Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Сервис plus

Сервис plus №2 2007

0   0
Страниц103
ID623005
Аннотация«Сервис plus» является первым в России и пока единственным мультидисциплинарным рецензируемым научным изданием, специализирующимся на проблемах сервиса. Основная цель журнала – формирование комплексной системы знаний в сфере предоставления сервисных услуг в условиях развития современного рынка на основе исследований поведения потребителей. Журнал издается на регулярной основе, 4 раза в год, в своем портфеле имеет статьи зарубежных авторов. Авторы – известные ученые вузов России и зарубежья, специалисты различных ведомств, научно-исследовательских лабораторий, а также аспиранты, соискатели, студенты.
Сервис plus .— 2007 .— №2 .— 103 с. — URL: https://rucont.ru/efd/623005 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва В отечественной литературе уже достаточно основательно показаны содержание, возникновение, этапы развития и функционирования социальной работы как феномена общественной жизни. <...> Кроме того, являясь междисциплинарным направлением, что обусловлено главным объектом – человеком как биопсихосоциального существа, – социальная работа также использует понятия других (близких их) научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, социальной медицины и др. <...> Теория социальной работы //Отечественный журнал социальной работы. <...> Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации /Социальная работа: история, теория, технология /Научная школа проф. <...> Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной деятельности /Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. <...> В широком же смысле слова социальная работа имеет своим объектом как все население, так и различные конкретные сферы жизнедеятельности социального характера, а также социальную сферу общества в целом. <...> В значении «бытовые, хозяйственные и другие удобства», входя в содержание понятий «социальное обслуживание» и «социальная работа» как следствие оказываемых услуг, оно связано преимущественно с понятием «сервис». <...> Теория социальной работы в нашей стране будет обогащаться не только за счет развития научной, учебной и практической деятельности в России, но и за счет теоретических и практических достижений в области социальной работы за рубежом в большой степени, чем ныне. <...> Отличительные характеристики услугианализ адекватности существующей парадигмы И.В. Христофорова канд. эконом. наук, доцент , ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва Как известно, в качестве основной парадигмы услуги, иногда называемой «4 Не», характеризующей ее отличие от товара, выступает обладание четырьмя специфическими <...>
Сервис_plus_№2_2007.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сервис_plus_№2_2007.pdf
ТЕОРИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ УДК 364 Состояние и перспективы развития социальной работы как науки, учебного процесса, практической деятельности и составной части социального сервиса в условиях глобализации П.Д. Павленок д-р философ. наук, проф. ГОУВПО «Московский государственный университет сервиса», г. Москва В отечественной литературе уже достаточно основательно показаны содержание, возникновение, этапы развития и функционирования социальной работы как феномена общественной жизни. В настоящей статье автор акцентирует свое внимание на более углубленном анализе названных элементов (компонентов), связи социальной работы и социального сервиса с учетом накопленного опыта в стране и за рубежом, перспектив развития в условиях глобализации, осуществляемых в стране преобразований, реформ. С момента институализации социальной работы, органического сочетания всех ее трех компонентов (примерно в середине XX в.) произошли значительные изменения в содержании каждого из них. Так, если ранее (вторая половина XX в.) развитие теории социальной работы, в том числе в нашей стране (90-е г. XX в.), проявлялось в формировании различных исторических парадигм социальной работы, то в настоящее время в России (во всяком случае) сложилась более или менее единая парадигма социальной работы как научной теории. В общем виде ее можно интерпретировать как такую сферу человеческой деятельности, которая ориентирована на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о специфической деятельности государственных, общественных и частных организаций, специалистов и добровольцев, направленной на решение социальных проблем индивида, группы, семей, слоев в обществе, их защиту, поддержку и помощь, оптимизацию функционирования различных сфер жизнедеятельности людей социальной направленности. Социальную работу ныне признают как научное на1 правление в силу того, что она характеризуется всеми признаками научных дисциплин: наличием собственных кафедр и организаций, научных журналов, учебников и учебных пособий. Неотъемлемыми ее компонентами являются также закономерности, присущие ей принципы и методы. 2 1 Как и каждому научному направлению, социальной работе присущ свой понятийно-категориальный аппарат, отражающий содержание ее объектов, субъектов, основных направлений и технологий. Кроме того, являясь междисциплинарным направлением, что обусловлено главным объектом – человеком как биопсихосоциального существа, – социальная работа также использует понятия других (близких их) научных дисциплин: социологии, психологии, педагогики, социальной медицины и др. С учетом процесса глобализации и органического сочетания научного, учебного и практического направлений социальной работы необходимо определить перечень и содержание ее основных компонентов: объектов, субъектов, функций, средств и т.д. Вероятно, учитывая отличия в перечне различными авторами разных функций, следует иметь в виду основные из них: информационную, диагностическую, прогностическую, предупредительно-профилактическую (или социально-терапевтическую), правозащитную, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-медицинскую, социально-бытовую, коммуникативную, рекламно-пропагандистскую, нравственно-гуманистическую, организационную. Содержание каждой из них автор определил в одном из учебных пособий. На основании обобщения меняющегося практичес3 кого опыта социальной работы, толкования ее не только в узком, но и широком смысле более точно можно и нужно определить группы объектов социальной работы. К первой из них традиционно относят группы людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. И это не вызывает сомнения. Другое дело, какие это конкретные группы и сколько их. Если брать во внимание законодательные и другие нормативные документы РФ, то число таких групп достигает 40 и более. С точки зрения научного подхода целесообразно использовать для этого базовые основания, которые и определяют 2 3 См.: Антология социальной работы: Сост. М.В. Фирсов. В 3-х т. – М., 1994, 1995; Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы. – М., 1997; Холостова Е.И. Становление теории социальной работы. – М., 1999; Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – М., 2000 и др. См. подробнее: Павленок П.Д. Теория социальной работы //Отечественный журнал социальной работы. – 2002. № 2; Павленок П.Д. Теория социальной работы: состояние и перспективы развития в условиях глобализации /Социальная работа: история, теория, технология /Научная школа проф. Е.И. Холостовой. – М., 2004; его же: Теория, история и методика социальной работы: Изд. 3-е – 6-е, дополн. – М., 2005-2007. См.: Павленок П.Д. Становление социальной работы как общественного феномена и вида социальной деятельности /Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. – М., 2001; Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. – М., 2007. Гл. 1. 2
Стр.1
ТЕОРИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ трудности социального положения отдельных личностей, семей, слоев и общностей людей. Это: состояние здоровья; служба и труд в экстремальных социальных условиях; пожилой, пенсионный возраст людей; девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей; особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность; предродовое и послеродовое состояние женщин; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных. Определение таких групп населения в качестве объекта социальной работы подразумевает ее понимание в узком смысле. В широком же смысле слова социальная работа имеет своим объектом как все население, так и различные конкретные сферы жизнедеятельности социального характера, а также социальную сферу общества в целом. Все население (не только отельной страны, но и целых континентов, всей Земли) может быть и уже является объектом социальной работы по двум основным причинам. Во-первых, потому что в трудных, сложных условиях может оказаться любой человек с точки зрения полного удовлетворения своих потребностей и интересов (не говоря уже о возможности вертикальной – вниз – мобильности). Во-вторых, потому что в современных условиях в социальной защите нуждается все население в связи с возникновением и необходимостью решения глобальных проблем современности: обеспечения прочного мира, недопущения термоядерной войны, социальной безопасности людей (в том числе в связи с терроризмом), сохранения природной среды, гарантированного обеспечения жителей Земли продовольствием, энергетическими ресурсами и т.д. В последнее время все чаще рассматривают в качестве объекта социальной работы, интерпретируемой в широком смысле слова, социальную сферу общественной жизни. И это вполне объяснимо. Ведь социальная сфера – исключительно важная область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная политика государства (государств) путем распределения материальных и духовых благ, обеспечения прогресса всех сторон общественной жизни, улучшения социального положения человека труда. Единый объект социальной работы – социальную сферу – можно конкретизировать, выделяя ее составные части. В структуру каждой из них, как и в социальную сферу в целом, включается несколько компонентов: а) социальная деятельность, ее различные виды; б) социальная структура (субъекты разных видов социальной деятельности и объекты, на кого ориентирована, направлена эта деятельность); в) материальнотехническая база, инфраструктура сферы, в том числе социальная инфраструктура; г) социальные отношения в собственном или узком смысле. Среди этих конкретных сфер жизнедеятельности наиболее важными являются следующие: сфера производства, производ ственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения; сфера образования; сфера науки; сфера культуры; культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения. В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются (должны решаться) вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказанию медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей, всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами. В конечном счете, речь идет о создании (путем осуществления социальных мероприятий) нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации людей, их различных групп и слоев, отдельных личностей. Социальные проблемы объектов социальной работы решаются с помощью ее субъектов, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты. Их можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку и учебный процесс. Субъектами социальной работы являются: 1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: - государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня; - различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.; - администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения; 2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.; 3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. Их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных объектов социальной работы, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности; 3
Стр.2
ТЕОРИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ 4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы; 5) исследователи социальной работы: научные работники, анализирующие состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывающие научные программы, фиксирующие существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикующие научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. Следует отметить, что в России практически уже сложились несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. В нашем вузе преимущественное развитие получила социологическая школа. Представители этих школ, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое внимание отдельным ее направлениям. Рассматривая вопрос о субъектах социальной работы, как и в случае интерпретации ее объектов, следует иметь в виду субъекты не только в рамках национально-государственных образований (иначе, в рамках отдельных государств, стран), но и за этими пределами, т.е. действующие организации, учреждения, различного рода объединения в группах государств (стран), на отдельных континентах и в мире в целом. В последнем случае (при широкой трактовке социальной работы) это международные организации в виде ООН, ее структур, ВОС (Всемирная организация здравоохранения), «Врачи без границ», МОТ (Международная организация труда), Международная Ассоциация фондов мира, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная организация уголовной полиции, Международный Красный Крест, Международный суд ООН, Международный фонд милосердия и здоровья и др.. Социальная работа, как наука, систематизирует и 1 прогнозирует знания в таких существенных областях, как место социальной работы в системе научных и учебных дисциплин, включая знания о самой социальной работе как системе и ее взаимоотношений с другими системами, проблемы изучения и использования зарубежного опыта, эффективности социальной работы . 2 Одним из важнейших вопросов теории является определение содержания и классификация технологий 1 2 социальной работы. С учетом Примерной программы по курсу «Технология социальной работы», в разработке которой принимал непосредственное участие автор данной статьи, укажу на три аспекта: 1) необходимость выделения общих и частных технологий как направлений социальной работы (социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальное страхование и т.д.); 2) необходимость выделения и определения содержания технологий социальной работы с различными группами населения; 3) необходимость (что практически игнорировалось до последнего времени, в частности в России) выделения социальной работы в разных сферах жизнедеятельности. Возможна и необходима классификация техноло3 гий социальной работы и по другим основаниям. Суммируя содержание технологий с учетом трех компонентов социальной работы, можно сделать такой вывод: технологии выступают в ней преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта и практики (практическая социальная работа). Именно технологии социальной работы в своей совокупности в значительной мере предопределяют ее эффективность. Эффективность обусловливается также процессом управления социальной работой, степенью подготовки социальных работников, их профессиональными и духовно-нравственными качествами. Эффективность является сложным феноменом и складывается из цели, результата, затрат, общественных норм (или идеалов). Она выражается формулой: Эф = Р/Ц + З (затраты) + У (условия). Рассматривая социальную работу в плане научной и учебной деятельности, очень важно определить ее место в системе других научных и учебных дисциплин. Ныне усилиями исследователей и преподавателей в этой области решены следующие основные задачи: а) выявлен универсальный, междисциплинарный характер социальной работы, обусловленный главным ее объектом – человеком как биопсихосоциальным существом; б) социальная работа определена как преимущественно общественная научная и учебная дисциплина, однако тесно связанная с естественными дисциплинами, а также (в определенной мере) с техническими; в) выявлена органическая взаимосвязь социальной работы с философией и социологией, которые выступают ее методологической основой; г) выявлено общее и особенное между социальной работой, с одной стороны, и социологией, педагогикой, 3 См.: Новый энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК. Большая российская энциклопедия, 2004. С 703-705. См. подробно: Основы социальной работы: Учебник. – М.: Инфра-М, 1997-2004; Павленок П.Д. Состояние и перспективы развития теории социальной работы в условиях глобализации /Социальная работа в изменяющейся России: проблемы, поиски, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 16-17 мая 2003г. /Под ред. К.М. Южанинова. – Томск: Издательство «Курсив», 2003. Обоснование такого подхода дается в ряде работ автора, в том числе: Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности /Под ред. проф. П.Д. Павленка. Изд. 1-е -3-е. – М., 2004-2007. 4
Стр.3