ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
научно-педагогический журнал
«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научнопедагогический
журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых
и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния
высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций
педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются
актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и
зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки
и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников
высшей школы.
Целевая аудитория издания – сообщество исследователей и практиков
высшего и дополнительного профессионального образования (вузовские и академические
ученые, профессорско-преподавательский состав высшей школы,
администрация вузов, работники органов управления системой высшего образования,
соискатели ученой степени, студенчество). Авторы и читатели журнала –
специалисты в области философии образования, педагогики высшей школы, социологии
образования.
Миссия журнала – поддержание и развитие единого исследовательского
пространства в области наук об образовании в географическом (межрегиональность)
и эпистемологическом (междисциплинарность) смысле, а также укрепление
межвузовского сотрудничества научно-педагогических работников.
Задача – выработка общезначимого языка описания и объяснения современной
образовательной реальности, который не только позволяет понимать происходящее,
но и сплачивает, объединяет научно-педагогическое сообщество на основе
ценностей солидарности, содружества, кооперации и сотворчества.
Журнал входит в Перечень научных изданий, рекомендованных ВАК для
публикации результатов исследований по следующим отраслям науки:
09.00.00 – Философские науки;
22.00.00 – Социологические науки;
13.00.00 – Педагогические науки.
«Высшее образование в России» публикует теоретические (аналитические,
полемические, проблемные) статьи, а также результаты эмпирических и практико-ориентированных
исследований, материалы конференций и круглых
столов, научные рецензии. В своей деятельности журнал опирается на профессиональные
объединения в сфере высшего образования (Российский союз
ректоров, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инженерного
образования России, Ассоциация классических университетов России, Международное
общество по инженерной педагогике).
Стр.2
www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
Журнал издается с 1992 года
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Содержание
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. РУДСКОЙ, А.И. БОРОВКОВ, П.И. РОМАНОВ, О.В. КОЛОСОВА.
Общепрофессиональные компетенции современного российского
инженера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
В.Б. НИКИШИНА, А.А. КУЗНЕЦОВА, О.Ф. ПРИРОДОВА.
Компетентностная модель повышения квалификации преподавателя
медицинского вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
«СИНЕРГИЯ –2017»
В.В. КОНДРАТЬЕВ. Инженерная педагогика как основа системы подготовки
преподавателей технических университетов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
V.S. SHEINBAUM, O.V. BUDZINSKAYA. Integration of Education, Science
and Business: Current Institutional Solutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Ф.Т. ШАГЕЕВА, М.Ф. ГАЛИХАНОВ, Г.Р. СТРЕКАЛОВА. Развитие
предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор
успешной профессиональной карьеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Н.Н. ГАЗИЗОВА, Г.А. НИКОНОВА, Н.В. НИКОНОВА. Учебно-методический
комплект по математике для студентов технологического университета . . . . . . . . . . .56
Рекомендации участников международной сетевой конференции
«СИНЕРГИЯ-2017» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Стр.3
ПЕДАГОГИКА: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Соучредители: Московский
политехнический
университет;
Ассоциация технических
университетов
Партнеры:
НИЯУ МИФИ,
ННГУ им. Н.И.Лобачевского,
КНИТУ,
РГГУ,
ТвГУ,
РосНОУ
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П. Огородникова
Редакторы:
О. Ю. Миронова
Ответственный секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
М. В. Куликова
Технический редактор:
Д. В. Давыдова
Художник:
Н. Н. Жильцов
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2А
Юридический адрес:
107023, Москва,
ул. Б. Семёновская, д. 38
Тел./факс: (499) 976-07-46
e-mail: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Подписано в печать с
оригинал-макета 29.01.2018
Усл. п. л. 11. Тираж 800 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.ru;
www.vovr.elpub.ru
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Т.А. ВОЛОШИНА. Обучение предпринимательству
в Дании: системообразующие доминанты . . . . . . . . . . . . 123
Д.В. РАТУШИНА. Пётр Бицилли в философском
«разговоре» русского зарубежья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В.И. ЛЕВИН. Выдающиеся российские учёные
Е.С. и Д.А. Вентцель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
В.В. ПЕТРИК. Научно-исследовательская работа
в медицинских вузах Сибири в конце 50-х –
начале 90-х годов ХХ века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
М.А. МАЗНИЧЕНКО, Г.С. ПАПАЗЯН. Педагогические
условия личностного и профессионального
роста студентов в контексте волонтерской
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
М.А. ЛУКАШЕНКО. Корпоративные коммуникации:
обучить нельзя регламентировать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Л.А. ГЕГЕЛЬ, Е.О. КАЗАКОВА. Специалист по работе
с молодёжью: проблемы подготовки
и востребованности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
И.В. НИКУЛИНА, Н.В. СОЛОВОВА. Формирование
конфликтологической компетентности
преподавателя вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
А.С. РОБОТОВА. Оптимистический смысл деятельности
преподавателя высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
А.А. ПОЛОННИКОВ. К вопросу о коммуникативных
условиях образовательных изменений. . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Стр.4
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК при Министерстве образования
и науки РФ для публикации результатов научных исследований.
Редакционная коллегия
БЕДНЫЙ Б.И. (проф., ННГУ им. Н.И. Лобачевского); БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ А.В. (проф.,
Тверской государственный университет); БОЛОТИН И.С. (проф., Московский авиационный
институт – национальный исследовательский университет); ВЕРБИЦКИЙ А.А. (проф.,
академик РАО, МПГУ); ГРЕБНЕВ Л.С. (проф., НИУ «Высшая школа экономики»);
ГРИБОВ А.А. (проф., чл.-корр. РАН); ДЯТЧЕНКО Л.Я. (проф.,БелГУ); ЖУРАКОВСКИЙ В.М.
(проф., акад. РАО); ИВАНОВ В.Г. (проф., КНИТУ); ИВАХНЕНКО Е.Н. (проф.,
РГГУ); КИРАБАЕВ Н.С. (проф., РУДН); КУЗНЕЦОВА Н.И. (проф., РГГУ);
ЛУКАШЕНКО М.А. (проф., МФПУ «Синергия»); МЕЛИК-ГАЙКАЗЯН И.В. (проф.,
ТГПУ); НАБОЙЧЕНКО С.С. (проф., чл.-корр. РАН); ПЕТРОВ В.Л. (проф., НИТУ
«МИСиС»); САЗОНОВ Б.А. (гл. науч. сотрудник, ФИРО); САЗОНОВА З.С. (проф.,
МАДИ); САПУНОВ М.Б. (журнал «Высшее образование в России»); СЕНАШЕНКО B.C.
(проф., РУДН); СИЛЛАСТЕ Г.Г. (проф., Финансовый университет при Правительстве
РФ); СТРИХАНОВ М.Н. (проф., ректор, НИЯУ МИФИ), ФЕДОРОВ И.Б. (акад. РАН,
Президент МГТУ им. Н.Э. Баумана); ЧУПРУНОВ Е.В. (проф., ректор, ННГУ им.
Н.И. Лобачевского); ЧУЧАЛИН А.И. (проф., Кубанский государственный технологический
университет)
Международный редакционный совет
АЛЕКСАНДРОВ А.А. (проф., ректор, МГТУ им. Н.Э. Баумана, президент Ассоциации
технических университетов); АУЭР Михаэль (Генеральный секретарь IGIP, проф., Университет
прикладных наук Каринтии); БАДАРЧ Дендев (проф., директор департамента
ЮНЕСКО, Париж); де ГРААФ Эрик (гл. ред. European Journal of Engineering Education,
проф., Алборгский университет); ГРУДЗИНСКИЙ А.О. (проф., член рабочей группы по
Болонскому процессу при Минобрнауки России); ЖЕНЬ НАНЬЦИ (акад., Харбинский политехнический
университет, исполнительный директор АТУРК); ЗГУРОВСКИЙ М.З. (акад.
НАН Украины, ректор, Национальный технический университет Украины); ЗЕРНОВ В.А.
(проф., ректор, РосНОУ, председатель совета Ассоциации негосударственных вузов);
МАРУХЯН В.З. (проф., ректор, Национальный политехнический университет Армении);
НЕЧАЕВ В.Д. (проф., ректор, Севастопольский государственный университет);
ОЧИРБАТ Баатар (ректор, Монгольский государственный университет науки и технологий);
ПРИХОДЬКО В.М. (проф., чл.-корр. РАН, президент Российского мониторингового
комитета IGIP); РИБИЦКИС Леонид С. (проф., акад. Латвийской академии наук,
ректор, Рижский технический университет); САДОВНИЧИЙ В.А. (проф., акад. РАН, ректор,
МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РСР); САНГЕР Филлип (проф., Университет
Пердью, США); ЮШКО С.В. (проф., и.о. ректора, КНИТУ)
Стр.5