Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных организациях (220,00 руб.)

0   0
АвторыАбрамовских Наталья Викторовна, Алексеева Ольга Владимировна, Прядеин Валерий Павлович, Шанц Евгения Альфридовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц88
ID624006
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрены направления организации профориентационной работы в системе образования, особое внимание уделяется организации диагностической работы в образовательных организациях, направленной на выявление интересов, направленности личности в аспекте профессионального самоопределения с целью оптимизации профориентационной работы на соответствующем уровне образования.
Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных организациях : учеб.-метод. пособие / Н. В. Абрамовских, О. В. Алексеева, В. П. Прядеин, Е. А. Шанц .— Сургут : РИО СурГПУ, 2013 .— 88 с. — URL: https://rucont.ru/efd/624006 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Сургут 2 0 1 3 У Ч Е Б Н О М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е УДК 37.048.45(07) ББК 74.200.536. <...> Результат целенаправленной, системной, грамотной работы по профориентации личности имеет отсроченный характер. <...> Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего периода воспитания и обучения ребёнка в рамках системы образования, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения уже в старшем школьном возрасте, как это происходит сейчас. <...> Обеспечение возможностей для профессионального выбора (экономическое, техническое, гуманитарное, художественное и другие направления), на базе теоретических знаний основ, практических навыков и профессиональных намерений. <...> Обучение учащихся использованию доступных методик самостоятельного выявления интересов, склонностей, способностей, умению оценивать свои личностные качества при выборе профессии, соотнесению индивидуальных особенностей личности с требованиями выбранной профессии 6. <...> Профессиональное самоопределение характеризуется определенной системой ценностных ориентации относительно профессий через проявление интересов, склонностей, потребностей, убеждений, идеалов личности. <...> К ним можно отнести профессии: агроном, зоотехник, врач-ветеринар, кинолог и др.;  «человек – техника» – в этих профессиях главный, ведущий предмет труда – технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии. <...> К данному типу профессий можно отнести – столяр, инженер-технолог, архитектор, строитель <...>
Методическое_сопровождение_профориентационной_работы_в_образовательных_организациях_.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ - Сургут 2 0 1 3 У Ч Е Б Н О М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е
Стр.1
УДК 37.048.45(07) ББК 74.200.536.я73 М 54 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Лашкова Л.Л., доктор педагогических наук, доцент Казаева Е.А., доктор педагогических наук, доцент Составители: Абрамовских Н.В. – доктор педагогических наук, доцент (§ 1, 6) Алексеева О.В. – кандидат педагогических наук, доцент (§ 5) Прядеин В.П. – доктор психологических наук, профессор (§ 2, 3) Шанц Е.А. – кандидат педагогических наук, доцент (§ 4) М 54 Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных организациях : учеб.-методич. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост. : Н. В. Абрамовских [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 88 [1] с. В учебно-методическом пособии рассмотрены направления организации профориентационной работы в системе образования, особое внимание уделяется организации диагностической работы в образовательных организациях, направленной на выявление интересов, направленности личности в аспекте профессионального самоопределения с целью оптимизации профориентационной работы на соответствующем уровне образования. Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов, воспитателей, руководителей системы образования, может быть полезно студентам высших педагогических учебных заведений. УДК 37.048.45(07) ББК 74.200.536.я7 © Сургутский государственный педагогический университет, 2013 2
Стр.2
Введение Профессиональная деятельность в жизни человека является основой в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Не успешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявления асоциальных действий. Поэтому можно утверждать, что профессиональная ориентация подрастающего поколения, должна стать, приоритетным направлением модернизации российского образования, превратив знания, приобретенные в процессе обучения, из теоретических в действенные. Все это отражается в модели «Российское образование 2020». При этом очень важно развитие склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, которое должно в полной мере осуществляться на всех уровнях образования. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом – как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. В сентябре 2010 г. Президентом РФ было дано поручение правительству разработать комплекс мероприятий, «способствующих повышению престижа рабочих специальностей», «перераспределению трудовых ресурсов с учётом потребностей рынка труда», «ориентации молодежи на профтехобразование». Таким образом, в образовательные организации поступил социальный заказ со стороны государства на организацию эффективной профориентационной работы, направленной на создание соответствующих условий для оптимального самоопределения личности в области будущей профессиональной деятельности с учетом потребности государства и общества в соответствующих трудовых ресурсах. Вместе с тем любая деятельность эффективна и благотворна для человека, если в её основе лежат не только внешние, но и внутренние мотивы, порожденные убеждениями и ценностями. Задачи развития «инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умения выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни» и других качеств, определяющих профессиональную и личностную успешность, поставленные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», не имеют решения без адекватного научно-методического и кадрового обеспечения. Государственная важность и социально-экономическая значимость проблем, связанных с самоопределением молодёжи, вызвали большую активность учёных и практиков различных областей знаний, работающих над разработкой ряда аспектов профориентационной работы. Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которыми впервые были разработаны психологические тесты, позволяющие выявлять профессиональные способности человека. Выделению путей построения профессиональной ориентации в условиях общеобразовательной школы посвящены работы А.Е. Голомштока, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.Д. Сазонова, А.П. Чернявской, В.Д. Шадрикова и др. Исследованиями факторов и мотивов, влияющих на выбор профессиональной деятельности учащихся старших классов, занимались Дж. Аткинсон, Е.П. Ильин, И.А. Заборская, Е.А. Климов, Ю.А. Корреляков, О.П. Неменова, Н.С. Пряжников, Л.А. Храмцова и др. Процессы формирования профессиональной направленности в старшем школьном возрасте отражены в работах Э.Ф. Зеера, В.В. Кревневича, К.Д. Левитова, B.C. Лукиной, В.Н. Парамзина, Т.И. Шалавиной. Профильное обучение и его значение в организации профориентационной работы в школе раскрываются в работах Л.К. Артёмовой, П.С. Лернера, А.А. Пинского и др. 3
Стр.3
Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л.И. Божович, Л.П. Буева, Г.С. Глиссермана, А.Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Г. Струмиллина, П.П. Тугарина, В.А. Ядова. Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Ф. Зеера. Ученые отмечают, что подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача образовательных организаций. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от её выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессиональнопроизводственной среде. Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор – одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В то же время в реальной практике организации профориентационной работы с учащимися к сожалению не достаточное внимание уделяется применению активных методов в данном процессе, отсутствует преемственность форм, методов, содержания профориентационной работы на разных ступенях непрерывной системы образования. Результат целенаправленной, системной, грамотной работы по профориентации личности имеет отсроченный характер. Это хорошо понимают в тех странах, где сопровождение выбора профессиональной деятельности и планирование карьеры начинается еще в дошкольный период развития личности. Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, психолого-педагогическое сопровождение которого должно идти в течение всего периода воспитания и обучения ребёнка в рамках системы образования, а не эпизодически, на этапе выбора профиля обучения уже в старшем школьном возрасте, как это происходит сейчас. Психологическая диагностика особенностей интеллектуальной сферы, выявляющая склонности к различным видам профессиональной деятельности, уточнение профессиональных интересов и склонностей, знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры – всё это является необходимыми слагаемыми выбора профессии. Обоснование выбора методов диагностики в психолого-педагогическом сопровождении организации профориентационной работы на разных ступенях системы непрерывного образования и рассмотрение механизмов их применения в практической деятельности воспитателей, педагогов, социальных педагогов, психологов и других практических работников системы образования составили основную проблему, отраженную в данном учебнометодическом пособии. В разделах пособия представлены тесты и диагностические методики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами, которые были опубликованы в различных изданиях. Составители пособия не претендуют на полное рассмотрение такой сложной проблемы как профессиональная ориентация в образовательной организации, но надеются, что его материалы помогут в организации системной диагностической деятельности педагогов, направленной на помощь личности обучающихся в самоопределении и выборе дальнейшего пути профессиональной деятельности. 4
Стр.4