Новосибирский государственный аграрный университет
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
2018. Т. 8. № 2
ВСЕРОССИЙСКИЙ
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
главный редактор,
С. И. Черных
доктор философских наук,
доцент
заместитель главного редактора,
доктор философских наук, профессор
Н. В. Наливайко
В. И. Панарин
ученый секретарь,
доктор философских наук, доцент
19 36
Редакционная коллегия
Э. А. Афонин
Т. А. Арташкина
К. К. Бегалинова
Р. В. Гурина
А. С. Денисов
А. Ш. Иргашев
Эдгар О. Клозе
доктор социологических наук, профессор, академик Украинской технологической академии,
президент Украинского общества содействия социальным инновациям (Киев, Украина)
доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор, ФГАОУ ВО
«Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, НАО «Казахский национальный исследовательский
технический университет им. К. И. Сатпаева» (Алматы, Казахстан)
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный
университет» (Ульяновск, Российская Федерация)
доктор технических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный
аграрный университет» (Новосибирск, Российская Федерация)
доктор ветеринарных наук, профессор, первый проректор – проректор по учебной работе,
Кыргызский национальный аграрный университет им. К. И. Скрябина (Бишкек, Кыргызстан)
доктор естественных наук, профессор, член Европейской академии естественных наук
(Берлин, Германия)
Стефан Констанчак доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой этики, институт философии,
Зеленогурский университет (Зелена-Гура, Польша)
В. И. Кудашов
Н. А. Корниенко
К. Г. Кязимов
Т. С. Панина
Учредитель:
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Новосибирский
государственный аграрный университет».
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых
коммуникаций ПИ № ФС77–45179 от 18 мая 2011 г.
© НГАУ, 2018
Все права защищены
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии ФГАОУ ВО
«Сибирский федеральный университет» (Красноярск, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, кафедра технологий обучения, педагогики и
психологии Новосибирского государственного аграрного университета (Новосибирск,
Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор ОУП BO «Академия труда и социальных отношений»
(Москва, Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор, руководитель Института дополнительного
профессионального образования (Центр) ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный
технический университет им. Т. Ф. Горбачева» (Кемерово, Российская Федерация)
Решением Президиума ВАК Минобрнауки РФ
№ 13-6518 от 01.12.2015 г. журнал включен в перечень
рецензируемых научных изданий, в которых должны
быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней кандидата
и доктора наук (№ 1089, 2015).
Журнал размещен в Научной электронной библиотеке
и включен в базу данных «Российский индекс научного
цитирования» (РИНЦ).
Журнал включен в международные базы данных периодических
изданий Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO
Publishing и ERIH PLUS.
Стр.1
В. И. Паршиков
Перикл Павлидис
Надежда Пелцова
Н. Н. Савина
Р. К. Серёжникова
О. Н. Смолин
В.В. Собольников
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
В. В. Целищев
А. Н. Чумаков
Н. П. Чупахин
Н.С. Шадрин
А. В. Шинделов
В. Э. Штейнберг
доктор философских наук, профессор, проректор – директор Института дополнительного
профессионального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный аграрный
университет» (Новосибирск, Российская Федерация)
кандидат философских наук, ассистент-профессор, преподаватель Салоникийского
университета им. Аристотеля (Салоники, Греция)
доктор философских наук, профессор, Карлов университет (Прага, Чехия)
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, проректор
по научной работе, НОУ ВПО «Новосибирский гуманитарный институт» (Новосибирск,
Российская Федерация)
доктор педагогических наук, профессор, Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского (Калуга, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАО, заместитель председателя
Комитета по образованию Государственной Думы РФ (Москва, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии,
Новосибирский государственный аграрный университет (Новосибирск, Российская
Федерация)
доктор педагогических наук, профессор, академик АПСН, ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования» РАО (Москва, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный
медицинский университет» Минздрава России (Барнаул, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБУН «Институт философии и права»
СО РАН (Новосибирск, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», ФГБУН «Институт философии» РАН, первый вице-президент РФО
(Москва, Российская Федерация)
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Томский государственный
педагогический университет» (Томск, Российская Федерация)
доктор психологических наук, профессор, Павлодарский государственный педагогический
университет (Павлодар, Казахстан)
кандидат технических наук, доцент, проректор по международным связям ФГБОУ ВО
«Новосибирский государственный аграрный университет» (Новосибирск, Российская
Федерация)
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Башкирский государственный
педагогический университет им. М. Акмуллы» (Уфа, Российская Федерация)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ...........................................................................................................................................................................1749
Раздел I. ФИЛОСОФИЯ
Арташкина Т. А. (Владивосток, Российская Федерация). Специфика управления российским
образованием в современных условиях .................................................................................................................................1750
Кушнаренко С. П. (Новосибирск, Российская Федерация). Проблемы управления философским
образованием в российских вузах с позиции модальной методологии Д. Зильбермана ..............................................1761
Шафиров В. Г., Ломакин О. Е., Тебекин А. В. (Москва, Российская Федерация). Методологические
аспекты развития ДПО в условиях постиндустриальной экономики ................................................................................1767
Барбашина Э. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Необходимость критического мышления
в условиях трансформации образования ................................................................................................................................1777
Перов В. Ю., Михайлова В. М. (Санкт-Петербург, Российская Федерация). Анализ закона об образовании
с позиции ценностного подхода ..............................................................................................................................................1788
Яковлева И. В., Косенко Т. С. (Новосибирск, Российская Федерация). Эволюция и современное
состояние проблемы взаимодействия образования и социокультурных ценностей .....................................................1796
Шадрин Н. С. (Павлодар, Казахстан). Субъект деятельности как уровень субъекта индивидуальной
жизни и некоторые методологические проблемы профессионального воспитания ....................................................1806
Чудинова Ю. В., Бутова О. В., Шипилина Г. В., Рождественская В. В., Гааг А. В.,
Черданцева И. В. (Томск, Российская Федерация). Разработка стратегии развития аграрного
образования в Томской области ..............................................................................................................................................1822
Казанцев Ю. И. (Новосибирск, Российская Федерация). Характерные особенности современного управления
российским образованием ........................................................................................................................................................1829
Закиева Р. Р. (Казань, Российская Федерация). Образовательный менеджмент ............................................................1836
— 1744 —
Стр.2
Раздел II. ПЕДАГОГИКА
Жуковская Л. Н., Костылев С. В., Морозова О. Ф., Ноздренко Е. А. (Красноярск, Российская Федерация).
Научно-исследовательская лаборатория как форма организации научной деятельности в вузе ................................1844
Ваганова Н. О., Силкина Н. В., Лопаткин В. М. (Новосибирск, Российская Федерация). Решение
учебно-производственных задач в формах взаимодействия образовательной организации и производства ..........1853
Ивина Ю. С. (Москва, Российская Федерация). Проблема ресурсообеспеченности создания
и функционирования эффективной внутренней системы оценки качества образования ...........................................1859
Автандилян Е. А. (Москва, Российская Федерация). Формирование современных образовательных
моделей и принципы обучения в творчестве Я. А. Коменского (в контексте создания пространства
доверительной коммуникации) ...............................................................................................................................................1868
Сергиенко И. В., Крымова М. А. (Уфа, Российская Федерация). Практика применения обучающих
тренажеров в образовательном процессе бимодального вуза на базе центра развития компетенций ......................1876
Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. (Новосибирск, Российская Федерация). Обучение в магистратуре
в образовательных стратегиях студентов-бакалавров .........................................................................................................1886
Меньшиков П. В. (Калуга, Российская Федерация). Представления обучаемого о предпочтительных
формах дидактической коммуникации с обучающим ........................................................................................................1896
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ
Арпентьева М. Р., Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. (Калуга, Российская Федерация). Успехи
и проблемы инклюзии как культуры человеческих отношений .......................................................................................1902
Савина Н. Н., Петров О. И. (Новосибирск, Российская Федерация). Агрессия в студенческой среде ......................1912
Кобякова М. В. (Тюмень, Российская Федерация). Развитие технологического мышления обучающихся
военно-инженерного института ...............................................................................................................................................1919
Дворецкая Т. А., Ахмадиева Л. Р. (Москва, Российская Федерация). Динамика направленности учебной
мотивации у студентов разных курсов в течение учебного года ......................................................................................1924
Шемякина И. Е., Рябова Ю. С. (Тюмень, Российская Федерация). Психологически комфортная среда
как средство управления качеством учебного процесса в военном вузе ........................................................................1934
Собольников В. В., Иргит В. В. (Новосибирск, Российская Федерация). Проблема индивидуальной
устойчивости оператора к информационному стрессу в условиях риска .......................................................................1940
Информационное письмо о проведении Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции .......... 1952
Положение о порядке направления, приема, оформления и регистрации рукописей для публикации ........................1954
Журнал основан в 2011 г.
Выходит 4 раза в год
Редактор Е.А. Бутина
Печать и бумага офсетная. Усл.-печ. л. 27,75. Уч.-изд. л. 25,3.
Тираж 1 000 экз. Формат 60 Ч 84 1
Технический редактор О.В. Мамонов
Перевод Л. В. Шмидт
Компьютерная верстка Е. А. Орлова
Адрес редакции: 630039, г. Новосибирск,
ул. Никитина, 149, т. (383) 267–34–10
E-mail: journal-idpo@mail.ru
Заказ № 2090. Подписано в печать 25.06.2018 г.
Издательство СО РАН, 630090,
/8
г. Новосибирск, Морской проспект, 2
Отпечатано в ИЦ НГАУ «Золотой колос»
630039, Новосибирск, ул. Добролюбова, 160, каб. 106,
т. (383) 267–09–10. E-mail: 2134539@mail.ru
Редакция журнала «Профессиональное образование в современном мире» признает требования соблюдения этики
научных публикаций и заявляет об отсутствии злоупотреблений служебным положением.
— 1745 —
. Цена свободная.
Стр.3
Novosibirsk State Agrarian University
PROFESSIONAL EDUCATION
IN THE MODERN WORLD
2018, vol. 8, no. 2
RUSSIAN SCIENTIFIC JOURNAL
S. I. Chernykh
Editor-in-Chief,
Doctor of Philosophic Sciences,
Associate Professor
Deputy of Editor-in-Chief,
Doctor of Philosophic Sciences, Professor
N. V. Nalivayko
V. I. Panarin
Academic Secretary,
19 36
Doctor of Philosophic Sciences,
Associate Professor
Editorial Board
Eduard A. Afonin
Tamara A. Artashkina
Doctor of Sociological Sc., Professor, Academician of the Ukrainian Technological Academy,
President of the Ukrainian Society for the promotion of social innovation (Ukraine)
Doctor of Philosophical Sc., Candidate of Pedagogical Sc., Professor at Far Eastern Federal
University (FEFU) (Vladivostok, Russian Federation)
Kalimash K. Begalinova Doctor of Philosophical Sc., Professor of Kazakh National Research Technical University named
after K. I. Satpayev (Almaty, Kazakhstan)
Rosa V. Gurina
Alexander S. Denisov
Doctor of Pedagogical Sc., Professor at Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russian Federation)
Doctor of Engineering Sc., Professor, Rector of Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk,
Russian Federation)
Аlmazbek Sh. Irgashev Doctor of Veterinary Sc., Professor, Vice-Rector of Kyrgyz National Agrarian University named
after K. I. Skryabin (Bishkek, Kyrgyzstan)
Edgar O. Klose
Stefan Konstanczak
Doctor of Natural Sc., Professor, Member of the European Academy of Natural Science (Berlin,
Germany)
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Head of the Department of Ethics, Institute of Philosophy,
University of Zielona Gora (Zielona Gora, Poland)
Viacheslav I. Kudashov Doctor of Philosophical Sc., the Head of the Department of Philosophy at Siberian Federal University
(Krasnoyarsk, Russian Federation)
Karl G. Kiazimov
Nina А. Kornienko
Periclis Pavlidis
Tatiana S. Panina
Founder:
Federal State State-Funded Institution of Higher Education
“Novosibirsk State Agrarian University”
The journal is registered in the Federal Service for Supervision
in the Sphere of Communications, Information
Technologies and Mass Media (Roskomnadzor).
Certificate PI FS 77-45179 of May 18, 2011.
© NSAU, 2018. All rights reserved
Doctor of Pedagogical Sc., Professor of Academy of Labour and Social Relations (Moscow,
Russian Federation)
doctor of psychological Sciences, the Professor, learning technologies, Department of pedagogy
and psychology of the Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Candidate of Philosophical Sc., Assistant Professor of Aristotle University of Thessaloniki
(Saloniki, Greece)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor, Chief of the Institute of Further Training (Centre) of
T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University (Kemerovo, Russian Federation)
The Journal is included into the list of peer-reviewed scientific
papers that contain the basic scientific results of Candidate
theses and Doctor theses (No. 1089, 2015).
The journal is found in Novosibirsk e-Library; it is included
into the data base of Russian Science Citation Index and has
Russian Science Citation Index (RSCI).
The journal is included in the international databases of
periodicals Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO Publishing
and ERIH PLUS.
— 1746 —
Стр.4
Vladimir I. Parshikov
Nadezda Pelcova
Nadezhda N. Savina
Raisa K. Serezhnikova
Oleg N. Smolin
Valery V. Sobolnikov
Evgenii V. Tkachenko
Iakov S. Turbovskoy
Elena V. Ushakova
Vitalii V. Tselishchev
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Vice-Chancellor, Chief of the Institute of Further Training
in Novosibirsk state Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of Philosophical Sc., Professor of Karlov University (Prague, Czech Republic)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, Vice- Rector
of Scientific work in Novosibirsk Humanitarian Institution, (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor, the Head of the Department of Pedagogy at SholomAleichem
Amur State University (Birobidzhan, Russian Federation)
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Corresponding Member of RAE, Vice-Chairman of Education
Committee of State Duma RF (Moscow, Russian Federation)
Doctor of psychology, Professor of General psychology and history of psychology, Novosibirsk
State Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of Chemical Sc., Professor, Academician of RAE, Chief Research Fellow at the Institute
for Strategy and Education Development of the RAE (Moscow, Russian Federation)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor, Academician of the Academy of Pedagogical and Social
Sciences at the Institute for Strategy and Education Development of the RAE (Moscow, Russian
Federation)
Doctor of Philosophical Sc., Professor of Altai State Medical University (Barnaul, Russian
Federation)
Doctor of Philosophical Sc., Professor, Director of the Institute of Philosophy and Law in Siberian
Branch of Russian Academy of Science (Novosibirsk, Russian Federation)
Alexander N. Chumakov Doctor of Philosophical Sc., Professor, Lomonosov Moscow State University, Financial University
under the Government of the Russian Federation, Institute of Philosophy of Russian Academy
of Sciences, First Vice-President of Russian Philosophical Society (Moscow, Russian Federation)
Nikolay P. Chupakhin
Nikolay S. Shadrin
Andrey V. Shindelov
Valeriy E. Shteynberg
Doctor of Philosophical Sc., Professor at Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian
Federation)
Doctor of psychology, Professor, Pavlodar state pedagogical University (Pavlodar, Kazakhstan)
Candidate of Engineering Sc., Associate Professor, Vice- Rector of International Affairs in Novosibirsk
State Agrarian University (Novosibirsk, Russian Federation)
Doctor of Pedagogical Sc., Professor of Bashkir State Pedagogical University n. a. M. Akmulla
(Ufa, Russian Federation)
CONTENTS
Editor’s intro ................................................................................................................................................................................. 1749
I. PHILOSOPHY
Artashkina T.A. (Vladivostok, the Russian Federation). Special management of Russian education
in the modern times .....................................................................................................................................................................1750
Kushnarenko S.P. (Novosibirsk, the Russian Federation). Management problems philosophical education
in the Russian high schools from position of D. Zilberman’s modal methodology ..............................................................1761
Shafirov V. G., Lomakin O. E., Tebekin A. V. (Moscow, the Russian Federation). Methodological aspects
development of DPO in the conditions of post-industrial economy .......................................................................................1767
Barbashina E. V. (Novosibirsk, the Russian Federation). The necessity of critical thinking during the education
transformation ..............................................................................................................................................................................1777
Perov V.Y., Mikhailova V. M. (St. Petersburg, the Russian Federation). Analysis of the Federal Law
on Education from the perspective of the value-based approach ...........................................................................................1788
Yakovleva I.V., Kosenko T.S. (Novosibirsk, the Russian Federation). Evolution and situation in interaction
of education and sociocultural values ........................................................................................................................................1796
Shadrin N.S. (Pavlodar, the Kazakhstan). Subject of activity as a level of subject of individual life and some
methodological problems of professional education ................................................................................................................1806
Chudinova Ju.V., Butova O.V., Shipilina G.V., Rogdestvenskaya V.V., Gaag A.V., Cherdantseva I.V.
(Tomsk, the Russian Federation). Development of strategy for agricultural education in Tomsk region ..........................1822
Kazantsev Y.I. (Novosibirsk, the Russian Federation). Characteristic features of contemporary management
of Russian education ...................................................................................................................................................................1829
Zakieva R.R. (Kazan, the Russian Federation). Educational management ..............................................................................1836
— 1747 —
Стр.5
II. PEDAGOGICS
Zhukovskaya L.N., Kostylev S.V., Nozdrenko E.A., Morozova O.F. (Krasnoyarsk, the Russian Federation).
Research Laboratory as a form of research organization in higher institution ....................................................................1844
Vaganova N.O., Silkina N.V., Lopatkin V.M. (Novosibirsk, the Russian Federation). Solving of work-study
tasks by means of interaction between institution and enterprise ..........................................................................................1853
Ivina Yu.S. (Moscow, the Russian Federation). The problem of resource provision for the establishment
and functioning of efficient internal system of education quality assessment ......................................................................1859
Avtandilian E.A. (Moscow, the Russian Federation). Formation of modern educational models and education
principles by means of creativity by Ia. A. Komenskii (the context of trust communication space) ..................................1868
Sergienko I.V., Krymova M.A. (Ufa, the Russian Federation). Practice of application of training trainers
in educational process of bimodal high school on the basis of the center for the development of competences .............1876
Mikidenko N.L., Storozheva S. P. (Novosibirsk, the Russian Federation). Teaching on master-course
in educational strategies of undergraduate students ...............................................................................................................1886
Menshikov P.V. (Kaluga, the Russian Federation). Representations of the teacher on the preferred forms
of didactic communication with the training .............................................................................................................................1896
III. PSYCHOLOGY
Arpentieva M.R., Bogomolova E.A., Spizhenkova M.A. (Kaluga, the Russian Federation). Successes
and problems of inclusion as a culture of human relations .....................................................................................................1902
Savina N.N., Petrov O. I. (Novosibirsk, the Russian Federation). Aggression among students ..........................................1912
Kobyakova M. V. (Tyumen, the Russian Federation). Development of technological thinking
of the military-engineering university students ........................................................................................................................1919
Dvoretskaya T. A., Akhmadieva L. R. (Moscow, the Russian Federation). Orientation dynamic of students
educational motivation of different courses during the academic year .................................................................................1924
Shemyakina I. E., Ryabova Yu.S. (Tyumen, the Russian Federation). Psychologically comfortable environment
as a means of quality management of the training process .....................................................................................................1934
Sobolnikov V. V., Irgit V. V. (Novosibirsk, the Russian Federation). The problem of the individual stability
of the operator to information stress under risk conditions ....................................................................................................1940
Information letter on conducting the all-full-time-part-time scientific-practical Conference ..................................................1952
Provision on submitting the manuscripts ....................................................................................................................................1960
The journal is founded in 2011
Journal is published quarterly
Editor: E.A. Butina
Layout editor: O.V. Mamonov
Translator: L. V. Shmidt
Desktop publishing: E. A. Orlova
Publisher’s sheets: 27,75. Circulation is 1 000 issues. Order №2090.
Free price. Passed for printing 25.06.2018
Size is 60 Ч 84 1
/8
Siberian Department of Russian Academy of Science Publishers
2 Morskoy Avenue, 630090, Novosibirsk
Address: 630039, Novosibirsk,
149 Nikitina Str., tel.: (383) 267–34–10
E-mail: journal-idpo@mail.ru
Printed in “Zolotoy Kolos”
Publ. of Novosibirsk State Agrarian University
160 Dobrolyubova Str., office 106, Novosibirsk 630039.
Tel.: (383) 267–09–10. Е-mail: 2134539@mail.ru
Editorial of journal “Professional education in the modern world” follows the requirements of scientific publication ethics
and declares of no conflicts of interest.
— 1748 —
. Offset paper is used. Printer’s sheets: 25,3.
Стр.6