4 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА К семиотике зеркала и зеркальности Л.Б. Клюева кандидат искусствоведения, доцент Разные объекты обладают разной способностью генерировать значения. <...> Данная статья освещает некоторые подходы к проблеме зеркала и зеркальности, существующие в современной науке. семиотика, знак, значение, означаемое, означающее, семиосис, медиум, сигнал, образ З еркало – понятие темное и непрозрачное, быть может, самое темное и самое непрозрачное из всех известных культуре. <...> Нет ничего удивительного, что мало кто из мыслителей и художников не обращался к зеркалу как объекту, знаку, метафоре, принципу, раскрывая отдельные аспекты бесконечно многообразных свойств зеркальности. <...> Как выясняется, у Лакана были прямые предшественники, чьи исследования в области психологии также были связаны 6 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА АННОТАЦИЯ УДК 778.5.01 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО с феноменом зеркального отражения. <...> В психике ребенка, по мнению ученого, в этот момент инициируются процессы связывания между собой разрозненных, фрагментарных ча№ 8 | MAЙ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК 7 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА стей собственного тела и обозначается восторженная реакция на эти ощущения. <...> 8 ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8 ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО Образ производится изнутри, но воспринимается в результате «захвата» и «присвоения» как нечто внешнее, отчужденное. <...> В восьмидесятые годы прошлого столетия к феномену зер1 Умберто Эко. <...> 217 3 Катоптрика – греч. katoptrike , от kata – внутри и optomai– смотрю. <...> Какова же аргументация Умберто Эко в отказе зеркалу статуса знака? <...> В случае с зеркалом – референт обязателен, так как зеркальный образ существует только в его присутствии, он им всецело обусловлен и не может возникнуть при его отсутствии. <...> Зеркальный образ не может быть использован для лжи, поскольку он является точной копией объекта. <...> Зеркальный образ <...>
Вестник_ВГИК_№2(8)_2011.pdf
Праздник
кино
ино в первый летний месяц в Москве – настоящий
триумф экранного искусства в обновленной
К
стилистике. По традиции, это время проведения Московского
международного кинофестиваля. Афиши
столичных кинотеатров заполняются названиями
кинолент, отечественных и зарубежных, которых публика
еще не видела, но кое-что уже слышала. Насыщенную программу предложил
и 33-й Московский международный кинофестиваль, где, кроме просмотров,
прошли дискуссии об инновационных процессах в современном кинематографе.
Если для публики, даже просвещенной, ММКФ во многом интрига, то для исследователей
кино – работа, позволяющая выявить тенденции воображаемого и
чувственно-эмоционального мира, свойственные мировому кинематографу.
В этом году ММКФ отмечен размахом, а его изюминка – «оппозиция крайностей».
Так, если кинофорум открывает мировая премьера голливудского блокбастера
«Трансформеры-3» с участием звездного состава, то «противовесом» выступает
фильм «Светлая сторона луны» о Солженицыне в программе «Русский
след». К противопоставлениям относятся картина 90-летнего японского режиссера
Каэто Синдо «Открытка» и полулюбительская кинолента «Космические
Колумбы» 14-летнего режиссера, символ кинематографа завтрашнего. На Кинофестиваль-2011
представлено почти 400 фильмов, где в основном конкурсе за
«Золотой Георгий» борются 17 кинолент. Российских из них две – фильм С. Лобана
«Шапито-шоу» и Н. Хомерики «Сердца бумеранг», но зарубежных предостаточно.
Это – итальянский фильм «Легкая жизнь» (режиссер Л. Пеллегрини);
грузинский – «Мне без тебя не жить» (Л. Тутберидзе); венгерский – «Возвращение»
(Ю. Элек); болгарский – «Кеды» (И. Владимиров, В. Йорданов); польские –
«Иоанна» (Ф. Фальк), «Именем дьявола» (Б. Сасс); мексиканский – «Другая семья»
(Г. Лоса); сербский – «Монтевидео - божественное видение» (Д. Белогрлич);
французские – «Перевод с американского» (П. Арнольд, Ж.-М. Барр), «Эскалация»
(Ш. Сильвера). Есть и фильм из Гонконга «Месть. История любви» (Вон Чин По),
австрийско-германская лента «Табу. Душе не место на земле» (К. Штарк) и испанская
– «Волны» (А. Мораис). Кинодебютом стал фильм «Уход» чешского экспрезидента
и драматурга В. Гавела, отчасти автобиографический.
Картина Л. фон Триера «Меланхолия», номинант Каннского кинофестиваля
этого года, отнесена к внеконкурсной программе, где заявлено 20 кинолент. В конкурсе
«Перспективы» – 10 фильмов, загадочных и провокационных по сюжету.
В программе неигрового кино «Свободная мысль» – 14 картин. Еще 7 кинолент
представлено в конкурсе документального кино, который восстановлен по многочисленным
просьбам киноведов в этом году в рамках ММКФ. Новацией конкурса
стала картина «Счастливые люди. Год в тайге», режиссеров Д. Васюкова и
В. Херцога, приехавшего, как и В. Гавел, представлять фильм в Москве.
4
ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8
Стр.1
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО | ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
К семиотике зеркала и
зеркальности
к Л.Б. Клюева
андидат искусствоведения, доцент
Разные объекты обладают разной способностью генерировать
значения. Зеркало в этом плане – явление уникальное. Данная
статья освещает некоторые подходы к проблеме зеркала и
зеркальности, существующие в современной науке.
семиотика, знак,
значение, означаемое,
означающее,
семиосис,
медиум, сигнал,
образ
З
еркало – понятие темное и непрозрачное, быть может, самое
темное и самое непрозрачное из всех известных культуре.
Смысловая тайна зеркала будоражит сознание человека на
протяжении веков. Нет ничего удивительного, что мало кто из
мыслителей и художников не обращался к зеркалу как объекту,
знаку, метафоре, принципу, раскрывая отдельные аспекты бесконечно
многообразных свойств зеркальности. Семиотическая
емкость понятия делает зеркало исключительно привлекательным
и для современной науки, которая, будучи не прочь совлечь
с объекта своего исследования мантию таинственности,
тем не менее, скорее, порождает новые вопросы, нежели закрывает
старые.
Так, современная психология связывает важнейшие процессы
становления человеческого сознания с зеркальным отображением,
о чем свидетельствует необыкновенный резонанс,
возникший вокруг исследования Жака Лакана «Стадия зеркала».
Следует
сказать, что концепция Лакана далеко не сразу произвела
впечатление на научную элиту. Доклад, представленный
Лаканом в 1936 году на 14-м Международном Психологическом
конгрессе, фактически не был дослушан до конца, и Лакан не
отдал текст выступления в сборник материалов Конгресса.
Спустя 13 лет ученый делает новую попытку представить свое
исследование, теперь уже на 16-м Конгрессе в Цюрихе, и только
после этого публикует доклад под названием «Стадия зеркала
как формообразующая функцию Я, которая открывается нам в
психоаналитическом опыте».
Как выясняется, у Лакана были прямые предшественники,
чьи исследования в области психологии также были связаны
6
ВЕСТНИК ВГИК | MAЙ 2011 | № 8
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
АННОТАЦИЯ УДК 778.5.01
Стр.2
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА | ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КИНО
с феноменом зеркального отражения. В 1931 году в «Психологическом
журнале» была опубликована статья психолога Валлона
«Как развивается у ребенка понятие о собственном теле»,
написанная по результатам опытов с зеркалом. В ней Валлон
исследует, какую роль играет зеркало в процессе осознания
ребенком собственного тела и последующих представлений о
реальности. Именно Валлоном был выявлен тот факт, что ребенок
в возрасте от шести месяцев начинает эмоционально реагировать
на свой образ в зеркале, понимая, что этот образ его
собственный, и в конечном итоге начинает осознавать, что это
только образ.
Опыты с зеркалом Валлон интерпретирует как решающий
момент в установлении контакта с миром, своеобразную инициацию
на пути взросления ребенка. И хотя Жак Лакан не
упоминает имени Валлона в своих исследованиях, их подходы,
основанные на отражательной природе зеркала, – очевидно
совпадают. В любом случае Лакан уверенно выстраивает собственную
теоретическую гипотезу.
Именно «стадия зеркала» сделается основополагающей концепцией
всей его теории, приоритетным фокусом его творческой
мысли и впоследствии окажет существенное влияние не
только на область психологии, но и на другие науки гуманитарного
цикла. Отражательная природа зеркала «подскажет» ученому,
а затем даст возможность отследить и теоретически описать
важнейший для человека процесс формирования «эго»,
или процесс становления из ребенка взрослого человека.
Весь до-зеркальный опыт младенца Лакан характеризует
как «раздробленный образ тела», когда переживание себя
реализуется в частях и фрагментах, которые обнаруживаются
ребенком в силу «инаковости» на поверхности организма. Первые
визуально-слуховые контакты с реальностью Лакан определяет
как «литеры» или локализованные означающие (очаги
инаковостей) на теле младенца. На до-зеркальной стадии ребенок
не ощущает целостности. Имеет место лишь общая идентификация
младенца с образом человеческой формы. Лакан характеризует
эти процессы как «захват образом», подчеркивая
их эмоциональную окрашенность. Этот «захват» рассматривается
ученым в категориях Gestalt, где особое место отводится
«гештальту» человеческого лица.
Узнавание ребенком себя в зеркале и восторженная реакция,
манифестируемая в жестах и мимике, – определяется Лаканом
как важнейшая фаза мыслительного акта. В психике ребенка,
по мнению ученого, в этот момент инициируются процессы
связывания между собой разрозненных, фрагментарных ча№
8 | MAЙ 2011 | ВЕСТНИК ВГИК
7
Стр.3