ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ.
СЕРИЯ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Том 15 № 1 (2018)
DOI 10.22363/2312-8011-2018-15-1
http://journals.rudn.ru/education-languages
Научный журнал
Издается с 2004 г.
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-61172 от 30.03.2015 г.
Учредитель: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
Главный редактор
Синячкин В.П., доктор филологических наук,
профессор, заведующий кафедрой русского
языка и межкультурной коммуникации факультета
гуманитарных и социальных наук,
Российский университет дружбы народов
E-mail: sinyachkin_vp@rudn.university
Члены редакционной коллегии
Джусупов Маханбет — доктор филологических наук, профессор, Ташкентский государственный университет мировых языков, Узбекистан
Дмитрюк Сергей Валерьевич — кандидат филологических наук, редактор издательского отдела МИЛ, Россия
Евдокимова Светлана — доктор филологических наук, профессор, профессор славистики и компаративной литературы, кафедра славянских
языков, Университет Браун, США
Жаксылыков Аслан Жамильевич — доктор филологических наук, профессор, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы,
РК
Жаркынбекова Шолпан Кузаровна — доктор филологических наук, профессор, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва,
Астана, РК
Канагараджа Суреш — почетный профессор, кафедра прикладной лингвистики и английского языка; директор Центра миграционных исследований
Пенсильванского университета, США
Кибальник Сергей Акимович — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Кулибина Наталья Владимировна — доктор педагогических наук, профессор, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, Москва,
Россия
Куриленко Виктория Борисовна — кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов
Лебедько Мария Григорьевна — доктор филологических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Россия
Маслова Валентина Авраамовна — доктор филологических наук, профессор, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова,
Витебск, Республика Беларусь
Муди Эндрю — PhD, доцент, кафедра английского языка; заместитель декана, факультет искусств и гуманитарных знаний; Университет Макао,
КНР
Муранска Наталия — доктор филологических наук, профессор, профессор русистики и компаративной литературы, факультет философии,
Университет Константина Философа, Словакия
Протасова Екатерина Юрьевна — доктор педагогических наук, доцент, лектор, Отделение современных языков Хельсинкского университета,
Финляндия
Прошина Зоя Григорьевна — доктор филологических наук, профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия
Руденко-Моргун Ольга Ивановна — доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов
Тарасов Евгений Федорович — заведующий отделом психолингвистики ИЯ РАН (ФАНО), глава московской психолингвистической школы (МПШ),
доктор филологических наук, профессор, главный редактор журнала «Вопросы психолингвистики» (в составе базы Russian Science Citation Index
на платформе Web of Science), Москва, Россия
Тлостанова Мадина Владимировна — доктор филологических наук, профессор, Линчепингский Университет, Линчепинг, Швеция
Шляхов Владимир Иванович — доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов
Фирман Уильям — доктор политических наук, профессор, специалист в области языковой политики, почетный профессор Университета Индианы,
Центр евразийских исследований, Блумингтон, США
Заместитель главного редактора
Бахтикиреева У.М., доктор филологических
наук, профессор кафедры русского языка и
межкультурной коммуникации, Российский
университет дружбы народов
E-mail: bakhtikireeva_um@pfur.ru
Ответственный секретарь
Валикова О.А., доктор философии (PhD), научный
сотрудник УНИП, Российский университет
дружбы народов
E-mail: valikova_o@pfur.ru
Стр.1
Вестник РУДН
Серия: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2018 Том 15 № 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ.
СЕРИЯ: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ISSN 2312-802Х (online); ISSN 2312-8011 (print)
4 выпуска в год
Входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК РФ
Языки: русский, английский, французский, немецкий, испанский
Опубликованные в журнале статьи индексируются в международных реферативных и полнотекстовых базах
данных: Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) на базе Научной электронной библиотеки eLibrary.
ru (НЭБ), Академия Google (Google Scholar), Ulrich’s Periodicals Directory, WorldCat, Cyberleninka
Цель и тематика
В тематическое поле журнала входят актуальные проблемы общего языкознания, лингводидактики, а также
интегративные направления новейшей филологии: лингвокультурология, социолингвистика, политическая
лингвистика, вопросы билингвизма, межкультурная коммуникация. На протяжении своей истории журнал
презентовал стратегии эффективной лингводидактики, механизмы восприятия и усвоения иностранного языка
в прагматическом аспекте, методики преподавания русского и иностранного языков и др.
Начиная с 2016 г. журнал расширяет исследовательский контекст публикаций и приглашает к сотрудничеству
литературоведов, культурологов, историков, философов и других представителей гуманитарного знания.
Вместе с тем особое внимание уделено краеугольным вопросам современного языкознания: Языку в Человеке
и Человеку в Языке; Языку в поликультурном обществе; особенностям языкового сознания билингвальной
личности; механизмам восприятия и усвоения иностранного языка в когнитивном и прагматическом аспектах;
лингводидактике и многим другим.
Миссия (сверхзадача) журнала — интегрировать лингвистический и экстралингвистический опыт специалистов
разных стран и научных направлений с целью разработки универсальной стратегии толерантного взаимодействия
между представителями различных языков и культур. Редколлегия журнала убеждена, что Язык
(и свой, и чужой) может быть мостом к постижению другой культуры, ментальности, этнической сущности.
Ослабление конфронтационного восприятия Другого и провозглашение самоценности каждого языка и каждого
этноса в мультикультурном социуме — миссия «Вестника», решаемая на уровне конкретных исследовательских
задач, среди которых:
— установление, описание, систематизация языковых фактов по заявленной проблематике;
— публикация результатов экспериментальных методик преподавания и изучения иностранных языков;
— исследование языковых процессов в поликультурном пространстве;
— изучение би- и транслингвальных практик в литературе и медиа и т.д.
Правила оформления статей, архив и дополнительная информация размещены на сайте: http://journals.
rudn.ru/education-languages/about/submissions
Электронный адрес: uldanai@mail.ru; vestnik_valikova@mail.ru
Редактор: И.В. Успенская
Компьютерная верстка: О.Г. Горюнова
Адрес редакции:
ул. Орджоникидзе, д. 3, Москва, Россия, 115419
Тел.: (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Адрес редакционной коллегии серии «Вопросы образования: языки и специальность»:
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Тел.: (495) 434-20-12; E-mail: lingj@rudn.university
Подписано в печать 16.03.2018. Выход в свет 30.03.2018. Формат 70×100/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «NewtonC».
Усл. печ. л. 14,51. Тираж 500 экз. Заказ № 20. Цена свободная.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Российский университет дружбы народов» (РУДН)
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Отпечатано в типографии ИПК РУДН
Российская Федерация, 115419, Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3
Тел. (495) 952-04-41; ipk@rudn.university
© Российский университет дружбы народов, 2018
2
Стр.2
RUDN JOURNAL OF LANGUAGE EDUCATION AND TRANSLINGUAL
PRACTICES
VOLUME 15 NUMBER 1 (2018)
DOI 10.22363/2312-8011-2018-15-1
http://journals.rudn.ru/education-languages
Founded in 2004
Founder: PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA
EDITOR-IN-CHIEF
Professor Dr. Vladimir Sinyachkin
Peoples’ Friendship University of
Russia
E-mail: sinyachkin_vp@rudn.
university
EDITORIAL BOARD
Prof. Suresh Canagarajah — Pennsylvania State University, USA
Prof. Mahanbet Dzhusupov — Uzbekistan State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan
PhD Sergey Dmitryuk — The Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Prof. Svetlana Evdokimova — Brown University, USA
Prof. Aslan Zhaksylykov — Kazakh National University of Al-Farabi, Almaty, Kazakhstan
Prof. Sholpan Zharkynbekova — Eurasian National University named after L.N. Gumilyov, Astana, Kazakhstan
Prof. Sergey Kibalnik — the Institute of Russian Literature (the Pushkin House), Russian Academy of
Sciences
Prof. Natalya Kulibina — The Pushkin State Russian Language Institute, Moscow, Russia
Dr. Viktoriya Kurilenko — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Lebedko Maria Grigorievna — Far Eastern Federal University, Russia
Prof. Valentina Maslova — Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk, Belarus
Prof. Andrew Moody — University of Macau, China
Prof. Natalia Muranska — Constantine the Philosopher University, Nitra, Slovak
Prof. Ekaterina Protassova — University of Helsinki, Helsinki, Finland
Prof. Zoya Proshina — Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
Prof. Olga Rudenko-Morgun — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Eugeniy Tarasov — Linguistics Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Prof. Madina Tlostanova — Linkoping University, Linkoping, Sweden
Prof. Vladimir Shlyahov — Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Prof. Wiliam Firman — Indiana University, USA
VICE-EDITOR
Professor Dr. Uldanai Bakhtikireeva
Peoples’ Friendship University of
Russia
E-mail: bakhtikireeva_um@pfur.ru
EXECUTIVE SECRETARY
PhD Olga Valikova
Peoples’ Friendship University
of Russia
E-mail: valikova_o@pfur.ru
Стр.3
RUDN Journal
of Language Education
and Translingual Practices
2018 Vol. 15 No. 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
RUDN JOURNAL OF LANGUAGE EDUCATION
AND TRANSLINGUAL PRACTICES
Published by the Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow
ISSN 2312-802Х (online); ISSN: 2312-8011 (print)
4 issues per year
Languages: Russian, English, French, German, Spanish
Articles have been published in this journal are indexed by several systems: Russian Science Citation Index, (RSCI)
by “Electronic Scientific Library” foundation (eLibrary.ru), Google Scholar, Ulrich’s Periodicals Directory,
WorldCat, Cyberleninka, State Commission for Academic Degrees and Titles of Russian Federation
Aim and Scope
The thematic field of the journal includes actual problems of general linguistics, didactics, as well as integrative
areas of modern philology: cultural linguistics, sociolinguistics, political linguistics, bilingualism issues, crosscultural
communication.
During its ten-year history the Journal has been offering for discussion by the scientific community significant
problems of modern linguistics: Language in Human and Human in Language; Language in a multicultural society;
peculiarities of bilingual linguistic consciousness of the individual; mechanisms of perception and learning of
foreign language in the cognitive and pragmatic aspects; effective strategy of linguistic didactics and many others.
From 2016, the Journal extends the research context of publications and invites for cooperation culture experts,
historians, philosophers, and other representatives of the humanities.
Mission (the supertask) of the Bulletin is to integrate linguistic and extra-linguistic experience of experts from
different countries and scientific disciplines. We try to develop universal strategy of tolerant interaction between
people of various languages and cultures. The Editorial Board believes that the Language (Own, and Others’) may
not be only the barrier, but also a bridge between cultures, mentalities and ethnic identities. Our Mission may be
implemented in the research tasks as:
— Identification, description, classification of linguistic facts of declared problematics;
— Publication of the results of experimental methods of teaching and learning of foreign languages;
— The study of language processes in multicultural environment;
— The study of bi- and translingual practices in literature, media; etc.
Further information regarding notes for contributors, subscription, and back volumes is available at://journals.
rudn.ru/education-languages/about/submissions
E-mail: uldanai@mail.ru; vestnik_valikova@mail.ru.
Editor I.V. Uspenskaya
Computer design: O.G. Gorunova
Address of the editorial board:
Ordzhonikidze str., 3, Moscow, Russian Federation, 115419
Ph. +7 (495) 955-07-16; e-mail: ipk@rudn.university
Address of the editorial board Series «Problems of education: languages and speciality»:
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russian Federation, 117198
Ph. +7 (495) 434-20-12; E-mail: lingj@rudn.university
Printing run 500 copies. Open price.
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Peoples’ Friendship University of Russia”
6 Miklukho-Maklaya str., 117198 Moscow, Russian Federation
Printed at RUDN Publishing House:
3 Ordzhonikidze str., 115419 Moscow, Russian Federation,
Ph. +7 (495) 952-04-41; e-mail: ipk@rudn.university
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2018
4
Стр.4
Вестник РУДН
Серия: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
ЯЗЫКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
2018 Том 15 № 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
СОДЕРЖАНИЕ
К ЧИТАТЕЛЯМ
АРСЕНАЛ
Аникина М.Н. Целеполагание при обучении русскому языку как иностранному и средства
достижения цели .....................................................................................................
Османзаде А.О. Лингводидактические возможности использования ассоциативных
рядов в практике преподавания РКИ ............................................................................
Кряхтунова О.В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной
среде ...............................................................................................................
Дорохова М.В., Свердлова Н.А. Изучение русского языка в условиях полилингвизма
(на примере работы с учащимися-мигрантами в МОУ СОШ Иркутска) ................
Сафарова С.А., Сидорова И.Н. Тема русского патриотизма на занятиях по литературе
в иностранной аудитории .......................................................................................
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
Мамонтов А.С., Столярова А.Г. Специфика формирования вторичной языковой
личности при субординативном билингвизме (на примере русско-корейских сопоставлений)
.......................................................................................................................
Чжан Ж. Устойчивость и вариативность содержания этнокультурных стереотипов (на
материале ассоциативного эксперимента «Китайцы глазами русских») ......................
Щенникова Н.В., Анипкина Л.Н., Полякова Е.В. Речевое воздействие и речевая
манипуляция (по данным ассоциативного эксперимента) ...........................................
Берёзко Д.В. Особенности формирования имиджа современного белорусского политика
(на примере выступлений кандидатов в депутаты) ...........................................
Раклов Ф.В. Диахронический анализ общечеловеческой ценности «успех» .............
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Аминева В.Р., Набиуллина А.Н. Номинация как способ идентификации персонажа
в прозе И. Абузярова .......................................................................................................
ПОЛИЛОГ
Сулейменов О.О., Бахтикиреева У.М., Джусупов М.М., Валентинова О.И., Дихтяр
С.В., Дубровина М.Э., Валикова О.А., Исмаилов Г.М. Код слова .................. 128
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сулейменов О.О. Утро этимологии (novellо) ............................................................... 166
© Российский университет дружбы народов, 2018
52
59
Семенова А.В. Интерлингвокультурологический подход с позиции контактной вариантологии
....................................................................................................................67
76
83
92
7
9
18
27
38
45
98
Бартош Ю.В. Новая сетевая поэзия как пространство языковой игры ...................... 110
Тодорова И.Д. Витальность русского языка и русскоязычная литература ................. 118
5
Стр.5
RUDN Journal
of Language Education
and Translingual Practices
CONTENTS
EDITORIAL
ARSENAL
Anikina M.N. Goal Setting in Russian Language Teaching-Learning and Motivational
Textbook as a Way to Achieve the Goal ...............................................................................
Osmanzade A.O. Linguo-Didactic Opportunities for Using Associative Rows in the Practice
of Teaching Russian as a Foreign Language ........................................................................
Kryakhtunova O.V. Pedagogical Status of Migrant Children in the Russian-Speaking
Educational Environment ..................................................................................................
Dorokhova M.V., Sverdlova N.A. Russian Language in Polylingual Educational Context
(on the Example of Multinational Classes of Irkutsk Secondary Schools) ...........................
Safarova S.A., Sidorova I.N. The Theme of Russian Patriotism at the Lectures on Literature
in a Foreign Audience ........................................................................................................
LANGUAGE CONSCIOUSNESS
Mamontov A.S., Stolyarova A.G. Specifics of Formation of Secondary Language Personality
in the Case of Subordinative Bilingualism (on the Example of the Russian-Korean
Comparisons) ....................................................................................................................
Zhang R. Stability and Variability of Ethno-Cultural Stereotypes Transformations (On the
Material of Associative Experiment “The Chinese in Russian Imaginary”) .........................
Semenova A.V. Interlinguocultural Approach from the Position of Contact Variantology..
Schennikova N.V., Anipkina L.N., Polyakova E.V. Verbal Influence and Verbal Manipulation
(Based on the Data of the Associative Experiment) .............................................................
Biarozka D.V. Features of Creating the Verbal Image of Belarusian Politician (on the Example
of Candidates’ to Parliament Speeches) .............................................................................
Raklov F.V. Diachronic Analysis of the Value Success .......................................................
LITERARY DEMENSION
Amineva V.R., Nabiullina A.N. Nomination as the Way of Identification of a Character in
I. Abuzyarov’s Prose ..........................................................................................................
POLYLOGUE
Suleimenov O.O., Bakhtikireeva U.M., Dzhusupov M.M., Valentinova O.I.,
Dikhtyar S.V., Dubrovina M.E., Valikova O.A., Ismailov G.M. Word code ................... 128
SUPPORTMENTS
Suleimenov O.O. Утро этимологии (novellо) ................................................................. 166
© Peoples’ Friendship University of Russia, 2018
52
59
67
76
83
92
7
9
18
27
38
45
2018 Vol. 15 No. 1
http://journals.rudn.ru/education-languages
98
Bartosh Ju.V. New Internet Poetry as a Space of Language Games .................................. 110
Todorova I.D. Vitality of the Russian Language and Russian-Language Literature ............. 118
6
Стр.6