МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Ф.Н. Поносов СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК Учебное пособие Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2016 1 УДК 101: 62 (075.8) ББК 87 : 3Я73 П 56 Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования России от 17. <...> Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г. Рецензенты: Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова; С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА Поносов, Ф. <...> НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА. <...> СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………. <...> Этика науки как глобальная проблема XXI века………………………. <...> КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………. <...> ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ: СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ………………………………………. <...> Системно-интеграционные тенденции в современных научно-технических дисциплинах………………………………………156 ТЕМА 8. <...> ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН <...>
Современные_социально-философские_проблемы_техники_и_технических_наук.pdf
УДК 101: 62 (075.8)
ББК 87 : 3Я73
П 56
Учебное издание разработано в соответствии с требованиями программы
экзаменов кандидатского минимума «История и философия науки» («Философия
науки)», одобренной Президиумом Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования России и утверждённой приказом Минобразования
России от 17. 02. 2004 г. № 697.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № 7 от 23.12.2016 г.
Рецензенты:
Г.М. Тихонов – доктор философских наук, профессор
ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова;
С.Н. Уваров – кандидат исторических наук, доцент
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Поносов, Ф.Н.
П 56 Современные социально-философские проблемы техники и технических
наук : учебное пособие / Ф.Н. Поносов.– Ижевск : ФГБОУ ВО
Ижевская ГСХА, 2016. – 325 с.
Учебное издание предназначено аспирантам и соискателям ученой степени
кандидата наук для подготовки к экзамену кандидатского минимума по
дисциплине «История и философия науки», студентам, обучающимся по программам
подготовки магистра и бакалавра, научным работникам и всем заинтересованным
читателям.
УДК 101: 62 (075.8)
ББК 87 : 3Я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016
© Поносов Ф.Н., 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…6
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ.
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ……..9
1. Основные проблемы философии науки………………………………10
2. Понятие техники. Предмет философии техники………………….....11
3. Специфика технического знания……………………………………...17
4. Структура философии техники как науки………………………....…19
ТЕМА 2. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ПРОБЛЕМА
УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ И
ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ………………………………………………….…24
1. Научно-технический прогресс (НТП) и научно-техническая политика
общества………………………………………………………………..24
2. Основные цели и принципы государственной научно-технической
политики……………………………………………………….………27
3. Социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций.
Сопротивление нововведениям……………….……………35
4. Инновации и государственная поддержка науки в современной
России…………………………………………………………………..46
ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ,
ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИКИ КАК
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ТЕХНИКИ……...52
1. Оценка техники………………………………………………………….....52
2. Современный этап развития инженерной деятельности
и проектирования, необходимость социальной оценки техники………54
3. Проблема управления прогрессом науки и техники, комплексной оценки
последствий развития техники……………………………………………56
4. Моральная оценка техники………………………………………………..60
ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМНЫХ И КИБЕРНЕТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ТЕХНИКЕ. СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
И СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ
СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКОГО И СОЦИОТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………...69
1. Развитие системных и кибернетических представлений в технике….…69
2. Системные инженерные исследования…………………………………...72
3. Системное проектирование…………………………………………..……75
4. Системотехническое проектирование……………………………….……76
5. Социотехническое проектирование. Техническое изделие в социальном
контексте……………………………………………………………………78
ТЕМА 5. ЭТИКА УЧЁНОГО И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРОЕКТИРОВЩИКА: ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, МОРАЛЬНЫЕ И
ЮРИДИЧЕСКИЕ ИХ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ. ПРОБЛЕМЫ
ГУМАНИЗАЦИИ И ЭКОЛОГИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ……….82
1. Этика науки как глобальная проблема XXI века………………………...82
2. Проблема ответственности учёного………………………………………87
3. Принципы профессиональной ответственности учёных………………..91
4. Социальная ответственность учёных………………………………….….96
3
Стр.3
5. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники………104
ТЕМА 6. КРИТЕРИИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ:
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ И СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД……………………………………..…115
1. Научно-технический прогресс и экономический рост в обществе.
Сущность научно-технического прогресса……………………………..115
2. Научно-технический прогресс и развитие общества……………...……121
3. Научно-техническая революция: сущность и закономерности………..126
4. Научно-технический прогресс и сценарный подход…………………...130
5. Кризис цивилизации. Концепции пределов роста и устойчивого
развития…………………………………………………………………...135
ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ:
СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ……………………………………….…149
1. Техническая теория и её особенности……………………………..……149
2. Философия и научная теория. Теория и эксперимент…………………152
3. Системно-интеграционные тенденции в современных
научно-технических дисциплинах………………………………………156
ТЕМА 8. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ:
ПОНЯТИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И СЕМЕЙСТВА
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ,
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ И ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….….…164
1. Понятие научно-технической дисциплины…………………………..…164
2. Особенности неклассических научно-технических дисциплин……….169
3. Различия современной и классической научно-технических
дисциплин…………………………………………………………………176
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ТЕХНИКА, ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. НАУЧНАЯ
ТЕХНИКА И ТЕХНИКА НАУКИ. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА……...180
1. Природа и техника……………………………………………………..…180
2. Естественное и искусственное во взаимоотношениях человека
и природы………………………………………….……………………...186
3. Специфика сельскохозяйственного производства и используемой
в нем техники……………………………………………………………188
4. Технологические особенности производства и переработки
сельскохозяйственной продукции………………………………………196
.ТЕМА 10. СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ИХ ОТНОШЕНИЕ
К ЕСТЕСТВЕННЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ И МАТЕМАТИКЕ.
ПЕРВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ КАК ПРИКЛАДНОЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК.
СПЕЦИФИКА ЕСТЕСТВЕННЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК………………201
1. Технические науки и прикладное естествознание……………….…….201
2. Взаимодействие технических и общественных наук………………..…207
3. Отношение технических наук к естественным наукам и математике...210
4. Основные типы технических наук………………………………………214
4
Стр.4
ТЕМА 11. СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ НАУКАХ. ОСОБЕННОСТИ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО СИНТЕЗА ЗНАНИЙ В
ТЕХНОЗНАНИИ…………………………………………………………………216
1. Структура теоретического познания………………………….…………216
2. Структура эмпирического познания…………………………………….219
3. Специфика соотношения теоретического и эмпирического
в технических науках, особенности теоретико-методологического
синтеза знаний в технических науках………………………………...…220
ТЕМА 12. ТЕХНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: СПЕЦИФИКА СТРОЕНИЯ,
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЗНАНИЯ…….233
1. Понятие технической теории……………………………………………233
2. Структура технической теории и специфика технического знания.
Формирование технической теории…………………………………..…235
3. Техническая теория и информационные технологии…………….…….236
4. Общенаучная теория и её специфика……………………………………248
ТЕМА 13. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУКИ И
ТЕХНИКИ. ПРИНЦИПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО
РАССМОТРЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ………………….……258
1. Концепции взаимоотношения науки и техники…………………..……258
2. Наука как форма общественного сознания. История и методология
науки………………………………………………………………………263
3. Классификация наук…………………………………………………...…268
4. Современные общенаучные и философские проблемы взаимоотношения
науки и техники………………………………………………………......275
ТЕМА 14. ОБРАЗЫ ТЕХНИКИ В КУЛЬТУРЕ: ТРАДИЦИОННАЯ
И ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРЫ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ
И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ: АПОЛОГИЯ И КУЛЬТУРКРИТИКА
ТЕХНИКИ………………………………………………………………………..287
1. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры…..288
2. Философское осмысление техники в эпоху Ренессанса и Нового
времени, выработка новой "философии" техники………………….…299
3. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и
культуркритика техники …………………………………………..…305
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..…311
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………….……………313
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………..…319
5
Стр.5