ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Н. Подковко
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
педагога с родителями
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки
050100.62 Педагогическое образование,
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
СУРГУТ
2014
- 1 -
Стр.1
УДК 373(07)
ББК 74.205я73+74.105я73
П 44
Печатается по рекомендации отдела
сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса СурГПУ
Рецензент:
Е.С. Коваль, кандидат педагогических наук СурГПУ
П 44
ПОДКОВКО, Е.Н.
Взаимодействие педагога с родителями : учебно-методическое
пособие : направление подгот. 050100.62 Педагогическое
образование, 050700.62 Специальное (дефектологическое)
образование / Е.Н. Подковко ; Гос. образоват. учреждение
высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед.
ун-т». – Сургут : РИО СурГПУ, 2014. – 103, [1] с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы
организации взаимодействия педагога с родителями,
в частности, теоретические основы семейного воспитания,
функции, принципы и модели педагогической работы с родителями,
особенности изучения семьи педагогом, формы и методы
работы педагога с родителями. По каждой теме кроме
теоретического блока предлагаются задания для самостоятельного
осмысления, а также проблемно-аналитический материал,
проверяющий сформированность профессиональной
компетенции.
Адресовано обучающимся дневной и заочной форм обучения
по образовательной программе бакалавриата по направлению
подготовки 050100.62 Педагогическое образование,
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование,
слушателям курсов повышения квалификации, педагогам,
преподавателям высшей школы.
УДК 373(07)
ББК 74.205я73+74.105я73
© Подковко Е.Н., 2014
© Сургутский государственный
педагогический университет, 2014
- 2 -
Стр.2
Предисловие ...................................................................................... 4
Тема 1. Семья как первичный институт социализации
личности ............................................................................................. 9
Тема 2. Психолого-педагогические основы семейного
воспитания .......................................................................................... 18
Тема 3. Основные функции работы педагога с семьей ........... 26
Тема 4. Принципы работы педагога с родителями ................. 38
Тема 5. Модели педагогической работы с родителями .......... 46
Тема 6. Изучение семьи педагогом ......................................... 53
Тема 7. Формы и методы работы педагога с семьей ............... 65
Тема 8. Программа работы педагога с родителями ................ 71
Тезаурус ............................................................................................. 74
Литература ........................................................................................ 81
Приложения ...................................................................................... 86
- 3 -
Стр.3
Как писал В.А. Сухомлинский, «только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое
счастье». Ни школа, ни семья в отрыве друг от друга не
смогут полноценно реализовать задачи воспитания детей и подростков.
Однако нарушения в жизнедеятельности семьи чреваты
стрессами, последствия которых могут привести к разобщенности
ее членов, разводам, невозможности создания условий для
полноценного развития личности, возникновению у ребенка асоциального
поведения.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации
5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к ценностям, общественным
идеалам и нравственным принципам, которые лежат
в основе современной государственной политики, «выстраданы и
выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не
можем представить себе нашу страну». В частности, он назвал
важнейшие из этих ценностей: справедливость; свобода личная и
национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания,
выбора места жительства и рода занятий; жизнь
человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и
верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию;
единство российской нации. Данные положения соответствуют
новому Федеральному закону «Об образовании в РФ».
Следовательно, современное образовательное учреждение
необходимо рассматривать как открытую социально-педагогическую
систему, включающую в себя взаимодействие педагогического,
обучающегося и родительского коллективов как равноправных
партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному
общению, социальному сотрудничеству.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что сегодня
происходит закономерно-обусловленный поиск принципиально
новых моделей взаимодействия педагога с родителями.
- 4 -
Стр.4
Решение этого вопроса находит отражение в Федеральном
государственном стандарте общего образования, который выступает
в качестве трехстороннего общественного договора между
семьей, обществом и государством. Родители обучающихся становятся
субъектами образовательного процесса, непосредственно
участвующими в ходе его проектирования и реализации.
Оказывая различную помощь как учащимся, так и их родителям,
педагог ориентирует свою работу с семьей не только на
решение семейных проблем, но и на укрепление, развитие, восстановление
ее внутреннего потенциала. Итогом такой работы
должна стать защита ребенка, создание условий для свободного
развития духовных и физических сил учащихся.
По мнению С.В. Вавилова, «современный человек находится
перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому
надо отыскать крупинки золота в массе песка». Предлагаемое
вашему вниманию учебно-методическое пособие поможет
решить эту проблемы в аспекте определения основных противоречий,
закономерностей, принципов и форм организации взаимодействия
педагога с родителями.
Учебно-методическое пособие имеет ряд ОСОБЕННОСТЕЙ.
1. Учебно-методическое пособие отражает содержание курса по
выбору вариативной части профессионального цикла «Взаимодействие
педагога с родителями».
Цель курса: формирование у студентов ориентировочной
основы деятельности в определении содержания и форм организации
взаимодействия педагогов с родителями.
Изучение данного курса обеспечивает формирование у студентов
такой профессиональной компетенции в области педагогической
деятельности как готовность включаться во взаимодействие
с родителями, заинтересованными в обеспечении
качества учебно-воспитательного процесса.
В результате освоения кура студент должен
знать:
– актуальные проблемы современной семьи;
– психолого-педагогические основы семейного воспитания;
–
основные функции и принципы работы педагога с семьей;
- 5 -
Стр.5
– модели педагогической работы с родителями;
– параметры изучения семьи педагогом;
– формы и методы работы педагога с семьей;
понимать (уметь объяснять):
– сущность семьи как первичного института социализации
личности;
– сущность и содержание семейного воспитания;
– необходимость учета принципов взаимодействия педагога
с семьей в практической деятельности;
– характер помощи в каждой конкретной модели взаимодействия
семьи и образовательного учреждения;
– условия выбора той или иной формы взаимодействия
семьи и образовательного учреждения;
уметь:
– охарактеризовать функции современной семьи;
– воспроизвести функции работы педагога с семьей;
– выделить и охарактеризовать принципы работы педагога
с семьей;
– обосновать необходимость использования определенной
модели взаимодействия педагога с родителями;
– охарактеризовать особенности изучения семьи педагогом;
–
обосновать выбор методов и форм взаимодействия педагога
с родителями.
владеть (уметь применять):
– методикой изучения семьи педагогом;
– методикой организации взаимодействия педагога с родителями.
-
6 -
Стр.6
Учебно-тематический план
Аудиторных часов
Из них
№
Название
раздел/темы
1 Семья как первичный институт
социализации личности
2
Психолого-педагогические
основы семейного воспитания
3
Основные функции работы
педагога с семьей
4 Принципы работы педагога
с родителями
5 Модели педагогической работы
с родителями
7 Формы и методы работы
педагога с семьей
8 Программа работы педагога
с родителями
4 2 2 -
4 2 2 -
4 2 2 -
4 2 2 -
4 2 2 -
6 Изучение семьи педагогом 4 2 2 -
8 4 4 -
4 2 2 -
Итого 36 18 18 -
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 4
- 2
- 18
2. В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы
организации взаимодействия педагога с родителями, которые
в имеющихся учебниках и пособиях раскрываются поверхностно,
не всегда системно.
3. В структуре учебно-методического пособия кроме теоретического
блока, раскрывающего основные закономерности,
принципы и формы организации взаимодействия педагога с
родителями, предлагаются задания для самостоятельного осмысления,
а также проблемно-аналитический материал, проверяющий
сформированность профессиональной компетенции.
4. Содержание теоретического блока учебно-методического пособия
отражает основные понятия, педагогические явления и
- 7 -
Трудоемкость
Всего
Лекций
Семинарских
Практических
Контроль СРС
Индивидуальная
работа
Самостоятельная работа
студента
Стр.7
феномены в области организации взаимодействия педагога с
родителями в доступной форме и логической последовательности
в виде схем, таблиц, рисунков.
5. Освещение проблем дискуссионного характера в рамках заданий
для самостоятельного осмысления и проблемно-аналитического
материала ориентировано на определение собственной
педагогической позиции студента в рамках работы на
лекционных занятиях и самостоятельной работы по курсу.
6. Учебно-методическое пособие построено в форме лаконичного
тезисного изложения материала для того, чтобы:
– максимально разносторонне показать внутреннюю логику
организации взаимодействия педагога с родителями;
– стимулировать студентов к самостоятельному активному
поиску доказательств, подтверждающих истинность
или ложность предполагаемых суждений.
7. Учебно-методическое пособие адресовано не только обучающимся
дневной и заочной форм обучения по образовательной
программе бакалавриата по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование, 050700.62 Специальное
(дефектологическое) образование, но и слушателям курсов
повышения квалификации, педагогам, преподавателям высшей
школы.
- 8 -
Стр.8