Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История России, XIX век: задания для самостоятельной работы (220,00 руб.)

0   0
АвторыПяткова Светлана Геннадьевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц155
ID624010
АннотацияУчебно-методическое пособие является экспериментально-теоретической разработкой курса "История России, XIX век" в модульно-рейтинговой системе обучения для подготовки бакалавров педагогического образования по профилю "Историческое образование".
ISBN978-5-93190-305-7
История России, XIX век: задания для самостоятельной работы : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 - Бакалар пед. образования по профилю "Историческое образование" / С. Г. Пяткова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 155 с. — ISBN 978-5-93190-305-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/624010 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов в модульно-рейтинговой системе обучения (учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов). <...> Практическая направленность курса способствует увеличению и активизации самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес к предмету. <...> Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов в модульно-рейтинговой системе по курсу «История России: XIX век» (учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов). <...> В рамках курса сформулирована профессиональная цель обучения – научиться проектировать нетрадиционные учебные занятия по курсу «История России: XIX век». <...> Определены основные задачи курса: 1) изучить основные факты, тенденции и закономерности развития Российской империи XIX века; 2) научиться анализировать организационно-методическую деятельность (преподавателя и студента) в ходе проведения нетрадиционных учебных занятий по курсу «История России: XIX век»; 3) создать проекты нетрадиционных учебных занятий по курсу «История России: XIX век». <...> 4 В результате изучения курса студенты должны владеть: 1) приемами анализа нетрадиционных учебных занятий по истории и методикой их проектирования; 2) приемами научного анализа и использования знаний по истории России XIX в. в профессиональной и культурно-просветительской деятельности. <...> Модуль 2 «Нетрадиционные учебные занятия в преподавании курса «История России: XIX век». <...> Поэтому особое внимание уделено изучению основных тенденций политического и общественно-политического развития России (УЭ-1.1), инновационных и традиционных черт социально-экономической системы страны (УЭ-1.2), тенденций во внешней политике российских императоров XIX века (УЭ-1.3). <...> Структура Модуля 2 предполагает изучение различных видов нетрадиционных <...>
История_России,_XIX_век_задания_для_самостоятельной_работы_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
История_России,_XIX_век_задания_для_самостоятельной_работы_.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» С. Г . Пяткова Учебно–методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 Бакалавр педагогического образования по профилю «Историческое образование» по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся «Рекомендовано УМО по направлению 050100 Педагогическое образование» Сургут 2013 1
Стр.1
УДК 94(47).07(07) ББК 63.3(2)52я73 П 99 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Худяков В.Н., доктор исторических наук, профессор Омского государственного педагогического университета Адамова Н.Ю., кандидат исторических наук, доцент Сургутского государственного педагогического университета П 99 Пяткова, С. Г. История России XIX век : задания для самостоятельной работы : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 050100 Бакалавр педагогического образования по профилю «Историческое образование» / С.Г. Пяткова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 155 с. – Гриф УМО. ISBN 978-5-93190-305-7 Учебно-методическое пособие является экспериментально-теоретической разработкой курса «История России XIX век» в модульно-рейтинговой системе обучения для подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Историческое образование». Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов в модульно-рейтинговой системе обучения (учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов). Модульная структура курса позволяет четко выстроить систему контроля самостоятельной работы студентов. Практическая направленность курса способствует увеличению и активизации самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес к предмету. УДК 94(47).07(07) ББК 63.3(2)52я73 ISBN 978-5-93190-305-7  Пяткова С.Г., 2013  Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ История Росси XIX века всегда привлекала и привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. Поскольку это эпоха важных перемен в жизни российского государства и общества, перемен в системе государственного управления, общественнополитической мысли, экономической и культурной сфере, внешнеполитической деятельности. Кроме того, это эпоха великих людей (императоров, политических деятелей и мыслителей), которые внесли значительный вклад в развитие различных направлений внешней и внутренней политики российского государства. Данное учебно-методическое пособие соответствует новым целям и требованиям в системе высшего образования. Приоритетным направлением в высшем образовании является овладение интеллектуальными, оперативными, профессиональными умениями. Данная работа позволяет создать условия для формирования профессиональных умений студентов. Кроме того, оно позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход, цель которого – развитие личности – субъекта творческой деятельности. Пособие представляет собой комплект учебно-методических материалов в модульно-рейтинговой системе по курсу «История России: XIX век» (учебно-тематический план курса, методическое сопровождение модулей, формы и виды контроля самостоятельной работы студентов). В рамках курса сформулирована профессиональная цель обучения – научиться проектировать нетрадиционные учебные занятия по курсу «История России: XIX век». Определены основные задачи курса: 1) изучить основные факты, тенденции и закономерности развития Российской империи XIX века; 2) научиться анализировать организационно-методическую деятельность (преподавателя и студента) в ходе проведения нетрадиционных учебных занятий по курсу «История России: XIX век»; 3) создать проекты нетрадиционных учебных занятий по курсу «История России: XIX век». Хронологические рамки пособия охватывают период с начала правления Александра I и до конца правления Александра III. 3
Стр.3
Курс «История России: XIX век» продолжает изучение русской истории, начатое на предыдущих курсах (с древнейших времен до XVIII века) и занимает важное место среди других дисциплин профессионального цикла. Это связано с тем, что XIX век в истории российского государства характеризуется крупными реформами в области управления, экономических и общественных отношений. Отмена крепостного права, либеральные реформы 60 – 70-х гг. – часть процесса «эпохи освобождения». В XIX столетии в России возникают различные оппозиционные общественные движения, что является одной из центральных тем рассмотрения истории этого периода. Несмотря на серьезные внутренние преобразования к концу XIX века Россия становится могущественной европейской державой. Кроме того, тесная связь курса с «Методикой преподавания истории в школе» позволяет сформировать профессиональные умения и навыки в ходе изучения русской истории XIX века. В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать знания: 1) основных фактов и проблем, понимание тенденций и закономерностей развития Российской империи XIX века; 2) основных вех и особенностей развития Российской империи XIX века, основных общественно-политических деятелей эпохи и их роли в развитии государства; 3) основных типов и видов источников по истории России XIX в., их особенностей и значения в ходе изучения курса; 4) историографии основных проблем развития Российской империи в XIX веке. В результате изучения дисциплины студенты должны продемонстрировать умения: 1) определять основные понятия, историческую значимость событий и фактов в истории России XIX века; 2) анализировать различные виды источников по русской истории XIX века, определять их информативные возможности в ходе изучения курса; 3) выделять и анализировать исторические процессы, выделять причинно-следственные связи между историческими явлениями; 4) применять теоретические знания по русской истории XIX века в профессиональной деятельности (разработке проектов нетрадиционных учебных занятий по курсу). 4
Стр.4
В результате изучения курса студенты должны владеть: 1) приемами анализа нетрадиционных учебных занятий по истории и методикой их проектирования; 2) приемами научного анализа и использования знаний по истории России XIX в. в профессиональной и культурно-просветительской деятельности. Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:  способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);  способен извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников (СК-2);  способен формировать интеллектуальные и специальные исторические компетенции в профессиональной деятельности (у учащихся) (СК-4);  способен анализировать исторические события, явления и процессы в их пространственных и временных рамках (СК-5);  готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) (на примере нетрадиционных учебных занятий). Общая трудоемкость курса составляет 4 зачетные единицы. Основными видами занятий в ходе изучения курса являются семинарские и практические в русле развивающего и проблемного обучения, предполагающие индивидуально-поисковую работу, решение практических задач. Основными формами проведения занятий является работа в малых группах. Структура курса построена по принципам модульной технологии: выделены три модуля (теоретические и операционные). Под модулем понимается отдельный содержательный блок по предмету, который имеет внутрипредметные связи. В теоретическом модуле, прежде всего, изучается содержание курса и параллельно студенты совершенствуют обще-интеллектуальные (сравнение, анализ и т.д.) и специальные (источниковедческий, историографический анализ) умения. Операционный модуль предполагает организацию деятельности студента, направленную на формирование профессиональных умений учителя. 5
Стр.5
Указанные задачи курса являются целями модулей: Модуль 1 «Основные факты, тенденции и закономерности развития Российской империи XIX века». Модуль 2 «Нетрадиционные учебные занятия в преподавании курса «История России: XIX век». Модуль 3 «Разработка нетрадиционных учебных занятий (проектов) по курсу «История России: XIX век». В ходе изучения Модуля 1 предполагается сформировать у студентов знание основных фактов и проблем, понимание тенденций и закономерностей развития Российской империи XIX века. Поэтому особое внимание уделено изучению основных тенденций политического и общественно-политического развития России (УЭ-1.1), инновационных и традиционных черт социально-экономической системы страны (УЭ-1.2), тенденций во внешней политике российских императоров XIX века (УЭ-1.3). Структура Модуля 2 предполагает изучение различных видов нетрадиционных учебных занятий по истории в школе и методику их проектирования (УЭ-2.1), анализ и оценку организационнометодической деятельности в ходе проведения нетрадиционных учебных занятий по русской истории XIX века (УЭ-2.2), разработку методических рекомендаций и требований к проектированию различных видов нетрадиционных учебных занятий по истории (УЭ-2.3). В ходе прохождения Модуля 3 особое внимание уделено созданию проектов нетрадиционных учебных занятий по курсу «Истории России: XIX век». При этом определяются условия, методы проектной деятельности учащихся, студенты учатся ставить цели и производить отбор содержания материала по истории России XIX века в соответствии с формой нетрадиционного занятия, разрабатывать различные виды и формы нетрадиционного учебного занятия по истории для школы. Для более эффективного овладения проектной методикой студентам предлагается определить этапы и логику разработки учебного проекта: составление «визитных карточек» и учебно-методического пакета. Рубежным контролем по модулю является учебная конференция, на которой студенты защищают разработанные проекты и рецензируют их. Представлены методические рекомендации ко всем видам контроля самостоятельной работы студентов, которые соотнесены с целью и задачами курса: семинарские и практические занятия, различные виды нетрадиционных учебных занятий (представле6
Стр.6
ния, оценочные и дискуссионные уроки), составление сравнительных таблиц, логических цепочек, работа с картой и ее описание, написание проектов (составление «визитных карточек», учебно-методического пакета), рецензий. Модульная структура курса позволяет четко выстроить систему контроля самостоятельной работы студентов. Практическая направленность курса, где теоретические и конкретные знания в большей степени являются материалом для формирования профессиональных умений, способствует увеличению и активизации самостоятельной работы студентов, значительно повышает интерес к предмету. 7
Стр.7
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Формы и виды работы (в час.)1 Учебные элементы (УЭ) 1 2 УЭ-1.1 Тенденции политического и общественно-политического развития России XIX века Компоненты УЭ 3 УЭ-1.1.1 История России XIX века в контексте русской и мировой истории УЭ-1.1.2 Эволюция политической системы в России XIX века УЭ-1.1.3 Изменения в общественно-политической и социально-культурной жизни России XIX века УЭ-1.2 Традиции и новации в социально-экономической системе России XIX века УЭ-1.2.1 Изменения в социально-экономической жизни России первой половины XIX века УЭ-1.2.2 Отмена крепостного права как системное изменение основ российского общества УЭ-1.2.3 Создание инфраструктуры для новых экономических отношений в России во второй половине XIX века УЭ-1.3 Основные тенденции во внешнеполитической деятельности российских императоров XIX века УЭ-1.3.1 Основные этапы и принципы внешней политики России в XIX веке УЭ-1.3.2 Содержание и методы внешнеполитического диалога России и Европы в XIX веке УЭ-1.3.3 Восточное направление внешней политики России XIX века УЭ-1.4 Рубежный контроль ИТОГО 4 5 6 7 8 Дз 2 2 2 2 4 2 6 2 Дз Дз Дз * Дз 2 2 * * * Контрольная работа 1 – 2 ч 2 10 14 1Аудиторная работа (лекции, семинарские и практические занятия, рубежный контроль и т.п.) обозначена количеством часов, а самостоятельная работа студентов обозначена «*». 8 Модуль 1 «Основные факты, тенденции и закономерности развития Российской империи XIX века» Название модуля лекция семинар практическое КСР СРС
Стр.8
Продолжение Формы и виды работы (в час.) Учебные элементы (УЭ) 1 2 УЭ-2.1 Классификация нетрадиционных учебных занятий по истории и методика их организации УЭ-2.2 Организационнометодическая деятельность в ходе проведения различных видов нетрадиционных учебных занятий по русской истории XIX века УЭ-2.3 Анализ и оценка организационно-методической деятельности в ходе проведения нетрадиционных учебных занятий по русской истории XIX века Компоненты УЭ 3 УЭ-2.1.1 Классификация нетрадиционных учебновоспитательных занятий по истории УЭ-2.1.2 Нетрадиционные учебные занятия и активные методы обучения, требования к их организации и применению УЭ-2.2.1 Схема анализа нетрадиционных учебных занятий по истории УЭ-2.2.2 Уроки представления в преподавании курса «История России: XIX век» УЭ-2.2.3 Оценочные уроки в преподавании курса «История России: XIX век» УЭ-2.2.4 Дискуссионные уроки в преподавании русской истории XIX века УЭ-2.3.1 Рецензии на проведенные занятия УЭ-2.3.2 Методические рекомендации к организации нетрадиционных учебных занятий по русской истории XIX века УЭ-2.4 Рубежный контроль ИТОГО 4 5 6 7 8 2 2 2 6 4 6 Дз 2 Контрольная работа 2 – 2 ч 4 16 4 9 Модуль 2 «Нетрадиционные учебные занятия в преподавании курса «История России: XIX век» Название модуля лекция семинар практическое КСР СРС
Стр.9
Окончание Формы и виды работы (в час.) Учебные элементы (УЭ) 1 2 УЭ-3.1 Проектирование нетрадиционных учебных занятий по материалам русской истории XIX века УЭ-3.2 Защита проектов нетрадиционных учебных занятий по материалам русской истории XIX века в студенческой аудитории Компоненты УЭ 3 УЭ-3.1.1 Требования к проектированию учебного проекта УЭ-3.1.2 Алгоритм проектирования УЭ-3.2.1 Проекты занятий: методическое обеспечение самостоятельной работы учащихся УЭ-3.2.3 Оценка и рецензирование учебных проектов УЭ-3.3 Рубежный контроль ИТОГО 2 4 5 6 7 8 2 8 Дз 2 Защита проектов – 2 ч 10 10 Модуль 3 «Разработка нетрадиционных учебных занятий (проектов) по курсу «История России: XIX век» Название модуля лекция семинар практическое КСР СРС
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ