Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Высшее образование в России

Высшее образование в России №8-9 2011 (190,00 руб.)

0   0
Страниц160
ID212586
АннотацияВ журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям: философия, социология и культурология; педагогика и психология; история.
Высшее образование в России .— 2011 .— №8-9 .— 160 с. — URL: https://rucont.ru/efd/212586 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ <...> УрФУ: ориентиры и перспективы территориальной политики ................................ 22 ЮБИЛЕЙ Гуманитарный факультет в исследовательском университете (Поздравление от ректора А.А. Александрова) <...> Переход от концепции и практики «образование на всю жизнь» к стра) тегии «образование через всю жизнь» означает, с одной стороны, усиление роли непрерывного профессионально) го образования (и его составной части – дополнительного профессионально) го образования) в вопросах совершен) ствования кадрового потенциала от) раслей экономики, с другой – обеспе) чение возможности для каждого чело) века социально адаптироваться в усло) виях постоянно изменяющегося рынка труда путем реализации индивидуаль) ной образовательной траектории. <...> Практика модернизации Первая задача – обеспечение инноваци) онного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образо) вательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, обес) печение компетентностного подхода, взаи) мосвязи академических знаний и практичес) ких умений; развитие вариативности образова) тельных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансиро) вания образовательных учреждений в со) ответствии с задачами инновационного раз) вития; обеспечение увеличения оплаты тру) да работникам образовательных учрежде) ний в зависимости от качества и результа) тов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики, и выше его. <...> И, наверное, главное: все это подго) товит российскую систему дополнитель) ного профессионального образования к конкурентной борьбе с иностранными поставщиками образовательных услуг, что особенно важно в период подготов) ки к вступлению России в ВТО. <...> На первом этапе – высшие учебные заведения, поскольку они реализовыва) ли программы дополнительного про) фессионального образования <...>
Высшее_образование_в_России_№8-9_2011.pdf
www.vovr.ru Журнал издается с 1992 года И.А. МОСИЧЕВА. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования ..................................... 3 А.С. БОРЕЙШО, К.М. ИВАНОВ, С.Ю. СТРАХОВ. Система послевузовской дополнительной инженерной подготовки бакалавров ................................... 7 С.С. БАКУЛИНА, Е.А. МУЗЫЧЕНКО, В.Е. ЧЕРНОСКУТОВ. Целевой прием в современных условиях..................................................................................... 14 А.Г. СЛОМЧИНСКИЙ, А.Г. БИСЕРОВ, Е.А. ТАУШКАНОВА. УрФУ: ориентиры и перспективы территориальной политики ................................ 22 ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ЮБИЛЕЙ Гуманитарный факультет в исследовательском университете (Поздравление от ректора А.А. Александрова) В.Н. РЕМАРЧУК. Факультет социальных и гуманитарных наук в структуре фундаментальной подготовки инженера .................................. 30 В.С. ПУСЬКО. Подготовка научнопедагогических кадров в МГТУ имени Н.Э. Баумана ............................................................................. 37 Е.Е. ГРИШНОВА. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции... 41 А.В. ОРЕХОВСКИЙ. Научная деятельность на социально гуманитарном факультете ................................................................................. 46 М.Ю. КОНОНОВА. Педагогический процесс и воспитание студентов в техническом вузе .............................................................................................. 51 Л.В. КАНСУЗЯН. Второе образование в техническом вузе: достоинства и перспективы................................................................................ 57 И.Г. ТИХАЯТИЩЕНКО. Межвузовский центр «Звук – Музыка – Культура»... 60 В.А. ЛЕДНЕВ. MOSCOW Education Online: традиции, новые идеи, среда общения ...................................................................................................... 67 В.А. СТАРОДУБЦЕВ, О.М. ШЕПЕЛЬ, А.А. КИСЕЛЕВА. Особенности современного образовательного процесса ..................................................... 68 Н.В. ДОЛИНА, А.А. АНДРЕЕВ. Преподаватель как коуч ...................................... 73 А.П. ГОРЯШКО, Н.В. КОМЛЕВА. Образование на основе компетенций в открытых информационных средах: алгоритмы принятия решений ...... 78 С.В. ТИТОВА. Развитие ИКкомпетенции у преподавателей иностранных языков с помощью дистанционного курса...................................................... 85 EDUCATION ONLINE Университету ИНЖЭКОН – 105 лет (Интервью с ректором О.В. Гончарук) ..................................................................................................... 88 ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Стр.1
Учредитель: Министерство образования РФ Издатель: Московский государственный университет печати Журнал зарегистрирован в Министерстве печати РФ Рег. св. № 735 от 14 марта 1991 года Председатель редколлегии: А. Ф. Киселев Главный редактор: М. Б. Сапунов Зам. главного редактора: Е. А. Гогоненкова Н. П. Огородникова Редакторы: С. Ю. Ахмаков О. Ю. Миронова Л. Ю. Одинокова Технический редактор: А. Н. Амелина Корректор: С. И. Алексеева Художники: Н. А. Гончарова С. Ф. Лемешко Менеджер по рекламе: Д. В. Давыдова Адрес редакции: 107045, Москва, ул. СадоваяСпасская, д. 6, комн. 201 Тел./факс: (495) 6089304 email: vovrus@inbox.ru Подписано в печать с оригиналмакета 29.07.2011 Усл. п. л. 11. Тираж 2000 экз. Отпечатано в типографии ППП «Типография “Наука”». Зак.№ © «Высшее образование в России» А.Ф. КИСЕЛЕВ И.С. БОЛОТИН А.А. ВЕРБИЦКИЙ Ю.П. ВЕТРОВ Л.С. ГРЕБНЕВ Л.А. ГРИБОВ Г.С. ДЬЯКОНОВ Л.Я. ДЯТЧЕНКО В.М. ЖУРАКОВСКИЙ Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ В.С. КАБАКОВ. Традиции – социальный интегратор жизнедеятельности коллектива............................. 93 Н.А. КАМОРДЖАНОВА. Уровневая система подготовки студентов: опыт вуза.......................... 96 А.Г. БУДРИН. Научноинновационный путь ИНЖЭКОНа .......................................................... 100 В.И. МАЛЮК. Итог деятельности вуза – качественное образование .................................... 104 М.Н. ЮДЕНКО. Академическая мобильность в свете Болонской декларации .......................................... 107 М.Ю. СЕРОВА. Молодежная политика в экономическом университете ............................ 112 В ПОМОЩЬ СОИСКАТЕЛЮ Т.В. ВОРОНЦОВА. Пропедевтика научных коммуникаций и «презумпция незнания» ......... 117 В.В. КРЫСОВ. Дидактические микроединицы конструирования исследовательской компетенции ............................................................ 120 О.М. РОЗЕНБЛЮМ. «Академическое письмо» после подготовки к ЕГЭ ........................................ 123 А.Н. РОМАЩУК. Подтверждать, опровергать или сопоставлять?.......................................................... 129 В.С. СЕНАШЕНКО. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях.......................................................... 136 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ О.В. СЕРДЮЦКАЯ. Историография отечественного университетского образования ............................ 141 РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА И.В. УЛЬЯНОВА. Способность к рефлексии – актуальное качество будущего педагога ............ 147 И.Р. ИСКАКОВА. Психологопедагогические аспекты профессиональной подготовки студентов ......... 150 О.А. АНТРОПОВА. Готовы ли вузы к финансовой независимости? ....................................................... 154 РЕЦЕНЗИИ. ИНФОРМАЦИЯ И.Е. ЗАДОРОЖНЮК, Р.В. ШУРУПОВА. Ключевой период истории отечественного медицинского образования............................................................. 158 Наши авторы ................................................... 160 РЕДКОЛЛЕГИЯ ЖУРНАЛА В.А. ЗЕРНОВ А.И. ЗИМИН В.Г. ИВАНОВ Е.Н. ИВАХНЕНКО Н.С. КИРАБАЕВ В.П. КОВАЛЕВСКИЙ Н.И. КУЗНЕЦОВА М.А. ЛУКАШЕНКО Н.И. МАКСИМОВ Х.Э. МАРИНОСЯН В.Л. МАТРОСОВ И.В. МЕЛИКГАЙКАЗЯН С.С. НАБОЙЧЕНКО Н.Д. НИКАНДРОВ М.А. ПАЛЬЦЕВ В.М. ПРИХОДЬКО В.А. САДОВНИЧИЙ Б.А. САЗОНОВ З.С. САЗОНОВА М.Б. САПУНОВ Г.Г. СИЛЛАСТЕ И.Б. ФЕДОРОВ А.М. ЦЫГАНЕНКО Б.Г. ЮДИН
Стр.2
ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ И.А. МОСИЧЕВА, начальник отдела Министерство образования и науки РФ Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования В связи с изменением нормативной базы функционирования ДПО возникает ряд про блем концептуального и организационного характера. С одной стороны, это тема со здания условий для формирования в сфере ДПО конкурентной среды, с другой – вопрос о статусе документов, выдаваемых слушателям курсов ДПО по их окончании. Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, нормативнопра вовое регулирование в сфере образования, аккредитация программ ДПО. Пока гром не грянет… Гром грянул в январе 2011 года. Хотя грозовые тучи над программами допол нительного профессионального обра зования начали собираться намного раньше. Если быть совсем точным: тучи собрались над документами, выдавае мыми организациями слушателям по результатам освоения ими той или иной программы дополнительного профессионального образования. Федеральным законом от 01 декаб ря 2007 г. № 309ФЗ было установле но, что к минимуму содержания допол нительной профессиональной про граммы и к уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляю щим функции по выработке государ ственной политики и нормативнопра вовому регулированию в сфере обра зования, могут устанавливаться феде ральные государственные требования (ФГТ) в случаях, предусмотренных фе деральными законами. Федеральным законом от 03 июня 2011 г. № 121ФЗ в дополнение к этому было внесено уточ нение, что основанием для разработки ФГТ могут являться также норматив ные правовые акты Президента Рос сийской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Россий ской Федерации. По состоянию на июнь 2011 г. фе деральные государственные требова ния в порядке, установленном соответ ствующими законами РФ, утверждены только к двум программам дополни тельного профессионального образо вания. Таким образом, все реализуемые сегодня программы дополнительного профессионального образования – от повышения квалификации до программ профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квали фикации (их более 70) – с 1 января 2011 г. не могут пройти процедуру го сударственной аккредитации, а орга низации, их реализующие, утратили право выдачи документа государствен ного образца слушателям, обучавшим ся по таким программам. Хорошо это или плохо? К каким по следствиям это может привести для тех, кто предоставляет образователь ные услуги в сфере дополнительного
Стр.3