Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Взаимодействие педагога с родителями (220,00 руб.)

0   0
АвторыПодковко Екатерина Николаевна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц104
ID624003
Аннотация В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы организации взаимодействия педагога с родителями, в частности, теоретические основы семейного воспитания, функции, принципы и модели педагогической работы с родителями, особенности изучения семьи педагогом, формы и методы работы педагога с родителями. По каждой теме кроме теоретического блока предлагаются задания для самостоятельного осмысления, а также проблемно-аналитический материал, проверяющий сформированность профессиональной компетенции.
Взаимодействие педагога с родителями : учеб.-метод. пособие : направление подгот.: 050100.62 - Педагогическое образование, 050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование / Е. Н. Подковко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2014 .— 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/624003 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.Н. Подковко ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагога с родителями УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование СУРГУТ 2014 - 1 - УДК 373(07) ББК 74.205я73+74.105я73 П 44 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Е.С. Коваль, кандидат педагогических наук СурГПУ П 44 ПОДКОВКО, Е.Н. Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое пособие : направление подгот. <...> 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / Е.Н. Подковко ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». <...> В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы организации взаимодействия педагога с родителями, в частности, теоретические основы семейного воспитания, функции, принципы и модели педагогической работы с родителями, особенности изучения семьи педагогом, формы и методы работы педагога с родителями. <...> По каждой теме кроме теоретического блока предлагаются задания для самостоятельного осмысления, а также проблемно-аналитический материал, проверяющий сформированность профессиональной компетенции. <...> Семья как первичный институт социализации личности . <...> Основные функции работы педагога с семьей . <...> Учебно-методическое пособие отражает содержание курса по выбору вариативной части профессионального цикла «Взаимодействие педагога с родителями». <...> В результате освоения кура студент должен знать: – актуальные проблемы современной семьи; – психолого-педагогические основы семейного воспитания; – основные функции и принципы работы педагога с семьей; - 5 - – модели педагогической работы с родителями; – параметры изучения семьи педагогом <...>
Взаимодействие_педагога_с_родителями_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Взаимодействие_педагога_с_родителями_.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.Н. Подковко ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ педагога с родителями УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование СУРГУТ 2014 - 1 -
Стр.1
УДК 373(07) ББК 74.205я73+74.105я73 П 44 Печатается по рекомендации отдела сертификации и методического сопровождения образовательного процесса СурГПУ Рецензент: Е.С. Коваль, кандидат педагогических наук СурГПУ П 44 ПОДКОВКО, Е.Н. Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое пособие : направление подгот. 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование / Е.Н. Подковко ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 103, [1] с. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы организации взаимодействия педагога с родителями, в частности, теоретические основы семейного воспитания, функции, принципы и модели педагогической работы с родителями, особенности изучения семьи педагогом, формы и методы работы педагога с родителями. По каждой теме кроме теоретического блока предлагаются задания для самостоятельного осмысления, а также проблемно-аналитический материал, проверяющий сформированность профессиональной компетенции. Адресовано обучающимся дневной и заочной форм обучения по образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам, преподавателям высшей школы. УДК 373(07) ББК 74.205я73+74.105я73 © Подковко Е.Н., 2014 © Сургутский государственный педагогический университет, 2014 - 2 -
Стр.2
Предисловие ...................................................................................... 4 Тема 1. Семья как первичный институт социализации личности ............................................................................................. 9 Тема 2. Психолого-педагогические основы семейного воспитания .......................................................................................... 18 Тема 3. Основные функции работы педагога с семьей ........... 26 Тема 4. Принципы работы педагога с родителями ................. 38 Тема 5. Модели педагогической работы с родителями .......... 46 Тема 6. Изучение семьи педагогом ......................................... 53 Тема 7. Формы и методы работы педагога с семьей ............... 65 Тема 8. Программа работы педагога с родителями ................ 71 Тезаурус ............................................................................................. 74 Литература ........................................................................................ 81 Приложения ...................................................................................... 86 - 3 -
Стр.3
Как писал В.А. Сухомлинский, «только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков. Однако нарушения в жизнедеятельности семьи чреваты стрессами, последствия которых могут привести к разобщенности ее членов, разводам, невозможности создания условий для полноценного развития личности, возникновению у ребенка асоциального поведения. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». В частности, он назвал важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации. Данные положения соответствуют новому Федеральному закону «Об образовании в РФ». Следовательно, современное образовательное учреждение необходимо рассматривать как открытую социально-педагогическую систему, включающую в себя взаимодействие педагогического, обучающегося и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, социальному сотрудничеству. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня происходит закономерно-обусловленный поиск принципиально новых моделей взаимодействия педагога с родителями. - 4 -
Стр.4
Решение этого вопроса находит отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования, который выступает в качестве трехстороннего общественного договора между семьей, обществом и государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Оказывая различную помощь как учащимся, так и их родителям, педагог ориентирует свою работу с семьей не только на решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление ее внутреннего потенциала. Итогом такой работы должна стать защита ребенка, создание условий для свободного развития духовных и физических сил учащихся. По мнению С.В. Вавилова, «современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Предлагаемое вашему вниманию учебно-методическое пособие поможет решить эту проблемы в аспекте определения основных противоречий, закономерностей, принципов и форм организации взаимодействия педагога с родителями. Учебно-методическое пособие имеет ряд ОСОБЕННОСТЕЙ. 1. Учебно-методическое пособие отражает содержание курса по выбору вариативной части профессионального цикла «Взаимодействие педагога с родителями». Цель курса: формирование у студентов ориентировочной основы деятельности в определении содержания и форм организации взаимодействия педагогов с родителями. Изучение данного курса обеспечивает формирование у студентов такой профессиональной компетенции в области педагогической деятельности как готовность включаться во взаимодействие с родителями, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса. В результате освоения кура студент должен знать: – актуальные проблемы современной семьи; – психолого-педагогические основы семейного воспитания; – основные функции и принципы работы педагога с семьей; - 5 -
Стр.5
– модели педагогической работы с родителями; – параметры изучения семьи педагогом; – формы и методы работы педагога с семьей; понимать (уметь объяснять): – сущность семьи как первичного института социализации личности; – сущность и содержание семейного воспитания; – необходимость учета принципов взаимодействия педагога с семьей в практической деятельности; – характер помощи в каждой конкретной модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения; – условия выбора той или иной формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения; уметь: – охарактеризовать функции современной семьи; – воспроизвести функции работы педагога с семьей; – выделить и охарактеризовать принципы работы педагога с семьей; – обосновать необходимость использования определенной модели взаимодействия педагога с родителями; – охарактеризовать особенности изучения семьи педагогом; – обосновать выбор методов и форм взаимодействия педагога с родителями. владеть (уметь применять): – методикой изучения семьи педагогом; – методикой организации взаимодействия педагога с родителями. - 6 -
Стр.6
Учебно-тематический план Аудиторных часов Из них № Название раздел/темы 1 Семья как первичный институт социализации личности 2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания 3 Основные функции работы педагога с семьей 4 Принципы работы педагога с родителями 5 Модели педагогической работы с родителями 7 Формы и методы работы педагога с семьей 8 Программа работы педагога с родителями 4 2 2 - 4 2 2 - 4 2 2 - 4 2 2 - 4 2 2 - 6 Изучение семьи педагогом 4 2 2 - 8 4 4 - 4 2 2 - Итого 36 18 18 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - 2 - 4 - 2 - 18 2. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы организации взаимодействия педагога с родителями, которые в имеющихся учебниках и пособиях раскрываются поверхностно, не всегда системно. 3. В структуре учебно-методического пособия кроме теоретического блока, раскрывающего основные закономерности, принципы и формы организации взаимодействия педагога с родителями, предлагаются задания для самостоятельного осмысления, а также проблемно-аналитический материал, проверяющий сформированность профессиональной компетенции. 4. Содержание теоретического блока учебно-методического пособия отражает основные понятия, педагогические явления и - 7 - Трудоемкость Всего Лекций Семинарских Практических Контроль СРС Индивидуальная работа Самостоятельная работа студента
Стр.7
феномены в области организации взаимодействия педагога с родителями в доступной форме и логической последовательности в виде схем, таблиц, рисунков. 5. Освещение проблем дискуссионного характера в рамках заданий для самостоятельного осмысления и проблемно-аналитического материала ориентировано на определение собственной педагогической позиции студента в рамках работы на лекционных занятиях и самостоятельной работы по курсу. 6. Учебно-методическое пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения материала для того, чтобы: – максимально разносторонне показать внутреннюю логику организации взаимодействия педагога с родителями; – стимулировать студентов к самостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истинность или ложность предполагаемых суждений. 7. Учебно-методическое пособие адресовано не только обучающимся дневной и заочной форм обучения по образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, но и слушателям курсов повышения квалификации, педагогам, преподавателям высшей школы. - 8 -
Стр.8