РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИИ Научнометодический журнал №1 (85) Январь—март МИР Москва 2016 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) СвидетельствоПИ№ФС7762454 от 27 июля 2015 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России Главный редактор Э. В. Сайко Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, Ю. П. Зинченко, В. А. Пономаренко, В. М. Розин, В. В. Рубцов, В. М. ТиктинскийШкловский, С. Д. Максименко (Украина, Киев), Gerhard Witzlack (Герхард Витцлак) (Bundesrepublik Deutschland, Berlin) Michael Cole (Майкл Коул) (USA, San Diego La Jolla), Serena Veggetti (Серена Веджетти) (Italy, Roma), ISSN 20738528 © Московский психологосоциальный университет, 2016 © Мир психологии, 2016 Мир психологии От редколлегии Развитие как реальность социального бытия и проблемы процесса его осуществления Если ж движения все непрерывную цепь образуют Ивозникают одно из другого в известном порядке, Иколь не могут путем отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испокону века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля, Что позволяет идти, куда каждого манит желанье Идопускает менять направленье не в месте известном Ине в положенный срок, а согласно ума побужденью? <...> Важной, в частности, выступает проблема спе цифики развития в выполнении социальной эволюции. <...> Всякое раз витие характеризуется специфическими объектами, структурой (механиз 1 В рамках познания универсальной эволюции оригинальный подход к осмыслению некото рых ее аспектов, конкретно в контексте Культуры, предложил в данном номере журнала А. А. Пелипенко, выделивший два глобальных вектора (ГЭВ) и типа <...>
Мир_психологии_№1_2016.pdf
Мир психологии
Содержание
От редколлегии. Развитие как реальность социального бытия
ипроблемыпроцесса его осуществления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
и структурировании пространства жизни человека
Проблема становлениятеории развитияв психологии
Развитие в выполнении социальной эволюции
Чуприкова Н. И. Дифференционноинтеграционная теория
как методологическая основа консолидации исследований в области
психологии развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Розин В.М. От взглядов на развитие Л. С. Выготского иЖ.Пиаже
к современной концепцииразвития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Сергиенко Е. А. Современная тенденция в психологии развития:
переход кобщиммоделям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Концепции развитияи теоретические подходы
к познанию процесса развития
Балл Г. А., Мединцев В. А. Формализованное описание процессов
как теоретический ресурс изучения развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Марцинковская Т. Д., Изотова Е. И., Турушева Ю. Б. Принцип развития:
теоретическиеиэмпирическиепоходы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Пелипенко А. А. Концепции эволюции и развития в смыслогенетической
теории культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Развитие психики и специфика процесса ее развития
Марков В. Н. Ресурсы развития психической структуры . . . . . . . . . . . . . . 92
АнисимовО.С. Развитие психики: сущностьи«лестница» уровней . . . . . . . 105
Карпов А. В. Системогенез игры как деятельностная основа развития
психики ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Психическое развитие и строение когнитивных структур субъекта
в рамках дифференционноинтеграционного подхода
Нестерова О. В., Ратанова Т. А. Развитие интеллекта на начальных этапах
обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Кибальченко И. А., Андрианова Г. Н. Разработка учебнонаучных заданий
(текстов) по русскому языку в системе развития понятийного
мышленияобучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Волкова Е. В. Уровни организации концептуального опыта как основа
осуществленияиразвития творческой деятельности. . . . . . . . . . . . . 157
Локалова Н. П. Целенаправленная активизация когнитивного развития
иаффективноэмоциональныехарактеристикишкольников . . . . . . . 163
Мосс В. А. Специфика развития и реализации режиссерских способностей
в структуре индивидуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
306
2016,№1 (85)
Стр.306
Процесс развитияв образовательном пространстве
Дмитриев С. В., Неверкович С. Д., Быстрицкая Е. В., Воронин Д. И.
Смысловое проектирование и программирование действий
в контексте развития сознания образовательного субъекта . . . . . . . . . 185
Лебедева О. В. Психологопедагогические условия развития
психологического здоровья студентов в инновационном пространстве
педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
КазаковЮ. Н., Колесов В. И. Развитие личности в пространстве
меняющихсясоциальныхсред . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Катровский А. П., Губа В. П. Тенденции и особенности территориального
развития высшей школы на постсоветском образовательном
пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Структура процесса развитияв онтогенезе
Ашмарин И. И. Антропное уплотнение времени
(о восприятии некоторых процессов развития) . . . . . . . . . . . . . . . . 229
ГусельцеваМ. С., Кончаловская М. М., Хузеева Г. Р. Многофакторность
как принцип изучения развития идентичности подростка
в современноммире . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Селезнева Е. В. Самоотношение и самореализация
в структуре акмеологического развития человека. . . . . . . . . . . . . . . 249
Прогресс в структуре развития
Петров В. М. Развитие технического прогресса и его опасные социальные
ипсихологическиепоследствия (A la recherche dumondeideal perdu) . . . 262
Научные и научнопрактические исследования
Проблемы литературы в современной школе
Психология и литература в диалоге о человеке
Граник Г. Г. Проблема созданияшкольного литературоведения
на психологическом фундаменте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Борисенко Н.А.Причины«любви/ненависти»молодежи к чтению классики 280
Духовность и культура в профессиональной деятельности
Пономаренко В. А. Психологические составляющие духовности
икультуры—фундамент безопасности Человекалетающего . . . . . . . . 288
Исправленные сведенияоб авторах, чьи статьи были напечатаны
в журнале «Мирпсихологии»№2. 2015 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Нашиавторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
307
Стр.307
World of psychology
Table of contents
Editorial Note. Development as a reality of the social being and problems of its
realization process. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Development in the social evolution performance and the human
life space structurization
Problem of the development theory formation in psychology
Chuprikova N. I.Differentiation –integration theory as a methodological basis
for studies consolidation in the sphere of development psychology . . . . . . . . 17
Rozin V.M. From L. S. Vygotsky and Z. Piazhek’s views of the development
to the modern concept of development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Sergienko E. A. Modern trend in the developmental psychology: transition
to the general models . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
The concept of development theoretical approaches to the development
process cognition
Ball G. A., Medintsev V. A. Formalized description of processes as a theoretical
resource for the study of development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Martsinkovskaya T. D., Izotova E. I., Turusheva Y. B. The development principle:
theoretical and empirical approaches . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Pelipenko A. A. The concept of evolution and development in the sensegenetic
theory of culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
The development of the psyche and the specific process of its development
Markov V. N. Mental structure development resources . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Anisimov O. S. Development of the psyche: the levels essence and the stairs . . . . . 105
Karpov A.V. Game system genesis as the activity basis for the development
of the child’s mind . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Mental development and formation of the cognitive structures of the subject
in the framework of differential integration approach
Nesterova O. V., Ratanova T. A. Intelligence development at the initial stages
of learning . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Kibal’chenko I. A., Andrianova G. N. Development of the educational and scientific
tasks (texts) in the Russian language in the system of development
of students’ conceptual thinking . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
Volkova E. V. Levels of organization of conceptual experience as a basis for the
implementation and development of creative activity . . . . . . . . . . . . . . . 157
Lokalova N. P. Targeted activation of the cognitive development and affective—
emotional characteristics of students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Moss V. A. Film director’s ability development and realization specifics in the
individuality’s structure . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
308
2016,№1 (85)
Стр.308
The process of development in the educational space
Dmitriev S. V., Neverkovich S. D., Bystritskaya E. V., Voronin D. I. Semantic
design and actions programming in the context of the development
of consciousness of the education subject. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185
Lebedeva O. V. Psychological and pedagogical conditions of students’
psychological health development in the innovative area of pedagogical college 198
Kazakov Y. N., Kolesov V. I. Personality development in the space of changing
social environments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Katrovsky A. P., Guba V. P. Tendencies and features of the territorial development
of the higher education in the former Soviet educational space . . . . . . . . . . 220
The structure of the development process in the ontogenesis
Ashmarin I. I. Anthropic time compaction (on the perception of some
development processes) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Gusel’tseva M. S., Konchalovskaya M. M., Khuzeeva G. R. Multiplefactors
as a principle of the identity studying of the adolescent’s development
in the modern world . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Selezneva E.V. Selfrelation and selfrealization in the structure of the person’s
acmeological development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
Progress in the development structure
Petrov V. M. Development of technological progress and its dangerous social
and psychological consequences (A la recherche dumondeideal perdu). . . . . 262
Scientific and practical studies
Problems of literature in the modern school
Psychology and literature in the dialogue about a person
Granik G. G. Problem of creating of the school literary criticism
on the psychological foundations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
Borisenko N. A. Reasons of youth’s love/hate to the classics reading . . . . . . . . . 280
Spirituality and culture in professional activities
Ponomarenko V. A. Psychological components of the spirituality and culture—
the foundation of the Flying Man’s security . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Corrected information about the Authors whose articles have been published
in the World of Psychology journal,№2. 2015 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Ourauthors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
309
Стр.309