
Социология классов в России ....................................................................................................... 318
Социология образования ................................................................................................................... 333
Дореволюционный период ............................................................................................................... 370
Исследования 1920—1930х гг. ................................................................................................... 373
Современные исследования ........................................................................................................... 376
Изучение молодежных субкультур........................................................................................ 384
Список литературы ....................................................................................................................................... 393
Стр.203