Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник ВГИК

Вестник ВГИК №2(8) 2011 (100,00 руб.)

0   0
Страниц143
ID629208
АннотацияНаучный информационно-аналитический журнал «Вестник ВГИК» является ведущим научным периодическим изданием Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. Решением Президиума Высшей Аттестационной комиссии Минобрнауки России «Вестник ВГИК» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, отвечающие требованиям ВАК по научным направлениям: «Искусствоведение», «Философские науки», «Экономические науки». В журнале печатаются работы научных и педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов. В «Вестнике ВГИК» также публикуется информация о научной жизни факультетов ВГИК, о конференциях и дискуссиях, проходящих в институте, о книгах, учебниках и учебных пособиях, авторами которых выступают сотрудники ВГИК. Журнал рассчитан на научных работников, преподавателей высшей и средней школы, аспирантов, студентов, а также для широкого круга читателей, интересующихся достижениями российской науки в области экранных искусств.
Вестник ВГИК .— 2011 .— №2(8) .— 143 с. — URL: https://rucont.ru/efd/629208 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

4 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА К семиотике зеркала и зеркальности Л.Б. Клюева кандидат искусствоведения, доцент Разные объекты обладают разной способностью генерировать значения. <...> Данная статья освещает некоторые подходы к проблеме зеркала и зеркальности, существующие в современной науке. семиотика, знак, значение, означаемое, означающее, семиосис, медиум, сигнал, образ З еркало – понятие темное и непрозрачное, быть может, самое темное и самое непрозрачное из всех известных культуре. <...> Нет ничего удивительного, что мало кто из мыслителей и художников не обращался к зеркалу как объекту, знаку, метафоре, принципу, раскрывая отдельные аспекты бесконечно многообразных свойств зеркальности. <...> Как выясняется, у Лакана были прямые предшественники, чьи исследования в области психологии также были связаны 6 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ УДК 778.5.01 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО с феноменом зеркального отражения. <...> В психике ребенка, по мнению ученого, в этот момент инициируются процессы связывания между собой разрозненных, фрагментарных ча№ 8 | MAЙ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК 7 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА стей собственного тела и обозначается восторженная реакция на эти ощущения. <...> 8 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО Образ производится изнутри, но воспринимается в результате «захвата» и «присвоения» как нечто внешнее, отчужденное. <...> В восьмидесятые годы прошлого столетия к феномену зер1 Умберто Эко. <...> 217 3 Катоптрика – греч. katoptrike , от kata – внутри и optomai– смотрю. <...> Какова же аргументация Умберто Эко в отказе зеркалу статуса знака? <...> В случае с зеркалом – референт обязателен, так как зеркальный образ существует только в его присутствии, он им всецело обусловлен и не может возникнуть при его отсутствии. <...> Зеркальный образ не может быть использован для лжи, поскольку он является точной копией объекта. <...> Зеркальный образ <...>
Вестник_ВГИК_№2(8)_2011.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Вестник_ВГИК_№2(8)_2011.pdf
Праздник кино ино в первый летний месяц в Москве – настоящий триумф экранного искусства в обновленной К стилистике. По традиции, это время проведения Московского международного кинофестиваля. Афиши столичных кинотеатров заполняются названиями кинолент, отечественных и зарубежных, которых публика еще не видела, но кое-что уже слышала. Насыщенную программу предложил и 33-й Московский международный кинофестиваль, где, кроме просмотров, прошли дискуссии об инновационных процессах в современном кинематографе. Если для публики, даже просвещенной, ММКФ во многом интрига, то для исследователей кино – работа, позволяющая выявить тенденции воображаемого и чувственно-эмоционального мира, свойственные мировому кинематографу. В этом году ММКФ отмечен размахом, а его изюминка – «оппозиция крайностей». Так, если кинофорум открывает мировая премьера голливудского блокбастера «Трансформеры-3» с участием звездного состава, то «противовесом» выступает фильм «Светлая сторона луны» о Солженицыне в программе «Русский след». К противопоставлениям относятся картина 90-летнего японского режиссера Каэто Синдо «Открытка» и полулюбительская кинолента «Космические Колумбы» 14-летнего режиссера, символ кинематографа завтрашнего. На Кинофестиваль-2011 представлено почти 400 фильмов, где в основном конкурсе за «Золотой Георгий» борются 17 кинолент. Российских из них две – фильм С. Лобана «Шапито-шоу» и Н. Хомерики «Сердца бумеранг», но зарубежных предостаточно. Это – итальянский фильм «Легкая жизнь» (режиссер Л. Пеллегрини); грузинский – «Мне без тебя не жить» (Л. Тутберидзе); венгерский – «Возвращение» (Ю. Элек); болгарский – «Кеды» (И. Владимиров, В. Йорданов); польские – «Иоанна» (Ф. Фальк), «Именем дьявола» (Б. Сасс); мексиканский – «Другая семья» (Г. Лоса); сербский – «Монтевидео - божественное видение» (Д. Белогрлич); французские – «Перевод с американского» (П. Арнольд, Ж.-М. Барр), «Эскалация» (Ш. Сильвера). Есть и фильм из Гонконга «Месть. История любви» (Вон Чин По), австрийско-германская лента «Табу. Душе не место на земле» (К. Штарк) и испанская – «Волны» (А. Мораис). Кинодебютом стал фильм «Уход» чешского экспрезидента и драматурга В. Гавела, отчасти автобиографический. Картина Л. фон Триера «Меланхолия», номинант Каннского кинофестиваля этого года, отнесена к внеконкурсной программе, где заявлено 20 кинолент. В конкурсе «Перспективы» – 10 фильмов, загадочных и провокационных по сюжету. В программе неигрового кино «Свободная мысль» – 14 картин. Еще 7 кинолент представлено в конкурсе документального кино, который восстановлен по многочисленным просьбам киноведов в этом году в рамках ММКФ. Новацией конкурса стала картина «Счастливые люди. Год в тайге», режиссеров Д. Васюкова и В. Херцога, приехавшего, как и В. Гавел, представлять фильм в Москве. 4 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8
Стр.1
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА К семиотике зеркала и зеркальности к Л.Б. Клюева андидат искусствоведения, доцент Разные объекты обладают разной способностью генерировать значения. Зеркало в этом плане – явление уникальное. Данная статья освещает некоторые подходы к проблеме зеркала и зеркальности, существующие в современной науке. семиотика, знак, значение, означаемое, означающее, семиосис, медиум, сигнал, образ З еркало – понятие темное и непрозрачное, быть может, самое темное и самое непрозрачное из всех известных культуре. Смысловая тайна зеркала будоражит сознание человека на протяжении веков. Нет ничего удивительного, что мало кто из мыслителей и художников не обращался к зеркалу как объекту, знаку, метафоре, принципу, раскрывая отдельные аспекты бесконечно многообразных свойств зеркальности. Семиотическая емкость понятия делает зеркало исключительно привлекательным и для современной науки, которая, будучи не прочь совлечь с объекта своего исследования мантию таинственности, тем не менее, скорее, порождает новые вопросы, нежели закрывает старые. Так, современная психология связывает важнейшие процессы становления человеческого сознания с зеркальным отображением, о чем свидетельствует необыкновенный резонанс, возникший вокруг исследования Жака Лакана «Стадия зеркала». Следует сказать, что концепция Лакана далеко не сразу произвела впечатление на научную элиту. Доклад, представленный Лаканом в 1936 году на 14-м Международном Психологическом конгрессе, фактически не был дослушан до конца, и Лакан не отдал текст выступления в сборник материалов Конгресса. Спустя 13 лет ученый делает новую попытку представить свое исследование, теперь уже на 16-м Конгрессе в Цюрихе, и только после этого публикует доклад под названием «Стадия зеркала как формообразующая функцию Я, которая открывается нам в психоаналитическом опыте». Как выясняется, у Лакана были прямые предшественники, чьи исследования в области психологии также были связаны 6 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ УДК 778.5.01
Стр.2
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО с феноменом зеркального отражения. В 1931 году в «Психологическом журнале» была опубликована статья психолога Валлона «Как развивается у ребенка понятие о собственном теле», написанная по результатам опытов с зеркалом. В ней Валлон исследует, какую роль играет зеркало в процессе осознания ребенком собственного тела и последующих представлений о реальности. Именно Валлоном был выявлен тот факт, что ребенок в возрасте от шести месяцев начинает эмоционально реагировать на свой образ в зеркале, понимая, что этот образ его собственный, и в конечном итоге начинает осознавать, что это только образ. Опыты с зеркалом Валлон интерпретирует как решающий момент в установлении контакта с миром, своеобразную инициацию на пути взросления ребенка. И хотя Жак Лакан не упоминает имени Валлона в своих исследованиях, их подходы, основанные на отражательной природе зеркала, – очевидно совпадают. В любом случае Лакан уверенно выстраивает собственную теоретическую гипотезу. Именно «стадия зеркала» сделается основополагающей концепцией всей его теории, приоритетным фокусом его творческой мысли и впоследствии окажет существенное влияние не только на область психологии, но и на другие науки гуманитарного цикла. Отражательная природа зеркала «подскажет» ученому, а затем даст возможность отследить и теоретически описать важнейший для человека процесс формирования «эго», или процесс становления из ребенка взрослого человека. Весь до-зеркальный опыт младенца Лакан характеризует как «раздробленный образ тела», когда переживание себя реализуется в частях и фрагментах, которые обнаруживаются ребенком в силу «инаковости» на поверхности организма. Первые визуально-слуховые контакты с реальностью Лакан определяет как «литеры» или локализованные означающие (очаги инаковостей) на теле младенца. На до-зеркальной стадии ребенок не ощущает целостности. Имеет место лишь общая идентификация младенца с образом человеческой формы. Лакан характеризует эти процессы как «захват образом», подчеркивая их эмоциональную окрашенность. Этот «захват» рассматривается ученым в категориях Gestalt, где особое место отводится «гештальту» человеческого лица. Узнавание ребенком себя в зеркале и восторженная реакция, манифестируемая в жестах и мимике, – определяется Лаканом как важнейшая фаза мыслительного акта. В психике ребенка, по мнению ученого, в этот момент инициируются процессы связывания между собой разрозненных, фрагментарных ча№ 8 | MAЙ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК 7
Стр.3